математические игры младшая группа
картотека по математике (младшая группа) на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_femp_2_ml.gr_.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел сайта: учебно-методические разработки.

Шарыпова Татьяна Викторовна; воспитатель;

МБДОУ Детский сад №147 города Архангельска;

Название работы: Картотека математических игр по программе «Детство»

во 2 младшей группе.

 

1 квартал

1. «Сбор грибов»

Дидактическая задача: Различение равенства и неравенства групп предметов путём подкладывания одного предмета на другой.

Ход игры: Помочь ёжику разложить грибы под каждую ёлочку.

2. «Утка с утятами»

Дидактическая задача: Развивать представление о сохранении количества.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям взять по одной большой утке и отсчитать для нее утят. Дети отсчитывают утят и усаживаются за стол. Воспитатель обращает их внимание на то, что у него нет ни утки, ни утят. Затем берет большой круг и говорит, что это будет утка, а это (показывает на маленькие круги) — утята. Объясняет содержание игрового задания: «Играть будем так: я на фланелеграфе буду показывать, как плавает утка с утятами. Ваши утки с утятами посмотрят, и будут плавать точно так же. Для этого следует пересчитать их и запомнить, сколько утят у вашей утки. В ходе игры воспитатель на фланелеграфе показывает пространственное расположение утки с утятами: слева направо, затем справа налево, потом сверху вниз, снизу вверх, по кругу. Детям задаются вопросы: «Сколько у твоей утки утят? Все ли они возле утки? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?»

3. «В лесу»

Дидактическая задача: Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, сравнивать предметы по высоте, ширине. Уточнить название деревьев, животных, живущих в лесу. Закрепить понятия один и много. Использовать предлоги по назначению: «в», «на», «над».

Ход игры: Ребята, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Но лес далеко и надо ехать на автобусе. У каждого автобуса свой номер (круг, квадрат, треугольник). А у вас билетики, рассаживайтесь по метам, согласно своим билетикам. А теперь давайте проверим, все ли правильно сели, а то автобусы не поедут, если у них сидит пассажир с неправильным билетиком. Отправляемся в путь и поем песенку: «В машине шофер сидит». Вот мы и приехали. Ребята, а какое время года сейчас у нас? (весна) Бегут ручьи, вот и мы сейчас будем переходить через ручеек по мостикам. Один мостик какой? (Узкий). Другой? (Широкий). Девочки пойдут по узкому мостику, а мальчики по широкому. Вот мы и в лесу. Давайте посмотрим, какие деревья растут в этом лесу? (Береза, елки). Ребята, а какая по высоте у нас береза? (Высокая). А елки? (Низкие). Ребята, а сколько в лесу берез? (Одна). А сколько елок? (Много). Ребята, а кто из животных живет в лесу?(перечисляют). Где в лесу живет белка? (на дереве). А где прячется заяц от лисы? (под елочкой). Где спит медведь? (В берлоге). А теперь давайте-ка поиграем, все мы превратимся в зверей и будем прятаться. Ой, кто-то стучится. Ой, это Буратино, он тоже хочет с нами поиграть. Давайте все вместе играть. Надеваем маски зайцев и медведей. Послушайте, как я скажу 1,2,3 Буратино ищи, вы должны спрятаться: зайцы под елку, медведи в берлогу (2-3 раза).

4. «Петрушкины гости»

Дидактическая задача: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

5. «Подарим Петрушкам флажки»

Дидактическая задача: Учить различать понятия «много» и «один», составлять равенства, определять направление от себя, величину предметов, пользоваться выражением «такой же».

Оборудование: У каждого ребенка по 3—4 флажка, например: красный квадратный большой, зеленый квадратный большой, красный квадратный маленький, зеленый квадратный маленький.

Ход игры: Воспитатель говорит: «К нам пришли куклы Maша и Даша. Они собираются на праздник. Хотят попросить у вас флажки. Кукла Маша спрашивает, столько у каждого из вас флажков. Какой они формы? (воспитатель помогает назвать размер и форму флажков.) Давайте отдадим куклам сначала большой красный флажок, потом большой зеленый». И т. д. Воспитатель еще раз уточняет, какого цвета и размера флажки, просит найти такие же по цвету, размеру. Спрашивает: «Сколько флажков у куклы Маши? А у Даши? Куклы сказали, что им не надо так много. (Убирает флажки, оставляет 2 у Маши.) Возьмите в руки столько флажков, сколько их у Маши. А Даша взяла вот столько флажков. (3) Возьмите и вы столько же». Воспитатель предлагает детям пойти на праздник вместе с куклами: взять в правую руку красный флажок, в левую — зеленый, поднять их вверх, опустить вниз, вытянуть руку с флажком вперед и т. д. Затем предлагает помочь куклам сделать то же самое.

6. «Подберем куклам флажки»

Дидактическая задача: Упражнять в составлении групп предметов по одному-двум признакам.

Оборудование: У воспитателя 2 куклы (в красном и зеленом платьях), 2 вазы (большая и маленькая одного цвета). У детей по 4 разных флажка.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает платья кукол, называет их цвет. Предлагает показать кукле Маше в зеленом платье все зеленые флажки, а кукле Даше в красном платье красные флажки.Затем обращает внимание детей на стоящие рядом с куклами вазы, уточняет   их   размер   и   цвет.   Предлагает поиграть:  в большую вазу для  Даши поставить   большие   красные   флажки, в  маленькую  для   Маши — маленькие зеленые. Спрашивает: «Какие у Даши флажки?   А   у   Маши?   Сколько   их?» Воспитатель ставит на пол две вазы: в   одной — зеленый   квадратный   флажок, в другой — зеленый треугольный. Рядом    сажает    кукол.    Спрашивает: «Какой    формы    флажок    у    Маши? А у  Даши?   (Помогает детям определить форму: треугольный, квадратный.) Найдите  еще  такие   же   флажки,   как у кукол, и подарите им».

7. «Украсим заборчик флажками»

Дидактическая задача: Упражнять   в   группировке флажков   по   двум признакам: цвету и размеру,   форме   и   размеру,   форме и цвету. У   детей   по   8   флажков   двух   цветов  (красного и зеленого), двух форм (треугольной и квадратной), двух размеров (большого и маленького).

