Дидактические игры по ФЭМП средняя группа
картотека по математике (средняя группа) на тему

Стаброва Ева Сергеевна

Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_matematike_sr.gr_.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

Д/И «НАОБОРОТ»

Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.

Правила игры:

- Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие — низкие. Если мы скажем слово «высокий», то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?

- Низкий.

- Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот». Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.

Взрослый берет в руки мяч, бросает ребенку и говорит«Низкий». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает«Высокий». Взрослый снова бросает мяч и говорит«Длинный». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает«Короткий».

Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса). Взрослый помогает им, подключает других детей, чтобы и они помогли отвечающему.

Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.

Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей. Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры. В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д. Например: длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий, старый — новый, горячий — холодный, веселый — грустный, смешной — серьезный, храбрый — трусливый, пустой — полный, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, чистый — грязный, сильный — слабый, красивый — безобразный и т. д.

Д/И: СРАВНЕНИЕ ПОЛОСОК

Цель: формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.

Правила игры:

Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету. Взрослый обращается к детям:

— Ребята, давайте сравним полоски. Что вы можете сказать о длине этих двух полосок: они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.

Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.

Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения. Логика при определении правил такова:

1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая — короче.

2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).

3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева). Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа). Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные, неодинаковые: одна длиннее, чем другая.

Взрослый сопровождает словами действия детей, комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.

Д/И: «Назови похожий предмет»

Игровое упражнение
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

Д/И: "Найди и назови"

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Д/И: Ориентировка в пространстве

Игровое упражнение.
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

Д/И: «Собери бусы»

Игровое упражнение
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Д/И: «Кто знает, пусть дальше считает»

Игровое упражнение
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
Счёт цепочкой (поочерёдно).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

Д/И: «Ориентировка в пространстве»

Игровое упражнение
Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

 Д/И: «Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Д/И: «Мальчики»

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Д/И: «Разговор по телефону»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Д/И:  «Конструктор»

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Д/И: «Муравьи»

Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок о где стоит?

двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Д/И:  «Заполни пустые клетки»

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Д/И:  «Где какие фигуры лежат»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Д/И:  «Правила движения»

Цель. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

Игровой материал. Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Правила игры. На рисунке цветной таблицы 10 приведены два варианта игры.

Вариант 1 . Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо?

После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания движения фигур нужно указать, в каком из четырех домиков какая фигура живет, т.е. найти хозяйку каждого домика (А — прямоугольники, Б — круги, В — квадраты, Г — треугольники).

Вариант 2 . Во втором варианте игры, проводимой по таким же правилам, учитываются лишь цвета фигур (красная, желтая, зеленая) и не учитывается их форма.

По окончании игры здесь также указывается хозяйка каждого домика (Д — красная, Е — зеленая, Ж — желтая).

Пример рассуждения методом исключения.

ЕСЛИ К домику Ж запрещено проходить красным и зеленым фигурам, то к нему проходят только желтые. Значит, в домике Ж живут желтые фигуры.

Каждая ошибка при прохождении фигур к их домикам наказывается штрафным очком. Поочередно проводя фигуры к их домикам, тот из игроков считается победителем, который набрал меньшее число штрафных очков.

Д/И:  «Третий лишний»

Цель. Научить детей объединять предметы во множества по определенному свойству. Продолжение работы по закреплению символики. Развитие памяти.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных — к домашним, диких птиц — к диким, домашних — к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее — четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.

Д/И:  «Рассеянный художник»

Цель. Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной»

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».

Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

Д/И:  «Сколько? Какой?»

Цель. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — второй, бабка — третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

Можно составить и другие задачи.

Д/И:  «Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть блые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежа

 Д/И: «Торопись, да не ошибись»

Цель. Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

Д/И:  «Сколько осталось?»

Цель. Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Игровой материал. Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Правила игры. Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно».

Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

Д/И: «ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ».

В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала. (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.

Правила игры: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.

Д/И: «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками).

Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.

- Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.

- Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?

Дети отвечают на вопросы.

- Трудно было выполнить задание — догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись», и вы не ошиблись. Молодцы!

• Итак, следующее задание такое: отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.

Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.

- Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.

Взрослый задает несколько игровых заданий, обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания). Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей. Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.

• Примерные задания: отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.

• В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала — плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего). Варианты заданий: найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.

• Если дети легко справляются с заданиями, их можно усложнить: отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.

• Примерные задания: отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.

Д/И: ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ

Вот какое стихотворение придумал С. Маршак про цифры:

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот эта цифра «два».

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Все числа любят порядок, поэтому они строятся в ряд друг за другом, в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и так до бесконечности.

Мы сегодня узнали два числа: число «один» и число «два». Какое из них меньше? (Дети отвечают.) Правильно, один. Значит, число «один» и будет стоять первым слева. (выкладываем на столе цифру 1.) Какое число больше числа «один» на один? (Дети отвечают.) Правильно, число «два». Где должна стоять цифра «два»? Правильно, после единицы. Сделайте так же.

Мы будем с вами знакомиться с разными числами и расставлять их по порядку.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра «три».

