Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера
статья по математике на тему

Игнатьева Наталья Валентиновна

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – также одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике.

Использование дидактических игр с применением логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизинера дополнительно к непосредственной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в области формирования элементарных математических представлений  обеспечивает заметное повышение уровня их логико-математического развития.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом и на развитие логико-математического мышления в частности.

Одним из наиболее эффективных пособий для игр являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Палочки Кюизенера как дидактическое средство также в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине. Отличительной особенностью набора является то, что в нем нельзя обнаружить блоки одинаковые по всем четырем свойствам.

Палочки Кюизинера представляет собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.

Все палочки одного цвета имеют одинаковую длину. Каждая палочка своим цветом и длиной «показывает» определенное число.

В нашем детском саду уже второй год существует кружок «Маленькие логики», который построен на оригинальной системе игровых упражнений (А.А.Смоленцева и О.В. Пустовойт), основанной на применении универсального дидактического материала – логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера. Программа предназначена для обучения детей 3-5 лет.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Целью работы кружка является развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи:

- способствовать познавательной активности детей; стимулировать, поддерживать и развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру;

- развивать сенсорные способности детей: познакомить с сенсорными эталонами, как признаками предмета или явления, формировать способы простейшего сенсорного анализа, упражнять в зрительно-осязательно- двигательных обследовательских действиях;

- развивать наглядно-образное мышление; мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации (по цвету, по форме); операции анализа и синтеза, пространственного мышления;

- развивать опосредованную память с опорой на образное мышление;

- развивать воссоздающее воображение: принимать игровой образ и отражать его в движениях, изображать игровые действия, сопровождая их речью;

- развивать речь, как средство и форму мыслительной деятельности и общения;

- упражнять в двигательных умениях действовать по сигналу;

- формировать у детей социальные контакты; вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми, проявляя доброе отношение, согласовывая свои действия с партнерами.

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Структурно занятия представлены из нескольких взаимосвязанных между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек.

Математические способности дошкольников характеризуются рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

1.        Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.

2.        Целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

3.        Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие математических способностей.

4.        Игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.

5.        Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

План работы по самообразованию «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе. Создать     условия     для     эффективного...