Ход игры: Воспитатель   обращается к детям: «Скоро праздник. Давайте украсим    заборчики    флажками.    Посмотрите,   какого    цвета   флажки    вы видите на заборчиках. Какого размера? Какой    формы?    Украсьте    заборчики такими же   флажками.   Какой   заборчик  самый   красивый?   Какими   флажками   он   украшен?    (Дети   называют два   признака.)   А   мне   нравится   вот этот заборчик.   Какими  флажками  он украшен? Давайте посмотрим  и  назовем.    (Называют   флажки    по    цвету, форме, размеру.)   Сколько заборчиков мы украсили?»

8. «Украсим платок»

Дидактическая задача: Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование: «Платки» (большой — для   воспитателя,   маленькие — для  детей),   набор  листьев  двух   цветов (на каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой большой платок, а вы — маленькие, е Верхний край украсим желтыми листочками,   вот  так.  Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их было поровну?»

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета, т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько   и   на   левую.В заключение дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

9. «Сбор урожая»

Дидактическая задача: Упражнять в умении составлять группы предметов, характеризовать их: «много», «мало», сопоставлять попарно; активизировать речь детей: «столько же», «поровну», «больше чем», «меньше чем».

Оборудование:  У воспитателя демонстрационное, а у детей раздаточное наборное полотно с двумя полосками коричневого цвета, имитирующее грядку; набор овощей (муляжей): морковь, огурцы, помидоры (по 6—8 штук).

Ход игры: Воспитатель говорит. «Наступила осень. Созрели овощи. Какие овощи? Назовите их. Давайте разложим овощи так, чтобы сразу было видно, где морковь, где помидоры, гдe огурцы. (Раскладывают на столе по группам.) Сколько овощей? (Много.) Овощи росли на грядках. (Обращает внимание детей на наборное полотно с 2 огурцами и 7 помидорами.) Какие овощи выросли? Чего больше: огурцов или помидоров? Сколько помидоров? (Много.) Сколько огурцов?» (Мало; огурцов меньше, их 2.) Воспитатель продолжает: «Стало солнышко пригревать, и у детей на грядках появились овощи. Выросло их столько же, сколько и на большой грядке: мало огурцов и много помидоров». Дети раскладывают муляжи. Воспитатель задает вопросы о количестве, цвете, форме овощей. Рассказывает, что собранные овощи увозят в магазин. «Но вот снова лето наступило, опять созрели овощи. На верхней грядке морковь. (Раскладывают в ряд.) Сколько морковок выросло? На другой грядке красивые красные помидоры. А выросло их столько же, сколько и морковок. Для того чтобы определить, поровну ли их, положим под каждой морковкой помидор. Сколько помидоров выросло? (Столько, сколько морковок, их поровну.) Морковок и помидоров по количеству одинаково. Пришла в огород бабушка — ей нужна одна морковка. Сорвала она вот эту, последнюю справа. Давайте поможем ей, отнесем по одной морковке. (Каждый ребенок кладет морковку в миску в другом конце комнаты.) Чего теперь больше на грядках: моркови или помидоров? Чего меньше? Пришла на огород девочка. Увидела помидоры красные, красивые. И захотелось ей сорвать один. Сколько же осталось помидоров?» (Столько же, сколько морковок.)

В заключение воспитатель читает стихи С. Маршака:

                                               Собираем в августе урожай плодов.

                                           Много людям радости после всех трудов.

10. «Сплетём веночки»

Дидактическая задача: Закрепить умение группировать предметы по трём признакам: цвету, форме, размеру.

Оборудование:   В   центре   комнаты    на    стульях    сидят    4    куклы, платья   которых   украшены   листьями: кленовыми красными большими, кленовыми   зелеными   маленькими,   березовыми желтыми большими, березовыми зелеными    маленькими.   Около   кукол на полу обручи. У детей набор из разных листьев.

Ход игры: Воспитатель   говорит: «Куклы просят сплести им веночки из таких   же   красивых   листьев,   какими украшены  их  платья.  Какими листочками украшено платье вот этой куклы? (Дети   называют   все   три   признака.) А    этой?    Найдите   такой    же   лист. (Показывает.) Какого он цвета? Какой формы?   Какого   размера?   Составляя венок,   будем   прикладывать   листочки к   обручу,   и   тогда   венок   получится круглый,    красивый.    У    этой    куклы на  платье березовые большие желтые листья. Какими листьями украсим венок для нее?»  (такими же.) Воспитатель рассматривает с детьми полученные веночки, сравнивает с украшением на платье куклы, помогает исправить ошибки. В конце игры дети под музыку выполняют с листочками различные упражнения.

11. «Что нам привёз Мишутка?»

Дидактическая задача: Учить классифицировать предметы по определённому признаку, ориентироваться в пространстве (далеко – близко, впереди – сзади).

Ход игры: Путешествие с Мишкой поволшебной дорожке (далеко – близко) и расселяют в домики домашних животных; в лесу (далеко) – диких животных. Останавливаясь по пути и определяя лес впереди или сзади, где остался домик (впереди – сзади).

12. «Отгадай, что в мешочке?»

Дидактическая задача: Учить детей приёмам осязательного обследования формы предмета.

Ход игры: Воспитатель показывает красивый мешочек, говорит: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим её в мешочек. А искать будет тот,  кого я назову».

13. «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Освоение умение классифицировать множества по двум свойствам. Развивать умение находить на ощупь геометрическую фигуру.

Ход игры:                         Я – чудесный мешочек, вам, ребята, я дружочек,

                                         Очень хочется мне знать, как вы любите играть?

Дети рассматривают, что в мешочке; доставая фигуру, определяют форму, цвет. Затем прячут фигуру в мешочек, а дети на ощупь определяют форму фигуры, называя её.

14. «Найди, такую же»

Дидактическая задача: Различение, название геометрических фигур; установление соответствия между двумя группами предметов.

Ход игры: На столе несколько шкатулок. Замок  шкатулок имеет определённую геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик из имеющихся у них наборов геометрических фигур. Выбор определяется путём наложения и приложения фигуры на изображение.

15. «Подбери по форме»

Дидактическая задача: Учить детей выкладывать различные изображения с помощью геометрических фигур.

Ход игры: Дети выкладывают по схемам, используя геометрические формы, разнообразные предметы.

16. «Угадай форму предмета»

Дидактическая задача: Формирование понятий и представлений о круге.

Ход игры: Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольный и треугольный формы, две счетные палочки: короткая и длинная. Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

17. «Что бывает круглое?»