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Определяется место числа «три» в числовом ряду:

- Число «три» на один больше числа «два», поэтому стоит после числа «два». Детям предлагается разложить числовой ряд.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Определяем место числа «четыре» в числовом ряду и объясняем, почему число «четыре»стоит после числа «три» (так как оно на один больше числа «три»). Дети выкладывают числовой ряд и добавляют в него цифру «четыре».

Используя в речи термины: число и цифра, взрослый разъясняет, что цифра — это знак числа и так же, как буква, обозначает звук. Только число (а не цифра) может быть больше или меньше другого числа на один — по количеству. Цифры могут отличаться величиной (показывает цифру «один» крупную и маленькую, цифру «четыре» маленькую и высокую, цветом (показывает наборы цифр синего и красного цвета). Цифра «четыре», какого бы цвета или размера она ни была, всегда обозначает число «четыре».

Далее происходит знакомство с цифрой «пять», анализируют ее. Объясняют, почему цифра «пять» стоит после цифры «четыре»: число «пять» на один больше числа «четыре», поэтому пять стоит после четырех. Число «четыре» на один меньше числа «пять», поэтому четыре стоит перед цифрой «пять».

Читают стихотворение про цифру «пять».

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять».

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)

СТИХИ О ЦИФРАХ, (для заучивания с детьми)

Вид ее — как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее — нет.

(С. Маршак)

Не птица это.

А едва

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот — шея гибкая.

Вот — тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра два.

(В. Бакалдин)

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(С. Маршак)

Третья цифра — это три.

Хорошенько посмотри:

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка, сколько здесь колес?

(С. Маршак)

Это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка —

Хвост крючком, дугою шейка,

Ты на змейку посмотри —

Да ведь это цифра три!

(В. Бакалдин)

Гляди, четыре — это стул,

Который я перевернул.

(Г. В и е р у)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он На четыре.

(В. Бакалдин)

Цифра новая — четыре.

Стол стоит у нас в квартире.

Сколько ножек у него —

У стола у твоего?

(С. Маршак)

Идет четыре после трех.

Поговорим о четырех.

Четыре времени в году —

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая.

(С. Маршак)

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они — за две минуты.

(С. Маршак)

Это — фокусник-пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется — раз и два!

Обернется цифрой два.

Д/И: «УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ».

- Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два».) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один».) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три».)

Примерные задания: убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.

Задания могут быть самыми разными: убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.

— Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?

Д/И: «ГДЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ?»

Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу: где находится тот или иной предмет — где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия, указывающие на местоположение предметов: под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа - слева от названного).

Д/И: «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»

Правила игры таковы: ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.

Д/И: «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Содержание и правила игры таковы: перед ребенком выставляется ряд плоскостных изображений игрушек, например три белочки. Рядом ставится цифра. Во втором ряду располагают четырех зайчиков и рядом цифру. В третьем ряду — один цветок и рядом цифру.

По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы: меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры, делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.

Возможны и обманные ходы, ловушки: все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).

Игра повторяется несколько раз.

Д/И: «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ».

Правила игры: пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры. Затем каждой цифре в отдельности задают задание: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей-цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.

Д/И: «ПУТАНИЦА».

Правила игры: на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза. Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три», поэтому стоит перед числом «три».

Д/И: «КТО ЗНАЕТ — ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ».

Правила игры таковы: дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.

Д/И: «ПОСМОТРИ ВОКРУГ» 

игра на развитие глазомера и ориентировку в признаках величины.

Правила игры таковы. Дети расходятся по комнате и внимательно осматривают окружающие предметы, сравнивают их между собой по разным признакам: высоте, ширине, толщине, длине. По сигналу взрослого ребята замирают на своих местах. Воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что он заметил. Ребенок рассказывает. В ответе надо назвать признак величины и определить, какой предмет отличается по величине от какого.

Возможные варианты ответов: обеденный стол выше, чем кукольный столик; картина висит выше, чем тарелка; эта кисточка толще, чем эта; ковровая дорожка уже, чем ковер; у Кати волосы длиннее, чем у Маши. Необходимо помогать детям выделять разнообразные признаки, сравнивать два-три предмета между собой, четко формулировать ответ, используя полное название предмета, а не только указывая жестом на него. Иногда взрослый сам формулирует обратную зависимость.

Ребенок говорит:

- Картина висит выше, чем тарелка.

Взрослый:

- А тарелка висит ниже, чем картина.

Затем игра повторяется вновь.

Д/И: "Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

Д/И: "Дни недели"

Игровое упражнение
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:
-Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
-Четверг – какой день по счету?
- Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
-Сколько всего дней в неделе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры по ФЭМП" - средняя группа

Картотека дидактических игр по математики - средняя группа для: развития памяти, мышления, внимания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6613065","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...

Картотека дидактических игр по ФЭМП (средняя группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП (средняя группа)...

Дидактические игры по ФЭМП. Средняя группа.

Кроме игр, упражняйте детей в количественном и порядковом счете в пределах пяти (желательно при помощи предметов)...

Дидактическая игра по ФЭМП средняя группа

Дидактическая игра по ФЭМП "Возьми столько же"Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь "столько же", "поровну".Оборудование: карт...

Картотека дидактических игр по ФЭМП. Средняя группа

Материал полезен для работы с детьми средней группы...

Дидактические игры по ФЭМП (средняя группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе....