Путешествие с Красной Шапочкой. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Мочалова Ольга Сергеевна

Цель:  Формирование логического мышления старших дошкольников путем графических диктантов и игр – головоломок.

Задачи:

Развивать умение ориентироваться на листе в клетку.

Уточнять пространственные представления (над, справа, слева, в центре, под, вверху, внизу).

Воспитывать самостоятельность и умение понимать учебную задачу.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx107.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе.

Тема: Путешествие с Красной шапочкой. Развитие логического мышления старших дошкольников путем графических диктантов и игр – головоломок.

Цель:  Формирование логического мышления старших дошкольников путем графических диктантов и игр – головоломок.

Задачи:

Развивать умение ориентироваться на листе в клетку.

Уточнять пространственные представления (над, справа, слева, в центре, под, вверху, внизу).

Воспитывать самостоятельность и умение понимать учебную задачу.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование:  костюм Красной Шапочки, шапочка Волка,  корзинка; бланки в крупную клетку «Графический диктант» на каждого ребенка и один большой на доску, карандаши простые; магнитные планшеты голубого цвета на каждого ребенка, картинки с магнитами (береза, бабочка, шмель, тучка, солнышко, птица, гриб) на каждого ребенка, подносы; цветы на магнитах с вопросами 10 шт., мольберт магнитный с нарисованными стебельками от цветов; сундук с ключом, геометрические фигуры (красный круг, зеленый прямоугольник, голубой треугольник, желтый овал); подносы с игрой «Танграм» и образцом животного на каждого ребенка; пирожки с математическими выражениями; запись музыки «Песенка Красной Шапочки».

Предварительная работа: чтение сказки «Красная Шапочка», разучивание пальчиковой игры «Красная Шапочка».

Ход занятия:

Под музыку «Если долго, долго, долго…» дети входят в группу. Становятся полукругом лицом к гостям.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: 

 Какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: 

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

С добрым утром! С добрым днем!

С добрым солнцем за окном.

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

К  нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже.

  1. Загадка. Сюрпризный момент. Пальчиковая игра.

Воспитатель: 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие со сказочным героем, а каким, вы узнаете, если загадку отгадаете.

Волк живет в лесу большом,

Тропки знает все кругом.

По одной из них  идет,

Та, что в сказочке живет.

Дети: Красная шапочка.

Стук в дверь. Появляется Красная Шапочка (переодетая девочка).

Воспитатель: 

 Здравствуй, Красная Шапочка.

Красная шапочка: Здравствуйте.

 Воспитатель:

  Красная Шапочка, куда ты идешь?

Красная шапочка: 

К бабушке я иду,

Гостинца ей несу.

Да вот беда – заблудилась.

Помню только,

Что дойти мне до березки надо,

Пройти цветочную поляну,

Найти чудесный сундучок.

А еще мне должен встретиться волчок,

Злой, голодный

Боюсь его немного.

В общем, сбилась я с тропы…

Ребята, мне поможете вы?

Дети:  Да, поможем.

Воспитатель:

  А давайте мы пойдем все вместе. Для этого нужно нарисовать карту.  Но прежде чем нам рисовать, надо пальчики размять.

Пальчиковая игра:

Это  правая рука, это левая рука (поочередно руки вперед).

Из рук можно сделать лес (согнуть в локтях),

Полный сказочных чудес (растопырить пальцы).

Вот тропинка в лесу том (показываем руками извилистую тропинку),

А за лесом чей-то дом (делаем «домик»).

По тропинке девочка быстро идет (левая рука ладонью вверх перед собой, а правой имитируем ходьбу человека),M:\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ 16.11\010.jpg

Пирожки в корзинке («лепим» пирожки)

Бабушке несет (показываем пирожки).

Может встретиться ей волк на пути (делаем «волка») 

Мы поможем девочке по тропе пройти (показываем на себя, а потом «тропинку»).

Воспитатель:

 Садимся за столы.

  1. Графический диктант (упражнение  «Дорога до домика бабушки).

Красная шапочка делает это упражнение на доске

Воспитатель:

 Сейчас мы  будем рисовать линии. Будьте внимательны! Я буду говорить, на сколько клеточек и куда  вы должны проводить линию. Не отрывайте карандаш от бумаги.

Откуда  начнем рисовать нашу дорожку?

 Дети: От Красной Шапочки.

Воспитатель:  

 Поставьте карандаш на эту точку. Готовы?

Воспитатель:

  3 клетки вправо, 2 вниз, 2 вправо. Где мы находимся? (У березки)

Если все дети провели правильные линии, то они оказались рядом с березкой.

- 2 вниз, 3 влево, 3 вниз. (У цветка)

- 4 вправо, 2 вверх, 4 вправо. (У сундука).