Дидактическая задача: Научится сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.  Примеры:

 - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

 - Что бывает длинным (коротким)?

 - Что бывает широким (узким)?

 - Что бывает круглым (квадратным)?

18. «Назови геометрическую фигуру»

Дидактическая задача: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

19. «Подбери колёса к вагончикам»

Дидактическая задача: Различение и называние геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счёт до 5.

Ход игры: Воспитатель показывает детям вагончики, к ним дети должны подобрать колеса по цвету отличающиеся от цвета вагона. Нужно сосчитать вагончики и сколько колёс у одного вагона.

20. «Сложи квадрат»

Дидактическая задача: Учить составлять целое из частей.

Ход игры: Дети составляют квадраты из 3 элементов, накладывая их на фигуру другого цвета, но такого же размера.

21. «Составь цепочку»

Дидактическая задача: Различение и нахождение геометрических фигур. Умение видеть последовательность развёртывания действия.

Ход игры: Дети по схемам выкладывают цепочку: 1. Изображены фигуры одного цвета. 2. Изображены фигуры разного цвета и формы.

22. «Живое домино»

Дидактическая задача: Развивать способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предмета.

Ход игры, вариант первый: Дети собираются вокруг стола, на котором в произвольном порядке разложены 10 лент. Воспитатель общается с детьми: «Дети, что это такое?  Какого цвета ленты?  Одинаковы ли они по ширине? Давайте поиграем с ними. Пусть каждый возьмет себе любую ленту и повяжет ее на левую руку, вот так». Дети выбирают ленты и завязывают их на левой руке, как браслеты. После этого воспитатель обращает внимание детей на кирпичи, расположенные в разных местах комнаты: «Это будут наши дома. Сейчас мы гуляем все вместе, но по моему сигналу — удар в бубен — нужно найти себе пару (того, у кого на руке такой же по цвету браслет) и вместе подойти к своему дому —кирпичу того же цвета».Усложнение игрового задания, играющие должны подобрать себе пару, ориентируясь не только на цвет, но и на ширину ленты.

Ход игры, вариант второй: На столе раскладывается 20 лент. Детям предлагается найти себе две ленты и повязать их на обе руки. После этого дети должны взяться за руки так, чтобы у каждого цвет ленты совпал с цветом ленты ребенка, которого он берет за руку с одной и другой стороны.

23. «Что делают Матрёшки?»

Дидактическая задача: Учить сравнение матрешек по росту. Применять умения различать цвет и форму предметов.

Ход игры: Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а воспитатель ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Воспитатель спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!»

24. «Разберём и соберём»

Дидактическая задача: Увлечь детей содержанием и совместным решением общей задачи - разобрать и собрать пирамидку.

Ход игры: Рассадив детей вокруг стола, воспитатель привлекает внимание к новой игрушке, к ее конструкции - проводя рукой, показывает, что сверху колечки совсем маленькие, внизу - самые большие; предлагает всем повторить это движение. Затем обращается к каждому играющему и дает задание: одному снять колпачок, другому - самое маленькое колечко, третьему - верхнее колечко и т.д. Первая часть игры заканчивается на том, что перед участниками на столе должны лежать колечки, а в руках педагога - пустая палочка с подставкой. Содержание второй части: постепенно надеть на палочку все кольца и колпачок. Воспитатель, исполняя роль пирамидки, которой холодно без одежды, предлагает «одеть» ее и начать, конечно, с самого большого колечка. Если дети не понимают задания, воспитатель обращается к одному ребенку: «У тебя самое большое колечко, пожалуйста, надень на мою палочку», затем к другому и т.д.

25. «Приходите на лужок»

Дидактическая задача: Выбрать колечко, соответствующее по величине наглядному образцу.

Ход игры: Усадив детей за стол и раздав всем по пирамидке, педагог кладет на середину стола зеленый круг и поясняет: «Это у нас лужайка, покрытая зеленой травкой. На эту лужайку будут приходить колечки, чтобы поиграть». По примеру воспитателя дети разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки на столе ровными рядами. «Так колечки отдыхают», - объясняет воспитатель и, взяв самое маленькое колечко из своей пирамидки, кладет его на середину круга со словами: «Приходите, колечки, на лужок, становитесь - ка в кружок». На лужайку, образуя круг, «выходят» такие же маленькие колечки. Воспитатель поможет детям, вместе с ними любуется получившимся узором и проверяет (накладывая кружки друг на друга), все ли колечки одинаковой величины. Убедившись в правильном выполнении задания, предлагает поиграть: «Пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся, соберутся, а потом возвратятся домой». Отдыхать на лужайку «приглашаются» уже другие колечки - побольше.

Вариант игры. Колечко выбирает ребенок и кладет его в центр круга. Дети повторяют текст: «Приходите на лужок, собирайтесь - ка в кружок», с помощью взрослого находят у себя колечко необходимой величины и ставят его в общий хоровод. Игра повторяется.

26. «Раз, два, три – ищи»

Дидактическая задача: Способствовать освоению приёмов сравнения и оценки величины предмета.

Ход игры: Воспитатель даёт детям по колечку от пирамидки, предлагает рассмотреть, запомнить и найти пару к своему колечку такого же размера, любого цвета, наложить на колечко – образец.

27. «Сверни ленту»

Дидактическая задача: Определять длину ленточки на основе их сопоставления. Умение сравнивать предметы по цвету, величине (длиннее – короче, шире – уже), используя метод приложения.

Ход игры: Воспитатель показывает, как можно скрутить ленту. Дети пробуют осуществить это действие, но оказывается, что одни дети сделали это быстрее других. Выясняют причину. Какая лента скручивается быстрее других?

28. «Широкая и узкая дорожка»

Дидактическая задача: Упражнять детей в определении равенства предметов по длине, сравнении дорожек по ширине: широкая –  узкая, шире – уже.

Оборудование:   У каждого ребенка по 8 синих палочек длиной 4 см, 8 черных длиной 7 см, 2 матрешки (большая и маленькая); у воспитателя 4 равных по длине шнура.

