«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
материал по математике по теме

Бугдаева Деля Ивановна

мастер класс«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx473.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

на тему:

«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

Подготовила:

воспитатель

МКДОУ № 18

Бугдаева Д.И.

Элиста, 2015 г.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по теме « Развитие элементарных  математических представлений  у дошкольников».

Математика – наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

Математику недаром называют «царицей наук».  Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой,  дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?

Воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно  знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

Начиная работу с новой группой детей было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике.

Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

  1. «Математический домик» - украшен цифрами
  2. Домик для грамоты – буквами
  3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
  4. Книга – здесь можно послушать сказки.
  5. Игрушка – здесь можно играть.

Воспитатель спрашивает ребенка:

 «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учиться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка,  его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают сказочный и игровой домики.  И так первый домик, который выбирают дети - сказочный. В сказке так много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.

Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая  сказочному герою,  дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо  применять математические знания.

И второй домик. это домик, где можно играть..

Естественно – игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, можно использовать  такие игры, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами

Все дидактические игры я разделила на группы:

I. Игры с цифрами и числами

II. Игры путешествие во времени

III. Игры на ориентировку в пространстве

IV. Игры с геометрическими фигурами.

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.

I. Игра «Выложите из геометрических фигур изображение животных» 

   Цель: учить складывать из геометрических фигур изображения животных( по образцу). Подбирая детали по форме и цвету.

2. «Зоркий Глаз»

Цель: игры тренировка зрительных анализаторов, опознавать изображения пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или через кальку.

3. «Веселые браслеты»

4.разминка задание назовите пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра 3

 (три поросенка, три медведя, три богатыря, Бог троицу любит», «От горшка – три вершка», чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня), (Обещанного три года ждут.) Один льет, другой пьет,Третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растения).

ЦИФРА 7.

Пословицы и поговорки.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Загадки.

Приказало солнце: "Стой, семицветный мост крутой!" (Радуга)

Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты)

Белоснежка и 7 гномов. Волк и 7 козлят, Белоснежка и 7 гномов, Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях,  Цветик-семицветик...

  4 П\И «Созвездия и звезды»

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы   провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – игры!

Но распахивая перед детьми волшебные двери в математическую страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.

Я– воспитатель. Воспитываю я?

Любовь дарю.

И я судьбу благодарю за то,

Что мне даёт то детское тепло.

И от него мне так светло.

Учу считать, творить, красиво говорить,

Любить природу, старость уважать,

А в дружбе – друга понимать.

Ценить добро, не помнить зло,

Учу их человеком быть и просто – жить!

        Благодарю за внимание!


Приложение

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Значение  дидактической  игры : - помогает сделать любой учебный материал увлекательным;- облегчает процесс усвоения знаний;- создает радостное настроение;- вызывает у детей удовлетворе...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...