- 2 вправо, 4 вверх, 4 вправо. (У волка).

- 5 вниз, 2 влево, 2 вниз, 4 вправо. (У домика).

- Посмотрите, ребята, что у нас получилось?

Дети: Карта.

  1. Ориентировка в пространстве (Упражнение «Полянка для Красной Шапочки»).

Воспитатель (показывая детям планшет и направляя Красную Шапочку к столу):  

Пришла Красная шапочка на поляну, а на этой поляне, похожей на какую фигуру?...

Дети: На квадрат.

Дети за столами выкладывают предметы на магнитную доску.

Воспитатель:

… в центре стоит березка.

Справа от березы летает бабочка.

Слева от березы – шмель.

Под березой растет гриб.

В правом верхнем углу расположилось солнышко.

 Над березой – тучка.

Слева от тучи летает птица.

???Надо ли обговаривать, что где находится, например, Ваня, скажи, где находится тучка? – Тучка находится над березой???

  1. Физкультминутка. Упражнение «Цветочная поляна».

Воспитатель (обращая внимание на карту):  

Впереди нас ждет Цветочная поляна.  Как же идти к бабушке без цветов?

Мы будем собирать сказочные цветы, но здесь есть правила свои: сорвал цветок – отвечай на вопрос.

Правильно ответил – цветок – в букетик (воспитатель обращает внимание на мольберт со стебельками)

Дети по очереди берут с пола цветы. Воспитатель читает вопрос, дети отвечают, после ответа крепят цветок на стебель.

  • Чего больше в лесу: грибов или подберезовиков?
  • Назови времена года?
  • Ты да я да мы с тобой. Сколько нас?
  • Сколько носов у трех котов?
  • Назови 4-ый лишний. Клен, дуб, ромашка, береза.
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • На столе лежало 4 яблока. Одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
  • Что находится между вечером и утром.
  • Назови одним словом: понедельник, вторник, среда.
  • Скажи, верно или неверно. Осенью всегда идет дождь.

Воспитатель:

  Молодцы, букет собрали замечательный.

Воспитатель обращает внимание на карту.

  1. Игра «Волшебный сундучок» (Игра – головоломка «Танграм»).

Воспитатель:  

 По тропинке мы пошли, чудесный сундучок нашли. Но вот беда ключ спрятан от сундука.

Ключ спрятан  не под кругом, не под фигурой голубого цвета, и не под четырехугольником. Где спрятан ключ.

Дети: Под овалом.

Воспитатель показывает, что ключ именно там, открывает сундук, в котором лежат фигуры на подносах. Воспитатель раздает подносы детям. Дети идут за столы.

???Надо ли обговаривать, какие звери получились?

Воспитатель:

  Ребята, соберите из данных фигур животное по образцу.

  1. Устный счет (Упражнение «Пирожки для волка»)

Воспитатель:  

  Собралась Красная Шапочка идти дальше, а тут из-за кустов выскочил голодный злой … (волк).

Воспитатель надевает мальчику маску волка.

Волк:

 Я злой, голодный серый волк? Что ты несешь, Красная Шапочка?

Красная Шапочка:

 Пирожки для бабушки.

Воспитатель:  

 Поделимся с волком пирожками (выкладывает пирожки на стол и показывает пирожок) Но пирожки у нас не простые, отдадим волку только те, сумма чисел которых меньше 5.

На каждом пирожке написаны математические выражения, которые нужно решить.

2+1

5-1

2+2

1+1

3+1

3+3

5+1

10-1

4+4

6+2

Дети берут по пирожку, читают пример, если ответ меньше 5 – отдают пирожок волку, а если больше 5 – кладут в корзинку для бабушки.

Воспитатель (показывая на корзинку и на волка):  

Посмотрите и волка угостили и про бабушку не забыли. Волку пирожки понравились, и он пошел отдохнуть (воспитатель снимает с ребенка шапочку волка).

Воспитатель (обращая внимание на карту):

Домик вижу впереди,  кто живет там, подскажи?

Дети: Бабушка.

Воспитатель:

Вот, Красная Шапочка и домик бабушки. Мы тебе помогли – по тропинке провели.

Красная шапочка: Спасибо.

  1. Рефлексия. Итог занятия

Воспитатель:

 Молодцы,  ребята, помогли Красной Шапочке добраться до бабушки.

Наше путешествие закончилось.

Поднимите руки, кому понравилось путешествие с Красной Шапочкой?

 А какое самое интересное задание было для вас?

А сложные задания были?

 А теперь, если после нашего путешествия у вас осталось хорошее настроение – похлопайте.

Воспитатель (обращаясь к гостям):

Занятие окончено, спасибо, что были с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Оказание педагогической помощи родителям при выборе игрового материала и организации игровой деятельности, способствующей развитию у детей логического мышления...