Ход игры: Дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «Матрешкам понравились заборчики, которые вы для них строили. Вот они и попросили вас сделать для них дорожки: одну широкую, а другую узкую. Давайте сначала построим синюю дорожку. Будем прикладывать одну синюю палочку к другой вот так. Равные ли палочки по длине?  Справа от синей дорожки построим еще одну, но из черных палочек.  Равные ли они по  длине? (Дети прикладывают одну палочку к другой, убеждаются в их равенстве.) Какая дорожка шире? Какая дорожка уже? Матрешки решили погулять по дорожкам: маленькая (низкая) — по узкой, а большая (высокая) — по широкой. По какой дорожке — широкой или узкой — идет маленькая матрешка? По какой дорожке идет большая матрешка? Дорожки получились  ровные,   красивые. В конце игры дети вместе с воспитателем    делают из шнуров две дорожки: широкую и узкую, гуляют по ним, выполняют разнообразные движения.

29. «Сбор фруктов»

Дидактическая задача: Развивать умение сравнивать, анализировать, группировать предметы, определяя их количество.

Ход игры: На «Чудо – дереве» висят фрукты: предложить любой фрукт и с помощью обследования, рассказать о нём (форма, цвет, размер, величина). Разложить по корзинам отдельно каждый вид фруктов.

30. «Кто выше?»

Дидактическая задача: Познакомить с противоположными по значению понятиями: высокий – низкий.

Ход игры: Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь».

31. «Забор высокий и низкий»

Дидактическая задача: Упражнять в сравнении предметов по высоте; формировать умение строить заборчики, разные по высоте.

Оборудование: У каждого ребенка по 8 голубых палочек длиной 3 см, по 8 черных длиной 7 см, маленькая и большая матрешки.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К каждому из вас пришли две матрешки. Какого они роста? (Большая и маленькая.) Можно сказать, что одна высокая, а другая низкая. Поставьте их спиной друг к другу и увидите, что одна выше, а другая ниже». Дети сравнивают матрешек по росту и повторяют: «Выше», «Ниже». «Матрешки принесли палочки, из которых можно построить забор. Большая матрешка, высокая, хочет, чтобы вы сделали для нее заборчик из высоких палочек. Давайте их положим отдельно. Какого они цвета? А теперь из голубых палочек постройте низкий забор. Для какой матрешки вы построили этот забор: высокой или низкой?». После этого воспитатель предлагает поставить маленькую (низкую) матрешку за высокий забор, а большую (высокую) — за низкий. Спрашивает: «Почему маленькую матрешку плохо видно? (Забор высокий, а матрешка низкая.) Почему видна высокая матрешка из-за забора? Матрешки захотели поиграть вместе и просят вас построить для них красивый длинный забор. А строить его будем так: поставим одну высокую палочку, затем одну низкую, снова одну высокую и т. д.».

Когда забор готов, матрешки гуляют вдоль него, поют песню:

Мы   матрешки,   вот   какие   крошки.

                                               Как у нас, как у нас чистые ладошки!

                                              Как у нас, как у нас красные сапожки!

                                        Поплясать, поплясать вышли мы немножко.

32. «Где, твои руки?»

Дидактическая задача: Упражнение на развитие внимания.

Ход игры: Предложите ребенку быть вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Для этого вам нужно встать лицом друг к другу на расстоянии 1–1,5 метра. Когда вы поднимаете одну руку, ребенок тоже должен поднять руку, вы топаете двумя ногами – ребенок тоже, вы машете сначала одной кистью, потом двумя – ребенок повторяет все эти движения и т. д. Поначалу лучше давать несложные образцы движений. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему выполнение тех же действий в определенной последовательности.

33. «В какой руке игрушка?»

Дидактическая задача: Освоение умения различать правую и левую руки, правую и левую сторону своего тела.

Ход игры: Игрушки лежат на столе. На счёт раз, два, три – правой рукой бери! Брать можно только той рукой, которой сказал воспитатель.

34. «Какой рукой быстрее?»

Дидактическая задача: Развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Ход игры: У воспитателя и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Воспитатель берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем воспитатель показывает, как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у воспитателя.

35. «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: Закрепить умение различать части суток.

Ход игры: На разноцветном круге изображены части суток, дети должны показать стрелкой  и отгадать её.

36. «Где звенит колокольчик?»

Дидактическая задача: Развивать пространственные представления у детей.

Ход игры: Воспитатель звенит около ребёнка колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребёнок определяет, с какой стороны раздаётся звук.

37. «Посади огород»

Дидактическая задача: Умение ориентироваться на ограниченной поверхности, знать её направление: в начале, в конце, в середине.

Ход игры: Изобразим посадку овощей (рисуем на полоске бумаге) в середине огурцы, помидоры – в начале грядке, картошку – в конце грядки. Беседа, на какую геометрическую фигуру похожи формы овощей.

38. «Через ручеёк»

Дидактическая задача: Умение ориентироваться на ограниченной поверхности.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в ручеёк. Они берутся одной рукой за синюю ленту и идут друг за другом между стульями. Подходят к луже (ткань или бумага синего цвета), встают вокруг неё. Воспитатель. Синий ручей добежал до лужи. Лужа синяя, как ручеёк. Дети раскладывают ленту вокруг лужи.

39. «Поезд»

Дидактическая задача: Группировка предметов, определение их количества 1, 2, 3, много.

Ход игры: Отгадывание названия предметов, загадок и количества предметов во время остановки поезда.

40. «Кукла Маша купила мебель»

Дидактическая задача: Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что вместо стула, дивана, стола будут геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник. Воспитатель помогает подобрать фигуры в соответствии с предметами кукольной мебели, показывает, какая фигура будет замещать какой из предметов. На схему наложить предметы мебели.

41. «Переполох»

Дидактическая задача: Развивать память детей: учить запоминать и припоминать.

Ход игры: Поиграем на птичьем дворе, на столе расположены домики (одного цвета, а окошки и дверцы разных цветов) в порядке нарастания величины:   в 1 – цыплята, во 2 – утята, в 3 – куры, 4 – петух. Выпускаем птиц погулять, по сигналу по домам, нужно расположить птиц по своим домам. Располагая птицу в свой дом, говорить цвет окна и двери.

42. «Бегите ко мне»

Дидактическая задача:  Закрепить представление о четырёх цветах.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов). Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне. Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют. Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

43. «Разноцветные ленточки»

Дидактическая задача: Способствовать освоению цветовых тонов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с ленточки, просит найти такую же на столе. Если правильно нашли, говорим: вот какая красота – правильно нашли цвета! Если ребёнок ошибся, говорим: иди, иди, иди и снова поищи! В конце игры все танцуют с ленточками.

44. «Ищи свой дом»

Дидактическая задача: Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения.

