"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"
статья по математике (старшая группа) на тему

Танкова Татьяна Александровна

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, направленных на развитие познавательного интереса, понимания значения математических знаний для жизни, стремления расширять их в дальнейшем, результатом апробации которых будет являться качество математических способностей и логического мышления детей.

В педагогической теории и практике выявлены основные проблемы математического развития детей дошкольного возраста:

– проблема преемственности методик формирования элементарных математических представлений в работе детского сада и школы;

– проблема использования вербальных методов в качестве основных, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, но не развивают познавательный интерес, математические способности и логическое мышление;

– отсутствие четких показателей математического развития дошкольников. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (сум­мы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается си­стемой и качеством этих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В обеспечении математической подготовки детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают игровые методы.

Согласно мнению известных ученых-психологов, Выготского Л.С., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому использование игровых приемов делает обучение дошкольников «сообразным природе ребенка». В игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования дошкольного периода: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

Выготский Л.С. писал, что именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра образует «зону ближайшего развития ребенка» – «…ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя»

По мнению Рубинштейна С.Л., игра – осмысленная деятельность, основанная на совокупности действий, объединенных одним мотивом.

Рубинштейн С.Л. сравнивал игру с фокусом, где собираются, проявляются и формируются в единстве и взаимодействии все стороны психической жизни личности, а игра служит обогащением внутреннего содержания личности

Эльконин Д.Б., отмечал, что игра влияет не только на развитие отдельных интеллектуальных операций, но и формирует мировоззрение ребенка, его отношение к окружающему миру и возможность изменения позиций, мнения относительно других возможных

Шацкий С.Т. сравнивал игру с «жизненной лабораторией детства», которая создает «аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества».

 «В игре происходит воспитание будущего деятеля, создателя» – А.С. Макаренко. «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра», в связи с чем, обязательным условием является наличие в дидактической игре увлекательной задачи, требующей умственного усилия, преодоления некоторых трудностей, стимулирующей умственную деятельность ребенка

Среди всего многообразия игр для детей старшего дошкольного возраста особое место принадлежит дидактическим играм.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, применяемых в целях решения конкретных задач обучения, воспитания и развития детей.

Дидактические игры, по мнению Коновалова О.В. – деятельность, вызывающая познавательный интерес за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, моделирования изучаемых явлений, процессов, в результате которой у ее участников формируются конкретные знания, практические умения и навыки, творческие способности

Кругликов В.Н., считает, что дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр с наличием правил, четкой структуры игровой деятельности и системы оценивания, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения

По содержанию Кругликов В.Н. дидактические игры подразделяет на следующие виды:

математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

речевые (для формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);

для ознакомления с окружающим миром (с предметами и материалами, с профессиями людей и прочее)

Следующим образом определяет дидактическую игру П.И. Пидкасистый: дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединяющая ее участников решением главной задачи и мотивом выиграть

Дидактическая игра – явление сложное, состоящее из следующих структурных элементов:

– дидактическая задача, которая включает игровой компонент, определяет игровые действия и направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности дошкольников. Следует отметить, что в каждой дидактической игре своя дидактическая задача. Определяя дидактическую задачу воспитателю необходимо ориентироваться на следующее: какие знания, представления, понятийный аппарат должны усвоиться, какие умственные операции и качества личности должны развиваться, например, в игре «магазин» дидактическая задача может быть такой: знакомство детей с особенностями игрушек, классификацией по размеру, назначению, материалу

Дидактическая задача, скрытая в игровой форме, решается ребенком более успешно, без особого напряжения, поскольку все внимание ребенка сосредоточено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.Играя, ребенок незаметно для себя решает дидактическую задачу;

