«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей 4 – 5 лет»
консультация (средняя группа)

Билида Анна Владимировна

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей 4 – 5 лет»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С рождения ребенок познает мир, интересуется происходящим. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, позволяют узнавать о признаках предметов.

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).

Какое же значение имеет игра? Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения; развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- Игры на количество и счет: «Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?», «Узнай цифры», «Много-мало» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению количества предметов.

- Игры на закрепление формы предмета: «Из каких фигур состоит предмет?», «Геометрическое лото», «Подбери по форме», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Игры на закрепление величины предмета: «Что изменилось?», «Раз, два, три - ищи», «У кого хвост длиннее» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Игры на ориентировку в пространстве: «Что где находится?», «Угадай где?», «Положи куда скажу» и т. п. Эти игры направлены на определение положения предмета по отношению к себе, развивают умение двигаться в заданном направлении.

- Игры на ориентировку во времени: «Когда это бывает?», «Вчера-сегодня-завтра», «День-ночь» и т. п. Эти игры расширяют представления о частях суток, их последовательности; учат ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста.

Таким образом, дидактическая игра –средство обучения и воспитания. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

консультация для родителей Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Понятие «формирование математических способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавате...

Консультация для родителей - Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....