Ход игры: Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Воспитатель объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. Выиграет тот, кто первый приведет животного домой». Воспитатель обращает внимание детей на стрелки, которые указывают направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше. Усложнение игрового задания: детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.

45. «Спрячь мышку»

Дидактическая задача: Закрепить представление о шести цветах.

Ход игры: Три домика разного цвета с окошками, в них мышка. Предложены шесть рам разного цвета, нужно закрыть рамы, чтобы кошка не съела мышку.

46. «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: Закрепить представление о 6 цветах.

Ход игры: На карточки подобрать предметы определённого цвета (красного, синего и т.д.).

47. «Цвет»

Дидактическая задача: Развитие у детей  восприятия цвета.

Ход игры: Предлагаем ребенку назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

2 квартал:

1. «Найди такой же»

Дидактическая задача: Учить грамотно, отвечать на вопросы, развивать внимание.

Ход игры: У каждого ребёнка набор мелких предметов. Воспитатель показывает предмет, ребёнок должен найти такой же.

2. «Найди ошибку»

Дидактическая задача: Развивать внимание, учить находить несоответствие между предметами и ситуациями.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой допущено 5-6 ошибок. Посмотрите внимательно, найдите, какие ошибки здесь допущены.

3. «Зеркало»

Дидактическая задача: Развитие внимание, умение повторять движения, развитие координации движений.

Ход игры: Детям предлагают быть «зеркалом»  и повторять все движения взрослого. Дети должны быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, шагать, останавливаться.

4. «Запомни узор»

Дидактическая задача: Тренировать зрительную память, учить составлять алгоритм.

Ход игры: Показ образца – круг с квадратом в чередовании, дети рассматривают и рисуют точно такой же по памяти.

5. «Что это такое?»

Дидактическая задача: Различение и нахождение геометрических фигур, умение их изображать.

Ход игры: Возьмите любую веревку длиной около 50 см и вместе с ребенком попробуйте сложить из нее круг, квадрат, треугольник, овал, расположить ее в виде зигзага и т.

6. «Дети на прогулке»

Дидактическая задача: Учить детей создавать в воображение образы на основе схематических изображений предметов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисовано. Придумайте, что не хватает на ней. Ответы не должны повторяться. Мальчик гуляет, что у него могло быть в руке?

7. «Оденем куклу»

Дидактическая задача: Закрепить количественные отношения: дольше, меньше, поровну. Познакомить с новым словом «сколько».

Ход игры: На стульях сидят 2 куклы, давайте их оденем. В процессе одевания сосчитать сколько нужно одежды одной кукле, потом – для двух.

8. «Мишки в гостях у ребят»

Дидактическая задача: Учить различать и находить геометрические фигуры.

Ход игры: На наборном полотне из различных геометрических фигур выложите человечка. Малыш должен назвать эти фигуры. В дальнейшем можно подсчитать количество треугольников, квадратов.

9. «Поможем бычку – белому бочку»

Дидактическая задача: Развивать  наблюдательность и внимание.

Ход игры:Нарисуйте на листке бумаги летний день – солнышко, цветы, детей,  и т.д.. Или, к примеру, нарисуйте кота с ушами, как у зайца. И пусть малыш разбирается, что правда, а что нет.

10. «Петрушкины игрушки»

Дидактическая задача: Познакомить с разными формами фигур, а также тренируется его память и внимание.

Ход игры: Для данной игры понадобится набор геометрических фигур и коробка. Скажите ему, что одна из показанных ему фигур спряталась в коробке, и нужно узнать, что это за фигура. Коробку разрешается поворачивать, наклонять и потряхивать, чтобы определить движение фигуры. Если малышу трудно играть, можно использовать крышку с несколькими прорезями, через которые будет немного видно то, что находится в коробке. Когда малыш угадает спрятанную фигуру, попросите его вспомнить, какая же была вторая. Когда он вспомнит это, дайте ему в руки обе угаданные фигуры. Вместо геометрических фигур можно использовать игрушки, овощи, фрукты.

11. «Возьми столько же»

Дидактическая задача: Упражнять в составление двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же, поровну».

Оборудование: У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части. В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5), наборы геометрических фигур и счетных карточек. Силуэты домов, расположенные в разных частях комнаты (количество окон от одного до пяти).

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и сказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Воспитатель спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети подбирают карточки с соответствующим количеством изображений, раскладывают    их    в    правой    части    таблицы. Воспитатель предлагает взять карточки, подойти к домикам, рассмотреть их и распределить карточки в соответствии с количеством окон (найти домик, у которого столько же окон, сколько предметов на карточке).

12. «Закрой цветочки»

Дидактическая задача: Упражнять в составление групп предметов равных и неравных по количеству, закреплять умение проверять правильность выполнения путём наложения.

Оборудование:  У каждого из детей по две квадратные карточки, на одной изображены цветы в количестве 2—5, вторая — незаполненная; одноцветные круги. У воспитателя фланелеграф с набором силуэтов цветов и листьев.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на фланелеграфе (в любом порядке) 5—6 цветов и предлагает закрыть каждый листиком (при этом листьев приготовлено на один меньше, чем цветов). Спрашивает: «Хватило листьев, чтобы закрыть все цветы? Сколько листьев? (Больше, чем цветов.) Сколько цветов? (Меньше, чем листьев.) Как сделать, чтобы листьев и цветов стало поровну? (Рассматриваются оба варианта: увеличение и уменьшение количества.)Дети садятся за столы, перед ними по две карточки, на которых изображены цветы. Воспитатель предлагает каждый цветок закрыть кружком. Спрашивает: «Сколько кругов потребовалось? Все ли цветы закрыты?» Дети меняются карточками, и игра продолжается. Затем педагог предлагает составить узор из кругов на второй пустой карточке. «Взять их надо столько же, сколько цветов составляют букет». Дети выполняют, воспитатель проверяет, спрашивает о количестве, способе выполнения.

13. «Чей коврик лучше?»

Дидактическая задача: Развивать у детей зрительное восприятие формы плоскостных фигур — круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника.

Ход игры: Процесс различения фигур происходит и в ситуации игрового общения, которая содержит элементы соревнования. Восприятие формы в игре осуществляется в процессе составления фигуры из ее частей. Целая фигура (коврик) составляется таким образом: ребенок должен заполнить геометрическими фигурами соответствующие им углубления. Перед ним стоят две задачи: 1. отобрать для составления своего коврика нужные детали и заполнить ими углубления; 2. сделать свой коврик красивым по цветосочетанию.

Правила игр:  1. Вначале нужно составить фигуры одного цвета, а потом украсить коврик (перевернуть отдельные части на оборотную сторону, где они окрашены другими цветами).

2.  Использовать все варианты составления фигуры, которые возможны из предложенного материала, т. е. из двух — четырех частей.

14. «Геометрическое лото»

Дидактическая задача: Находить предметы с заданными свойствами.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Дети, на карточке которого, имеется такая фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной.

15. «Кому дать?»

Дидактическая задача: Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры, пользоваться словами, определяющие их признаки (форму, размер).

Ход игры: Выставляете на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Ребёнок должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему он так решил.

16. «Укрась шарфик»

Дидактическая задача: Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры, пользоваться словами, определяющие их признаки (большой, маленький, красный), количество (столько же).

Оборудование: Карточки с расположенными в ряд квадратами, кругами, треугольниками разного цвета (красного, желтого, синего) и разного размера (рис. 3). Комплект таких же фигур на каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель показывает на карточки и говорит: «Я вам принесла шарфики, украшенные разными фигурами. Но забыла, как эти фигуры называются, не могу сказать, какого они цвета, размера. Помогите мне вспомнить. (Взрослый вместе с детьми называет фигуру, ее цвет, размер.) А теперь давайте сделаем шарфики еще красивее. Под каждую фигуру положите такую же по цвету и размеру». Дети украшают «шарфик», называют каждую фигуру, определяют ее цвет и размер. После этого воспитатель предлагает снять фигуры, поменяться карточками и украсить новый «шарфик». Обращает внимание детей на соответствие фигур по цвету, форме, размеру, количеству (сколько было нарисовано, столько и положили).

17. «Найди одинаковые»

Дидактическая задача: Учить детей различать круг, квадрат, треугольник; находить фигуры на рисунке; анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур, называть фигуру в центре, слева, справа.

Ход игры: У детей 3 карточки, воспитатель описывает расположение геометрических фигур на своей карточке, у кого есть, такая же карточка поднимают её. Дети должны описать расположение геометрических фигур на ней.

18. «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Закрепить знание геометрических фигур, их форму, цвет.

Ход игры: Дети рассматривают, какие геометрические фигуры есть в мешочке. Доставая фигуру, определяют их форму и цвет. Каждый ребёнок на ощупь определяет форму фигуры, называет её.

19. «Составь цветок»

Дидактическая задача: Учить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их. Оборудование. На полу разложены одинаковые круги (серединки цветков), наборы крупных геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям  украсить комнату  разными цветами.   Объясняет:   «У   цветка   есть серединка   и  лепестки.   Это  серединки наших цветков. (Показывает на круги.) А    лепестки мы  сейчас   подберем. Девочки  выберут   все  треугольные лепестки, а мальчики — круглые. Покажите   лепестки.    Какой   они   формы? Составьте   цветочки.   Какие   красивые цветы получились! Какой формы лепестки   у   цветка,   который     сделали девочки?    Какой    формы    лепестки    у цветка,   который   сделали   мальчики?» Затем   педагог   раскладывает   серединки    разного    цвета    и    предлагает мальчикам взять треугольные лепестки, а   девочкам — круглые.   «Давайте   составим   цветы   так,   чтобы   серединка и    лепестки    были    одного    цвета,    а лепестки — все   круглые   или   все  треугольные». В заключение воспитатель рассматривает с детьми получившиеся цветы, предлагает еще раз назвать форму лепестков и их цвет.

20. «Рамки – вкладыши Монтессори» № 2, 3, 4.

Дидактическая задача: Учиться находить вкладыши такой же формы, что и отверстие; учиться поворачивать вкладыши до полного совпадения.

Ход игры: Выкладывание вкладышей в рамки.

21. Блоки Дьенеша:

* «Найди все фигуры, как эта»

Дидактическая задача: Различать геометрические фигуры по цвету, по форме, по размеру.

Ход игры:Воспитатель показывает красный квадрат и просит найти все фигуры такого же цвета.

* «Найди не такие фигуры, как эта»

Дидактическая задача: Различать геометрические фигуры по цвету, по форме, по размеру.

Ход игры: Воспитатель показывает синий круг и просит найти не такую фигуру, как эта, но синего цвета.

* «Сложи узор»

Дидактическая задача: Развивать фантазию у детей, эстетическое восприятие.

Ход игры: В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий:

1. Учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор.

2. Глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3. Придумать новые узоры из 16 и 9 кубиков.

22. «Уникуб»

Дидактическая задача: Развивать пространственное мышление, учить анализировать закономерности окраски кубиков.

Ход игры:  Какие кубики надо взять, чтобы  и 4 боковые грани были жёлтые.

23. «Лесенка»

Дидактическая задача: Учить детей устанавливать отношение по величине между плоскими и объёмными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Ход игры: Дети по очереди строят лесенку из брусков в порядке убывания величины.

24. «Построим лесенку»

Дидактическая задача: Повторить с детьми, как построить лесенку из кубиков.

Ход игры:Показать, как можно построить из кирпичиков лесенку. Словарь: высоко, поднимаемся, опускаемся

25. «Три медведя»

Дидактическая задача: Упражнять в сравнение и упорядочение предметов по величине.

Ход игры: По сказке «Три медведя», каждому медведю нужно подобрать кровать, стул, тарелку, чашку, ложку по размеру.

26. «Сложи узор»

Дидактическая задача: Различение геометрических фигур, определение их цвета, расположения.

Ход игры: Незнайка обращает внимание на свои шорты. Рассматривает с детьми: из каких геометрических фигур состоит узор, какого цвета фигуры, как они расположены. Незнайка даёт детям несколько силуэтов шорт, имеющих 2-3 варианта узора. Дети составляют узор методом аппликации.

27. «Угадай, кого загадали»

Дидактическая задача: Учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Ребёнок сидит на стуле, вокруг него игрушки. Нужно угадать какую игрушку описывает воспитатель: она сидит сбоку от тебя (перед тобой, за тобой).

28. «Наш день»

Дидактическая задача: Закреплять представления о частях суток, учить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование: Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д.; картинки, на которых показаны действия детей  в разное время суток.

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д.  Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенкувыполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Т. Петрушиной:

                                             Кукла Валя хочет спать, уложу ее в кровать.