 – игровые действия основаны на мотиве игровой деятельности, побуждающем к активности, желанию решить дидактическую задачу – это умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Характер обучения также зависит от дидактических действий, которые делают его процесс более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание дошкольников, создают предпосылки к более глубокому овладению знаний, умений и навыков. Из этого следует, что чем интереснее игровое действие, тем продуктивнее дети решают дидактическую задачу. Примером может служить игра «Найди соседей», игровое действие – подбрасывание кубика и отыскивание «соседей» того числа, которое указано на кубике. Интерес вызван сосредоточением внимания на кубике и стремлением быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, то есть скорее выполнить поставленную перед ними задачу;

– правила игры – нравственные требования к взаимоотношению участников игры, к выполнению предусмотренных игрой норм поведения. Правила игры организуют познавательную деятельность, имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер. Соблюдение правил требует от детей определенных усилий воли, коммуникативных умений, самообладания

Следует отметить, что структурные компоненты дидактической игры (дидактическая задача, дидактические действия и правила игры) взаимосвязаны между собой, в случае нарушения целостности, снизится эффективность дидактической игры, она станет либо дидактическим упражнением, либо обычной беседой с использованием дидактических средств (материалов).

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий, для каждой из них характерны определенные проявления детской активности:

Первая стадия – проявление у дошкольника желания играть, действовать активно.

Вторая – выполнение правил игры, решение игровой задачи.

На третьей стадии старший дошкольник, освоив правила игры, проявляет творчество, поиск самостоятельных действий, например, изображает, находит, подбирает, угадывает решение задачи.

Газман О.С. классифицирует дидактические игры следующим образом:

– подвижные дидактические игры, главными особенностями которых соревновательный, творческий, коллективный характер, умение действовать в непрерывно меняющихся условиях, активность, направленность на достижение условной цели, оговоренной в правилах;

– сюжетно-ролевые дидактические игры подразделяются на ролевые, игры-драматизации, режиссерские занимают особое место в нравственном воспитании ребенка, отличаются свободным и самостоятельным разыгрыванием (воспроизведением) жизненных либо фантастических ситуаций. Компоненты ролевой игры: тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль;

– компьютерные дидактические игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач.

Согласно классификации О.С. Газмана, дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

По мнению Чена Н.Ф. «Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии». Чен Н.Ф. классифицирует дидактические игры по учебному содержанию:

– общеобразовательные (ролевые, ситуативно-ролевые, имитационные,

социодрамы);

– профессиональные (деловые)

Рассмотрим классификацию дидактических игр по мнению Е. А. Дышинского:

– обучающие и контролирующие (по значению);

– групповые (коллективные) и индивидуальные (по массовости);

– подвижные и тихие (по реакции);

– «скоростные» и «качественные» (по темпу);

– одиночные и универсальные

Дидактические игры классифицируются и по характеру игровых действий:

игры-путешествия;

игры-предположения;

игры-поручения;

игры-загадки;

игры-беседы.

Бумаженко Н.И. классифицирует дидактические игры, ориентируясь на познавательный интерес детей:

интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);

эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);

творческие (игры-фокусы, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);

социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) [7, с.13].

Карпова Е.В. выдвигает следующие требования к игровым методикам:

– актуальность дидактического материала (соответствие цели обучения,

математическим задачам, наличие наглядных пособий и прочее);

– коллективный характер (позволяет сплотить детский коллектив в единую команду);

– соревновательный характер (побуждает выполнить задание быстрее и качественнее других участников, сокращая отведенное время на его выполнение)

Известно, что умение играть у детей возникает не сразу, необходимо приобщать их к игре. Важная роль в этом вопросе принадлежит воспитателю.

Организация дидактических игр воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовительная работа, проведение игры и анализ.

Подготовительная работа включает:

отбор игры, установление соответствия программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени для проведения дидактической игры;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;

определение количества играющих;

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

– подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

объяснение хода и правил игры;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, объясняя, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);

проведение итогов игры ответственный момент, так как по результатам, можно судить об эффективности ее проведения.

Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективности приемов в достижении поставленной цели, решении дидактической задачи, кроме того, позволяет исследовать индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.        

Дидактическая игра имеет большое значение для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры по математическому развитию дифференцируются на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентирование в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.

Приведем примеры дидактических игр по каждой группе. Так, первая группа игр учит детей счету в прямом и обратном порядке, знакомит с образованием чисел в пределах 10 посредством сравнивания равных и неравных групп предметов: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?», «Считай не ошибись!», «Составь пример», «Разговор чисел», «Веселый счет».

Вторая группа дидактических игр способствует скорейшему запоминанию названий дней недели, месяцев и их последовательности: «Живая неделя», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Математические острова», «Знаток математических дорог», «Приключения Незнайки в стране «Математики».

 К третьей группе относятся дидактические игры, которые развивают пространственное ориентирование: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по территории», «Где я нахожусь?» «Право –лево», «Что со мной рядом?», «Найди спрятанный предмет» и другие. Игры третьей группы обучают старших дошкольников употреблению слов для обозначения положения разных предметов.

 К четвертой группе относятся дидактические игры, направленные на закрепление знаний о форме геометрических фигур: «Геометрическая мозаика», «Чудесный мешочек», «Найди необычную фигуру», «Витражные сказки», «Логические блоки Дьенеша» (48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, размеру, цвету и толщине).

Специально подобранные дидактические игры способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме, тренируют внимание, память, восприятие.

Мы пришли к следующим выводам:

  1. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;
  2. Игровые приемы «сообразны природе ребенка»;
  3. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединяющая ее участников решением дидактической задачи и мотивом выиграть;
  4. Дидактическая игра включает структурные элементы: дидактическую задачу, дидактические действия, правила игры;
  5. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и не только;
  6. Основная ценность дидактических игр заключается в их способности актуализировать скрытые интеллектуальные возможности детей;
  7. Систематическое использование специально подобранных дидактических игр способствует воспитанию интереса у детей старшего дошкольного возраста к математике, формированию математических представлений, овладению ими терминологией, математической логикой, развитию умений и навыков счета, ориентировки в пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
  8. Эффективность дидактических игр зависит от грамотного руководства воспитателя в их выборе, установления соответствия программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, организации определенных условий для реализации.

Вывод

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста  это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, направленных на развитие познавательного интереса, понимания значения математических знаний для жизни, стремления расширять их в дальнейшем, результатом апробации которых будет являться качество математических способностей и логического мышления детей.

В педагогической теории и практике выявлены основные проблемы математического развития детей дошкольного возраста:

– проблема преемственности методик формирования элементарных математических представлений в работе детского сада и школы;

– проблема использования вербальных методов в качестве основных, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, но не развивают познавательный интерес, математические способности и логическое мышление;

– отсутствие четких показателей математического развития дошкольников. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством этих знаний.

В процессе математического образования и развития дошкольников рекомендуется использовать дидактические игры, поскольку они «сообразны природе ребенка» – у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, игра является ведущим видом деятельности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, объединяющая ее участников решением дидактической задачи и мотивом выиграть. Дидактическая игра включает структурные элементы: дидактическую задачу, дидактические действия, правила игры.

Основная ценность дидактических игр заключается в их способности актуализировать скрытые интеллектуальные возможности детей.

Систематическое использование специально подобранных дидактических игр способствует воспитанию интереса у детей старшего дошкольного возраста к математике, формированию математических представлений, овладению ими терминологией, математической логикой, развитию умений и навыков счета, ориентировки в пространственных и временных отношениях окружающей действительности.

Эффективность дидактических игр зависит от грамотного руководства воспитателя в их выборе, установления соответствия программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы, организации определенных условий для реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Статья  «Мультимедиа ресурсы - одно из интерактивных средств математического развития детей старшего дошкольного возраста»...

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

Статья на тему: "Палочки Кюизенера, как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста."

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольника очень важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Основные особенности дидакт...

Флексагоны - средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

Консультация на тему Флексагоны - средство математического развития детей старшего дошкольного возраста...