                                            Принесу ей одеяло, чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий в течение суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

29. «Окраска воды»

Дидактическая задача: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал: Листы картона шести цветов, посередине нарисованы вёдра и квадраты тех же шести цветов - дверцы. Дети должны спрятать вёдра, подбирая к разноцветным домикам окошки. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

Ход игры: Покажите ребенку разноцветные прямоугольники, расскажите, что это домики, они все разного цвета, назовите цвета. Нужно поскорее вёдра – закрыть в их домиках дверки. Но дверки должны быть по цвету такими же, как и домики.

30. «Украсим ёлочку»

Дидактическая задача: Учить группировать оттенки, подбирая их по слову, обозначающему цвет.

Ход игры: На маленькую ёлочку, воспитатель называет какой – нибудь  цвет и у кого есть игрушка такого цвета, подойдут к ёлочке и повесят игрушку.

31. «У кого какое платье?»

Дидактическая задача: Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает кукол, а дети, говорят – какого цвета у неё платье. Воспитатель выкладывает один цвет по цветовой гамме.

32. «Разноцветные мячи»

Дидактическая задача: Учить детей запоминать последовательность расположения мячей по цвету.

Ход игры: Детям предлагается разместить один за другим мячи. В такой же последовательности они должны разложить за этими мячами следующие такие же мячи по цвету, затем ещё раз повторить то же и т. д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из мячей трёх цветов, которые расположены в определенной последовательности. Затем проверяете правильность выполнения задания. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при составлении «пояска».

33. «Подбери к своему цвету»

Дидактическая задача: Закрепить представление о 6 цветах.

Ход игры: Воспитатель показывает коврик из разноцветных клеток. Разложить на клеточки предметы такого же цвета, как цвет клетки.

34. «Подарки принца из красного царства»

Дидактическая задача: Учить различать цвета, умению внимательно отвечать на вопросы.

Ход игры: Помочь принцу найти в группе предметы красного цвета.

3 квартал:

Март -

1. «Волшебный столик»

Дидактическая задача: Учить детей управлять своим вниманием.

Ход игры: Воспитатель начинает игру стихотворением:

Столик, столик, послужи, нам игрушки покажи.

Всё, что ты покажешь, мы потом расскажем.

Цоп-цоп, тара-ра, начинается игра!

Цоп-топ, на-на-на, наступила тишина!

Из-за ширмы появляются два героя и совершают любое действие. Ребёнок должен запомнить и рассказать его.

2. «Проказы Мишки – шалунишки»

Дидактическая задача: Учить детей сосредоточивать внимание на размере и величине колечек; помочь детям запомнить порядок расположения.

Ход игры: Мишка прячет одно колечко от пирамидки, а дети должны найти ей место.

3. «Шкафчик»

Дидактическая задача: Развивать зрительную память.

Ход игры: Воспитатель прячет в группе предмет в стенке, а дети должны его найти и сказать воспитателю тихонько.

4. «Внимание»

Дидактическая задача: Развитие у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное.

Ход игры: Воспитатель показывает схемы с фигурами, а дети должны запомнить и зарисовать.

5. «Воробьи»

Дидактическая задача: Помочь усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел.

Ход игры: Воспитатель, произнося слова, выполняет движения, дети повторяют их.

Пять воробьёв на заборе сидели. Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость, один улетел – и их трое осталось.

    Сидели втроём и немного скучали, один улетел, а двое осталось.

6. «Котята»

Дидактическая задача: Доставить детям радость.

Ход игры: Девочка пошла, гулять с маленьким котёнком и по дороге встречала разных друзей. Дети придумывают сказку, что могло приключиться с котёнком.

7. «Поросята»

Дидактическая задача: Повторять с детьми счёт до пяти и обратный счёт.

Ход игры: Воспитатель, произнося слова, выполняет движения, дети повторяют их.

Пять поросят идут купаться в море, пять поросят резвятся на просторе.

Один из них устал, «Пойду домой!» - сказал. И вот вам результат: четыре поросёнка и т.д.

8. «Точечки»

Дидактическая задача: Внимательно отвечать на поставленные вопросы.

Ход игры: На столе лежат квадраты с жёлтенькими точками. Задание: собрать квадраты, чтобы вышло 4 точки, разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.

9. «Рамки – вкладыши Монтессори» № 7, 8.

Дидактическая задача: Вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости.

Ход игры: Выкладывание вкладышей в рамки на ощупь.

10. «Сложи узор»

Дидактическая задача: Развивать воображение, умение составлять узор.

Ход игры: Дети составляют узор по образцу, затем по представлению. Например: лодка, дом, конфета, бантик и т.д.

Апрель –

1. «Уникуб»

Дидактическая задача: Развивать пространственное мышление, учить анализировать закономерности окраски кубиков.

Ход игры:  Какие кубики надо взять, чтобы  и 4 боковые грани были жёлтые.

2. «Украсим комнату»

Дидактическая задача: Формировать умение составлять из частей целое (квадрат).

Оборудование: Квадраты, разрезанные на две-три части и положенные в конверт (на одного ребенка по 2—3 квадрата); лента.

Ход игры: Воспитатель предлагает составить красивую гирлянду и украсить комнату к празднику. Говорит детям: «Гирлянду будем выкладывать из квадратов. Откройте конверты и посмотрите, есть ли там квадраты.  (Выслушивает ответы детей.) Да, это не квадраты, но если вы правильно сложите отдельные части, то получится вот такой квадрат». (Показывает.) Дети составляют квадраты, раскладывают их на ленте. Ребенок, составивший квадрат, получает другой конверт с частями квадрата.

3. «Сложи квадрат»

Дидактическая задача: Развивать воображение, память; закреплять умение сложить фигуру из частей.

Ход игры: Дети складывают квадраты из нескольких частей, разрезанных разным способом.

4. «Составь предмет»

Дидактическая задача: Упражнять в составление силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование: На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина.На полу наборы разных геометрических фигур.

Ход игры:Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?» Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и др.

5. «Украсим коврик»

Дидактическая задача: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование: На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадратов. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета: круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. Фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку?». (Показывает на пустую клетку в левом столбике.) После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форма). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники.) А в правом?» (Зеленые квадраты.) И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Воспитатель задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика — треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д.

6. «Соберём бусы»

Вариант первый Дидактическая задача: Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.

Ход игры: Ребёнок собирает бусы, как показано в начале нитки, отбирая по цвету и форме.

Вариант второй Дидактическая задача: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине, цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством воспитателя исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать вновь. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей и почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

7. «Продолжи ряд»

Дидактическая задача: Учить составлять ряд предметов с учетом определенной закономерности, закрепить представление о форме предметов (квадратный, круглый, треугольный), о сходстве и различии геометрических фигур.

Оборудование: У воспитателя две таблицы, на одной из них зафиксировано начало ряда из предметных картинок: домик, елка, домик и т. д.; на другой — начало ряда из геометрических фигур: треугольник, круг, треугольник и т. д. У детей картинки с изображением этих предметов, геометрические фигуры.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает первую таблицу, предлагает назвать предметы, их форму, обращает внимание на порядок расположения предметов. Спрашивает, какую картинку надо положить следующей и почему. Дети по очереди подходят к таблице, раскладывают картинки с учетом заданной закономерности (продолжают ряд). Воспитатель вместе с детьми рассматривает вторую таблицу,  уточняет порядок следования фигур.  Дети   продолжают начатый ряд. После этого воспитатель предлагает каждому ребенку составить такой же ряд из геометрических фигур у себя на столе. Спрашивает:  «Какую фигуру надо положить первой?   Какую   после   нее?   Почему? «Какая    фигура    будет    следующей?» И т. д.

8. «Камешки на берегу»

Дидактическая задача: Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошёл волшебник и превратил всё в камушки. Просит детей угадать, что же было на берегу. Все камушки напоминают силуэты предметов.

Май –

1. «Мозаика»

Дидактическая задача: Учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическое изображение деталей этих предметов.

Ход игры: Воспитатель раздаёт геометрические фигуры и просит построить домик и машину для ежа.

2. «Три медведя»

Дидактическая задача: Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: У   воспитателя  силуэты трех медведей, у детей комплекты   игрушек   трех    размеров:    столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три? стула и т. д. Рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали?  Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича.) Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна.) Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький.) Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович! У кого из вас есть кровать, стул и т. д. для Михаила Ивановича?(Дети ставят предметы около медведя. В случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя».) Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату.) А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны.) Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михайла Ивановича, но больше, чем для Мишутки.) Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жильё и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний?»! (Воспитатель   помогает  детям   вспомнить соответствующие фрагменты сказки.)

3. «Шарик на горке»

Дидактическая задача: Развивать мышление.

Ход игры: Небольшая горка из кубиков, недалеко полоска. Попросите детей спустить шарик с горкитак, чтобы он остановился около полоски.

4. «Куда спрятался Мишка?»

Дидактическая задача: Учить определять местонахождение предмета с помощью схемы.

Ход игры: Вариант I. Воспитатель объясняет правила: «Видите, это полянка, на которой растут елки и живут разные звери (показывает их). Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть карточки, которые помогут нам в поисках. Воспитатель будет помогать зверушкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью карточек. Вот так (показывает).

Вариант II. В игре участвует воспитатель и двое играющих. Первый играющий выбирает карточку, указывающую место, где спрячется зверек. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любого зверя, например зайца.

Вариант III. Играющие не только ищут место нахождения зверька, но и дают словесное описание пути движения к нему.

5. «Куда пойдёшь, то и найдёшь»

Дидактическая задача: Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед — назад, направо — налево.

Ход игры: Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый играющий должен найти матрешку. Вот моя подсказка: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет. Игровая задача может быть упрощена: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.

6. «Кукольная комната»

Дидактическая задача: Научить детей ориентироваться в пространстве, развивать образное мышление.

Ход игры: Расставить мебель по плану куклы. Количество предметов не должно превышать четырёх. Пространственное положение комнаты и план должны совпадать.

7. «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: Освоение умений различать части суток: день, вечер, ночь, утро, пользуясь цветовыми моделями.

Ход игры: На цветовой модели изображены части суток, говорим: «Стрелка, стрелка, покрутись! Время суток покажись! Это утро! Это день! Это вечер! Это ночь!» Дети объясняют своё решение.

8. «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: Закрепить представление детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуру по образцу. Закрепить навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Ход игры: Вкладыши геометрических фигур нужно разложить по форме их так, чтобы они совпали с вырезанными формами. И каждую фигуру правильно назвать.

9. «Закрой фигуру» (лото)

Дидактическая задача: Упражнять в различении геометрических фигур по цвету и размеру; активизировать  словарь:   «такаяже».

Оборудование: У каждого ребенка таблица с изображением 12.геометрических фигур, отличающихся по цвету, размеру, соотношению сторон, и соответствующие отдельные карточки.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривает таблицы. Спрашивает: «Какие фигуры нарисованы в верхнем ряду? Слева? И т. д. Найдите и покажите все треугольники. Есть ли еще одинаковые фигуры (квадраты, круги)?». Воспитатель показывает детям маленькую карточку, просит найти среди своих карточек такую же и закрыть ею соответствующую фигуру в таблице (дети закрывают с помощью взрослого 4—5 фигур,   остальные    —    самостоятельно). Воспитатель предлагает детям взять одну из карточек и встать в круг. Показывает свою карточку и говорит: «У кого такая же фигура, бегите ко мне». Просит назвать фигуру, сравнить по размеру, цвету с другой.

10. «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять в размещении фигур по форме и расположению, закреплять умение находить подобную фигуру.

Оборудование: Карточки, в каждой из трех клеток которых (верхний ряд) начерчены по 4 геометрические фигуры (круги и квадраты) в разном расположении; набор соответствующих маленьких карточек.

Ход игры: Воспитатель организуем игру «Подбери пару». Предлагает детям рассмотреть свои карточки. Спрашивает: «Что на них нарисовано! Как расположены фигуры?» (Дети совместно со взрослым определяют расположение фигур: сверху, снизу, слева! справа.) Воспитатель продолжает: «К каждой карточке верхнего ряда подберите такую же карточку, чтобы фигуры в ней были такими же и так же расположены». Дети находят парную карточку, кладут ее в пустую клетку. Затем меняются карточками, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений (младшая группа ) по теме: «Многофункциональная игрушка «Познавательная матрешка»»

   Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения    свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величи...

формирование элементарных математических представлений младшая группа

формирование элементарных математических представлений младшая группа...

Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений младшей группы

Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений в младшей группе...