"Не ошибись"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающено мира: форме, цвете, размере, количестве, числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не ошибись» по познавательному развитию «Познание» формирование элементарных математических представлений в старшей группе «Ромашки»
МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка»
Программное содержание.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе.
Образовательные задачи.
1.Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
2.Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).
3.Закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина, цвет).
Развивать сосредоточенность.
Воспитательные задачи.
Воспитывать активность, творчество.
Дыхательное упражнение «Подуем на плечо», укреплять у детей мышечно-связочный аппарат стоп и голени.
Игра «Уголки».
Воспитывать интерес и желание участвовать в чувашских играх.
Словарная работа: Больше стало желтых цветов, меньше стало красных цветов. Прибавить еще один красный цветок.
Индивидуальная работа.
Помочь Артему, Валерии В. раскладывать полоски в возрастающем порядке.
Предшествующая работа. Чтение считалок о счете, игра «Чудесный мешочек», рассматривание объемных геометрических фигур.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал.
Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка, обруч, заяц-игрушка.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (на каждого ребенка), 3 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).
Методические приемы. Слушание аудиозаписи, сюрпризный момент, объяснение, уточнение, вопросы, напоминание, сравнение, игровой момент, поощрение, обобщение.
Ход игры.
Звучит спокойная музыка (стук в дверь).
-Кто к нам стучится?
Сюрпризный момент.
Ребята, подойдите, пожалуйста. Здесь что-то шевелится. Хотите узнать, что или кто это?
Это зайчик. Заяц дрожит, холодно. Заболеет ведь он, потом к врачу нужно будет. Возьмем его с собой, пусть не заболеет, пусть будет здоровым.
-Хотите показать, зайчику, как вы умеете считать, сравнивать полоски по длине, играть объемными геометрическими фигурами. Да?
-Посади, пожалуйста, Маша зайчика на стульчик, пусть послушает, посмотрит.
- часть. Игровое упражнение «Учись считать».
-Нужно расположить на верхней полоске наборного полотна 5 желтых цветов.
-Маша, иди, пожалуйста, и расположи. Обозначь словами: 1,2, 3, 4, 5. Всего пять желтых цветов.
-Сколько Маша поставила? (пять желтых цветов)
-А теперь выложить столько же красных цветов на нижней полоске.
-Илья, расположи, пожалуйста: 1, 2, 3, 4, 5.
-Сколько красных цветов поставил Илья на нижнюю полоску? Пять красных цветов. Молодцы.
-Что можно сказать о количестве желтых и красных цветов? Поровну, одинаковое количество цветов: 5 желтых и 5 красных цветов.
(Воспитатель добавляет к 5 желтым цветам еще 1 и уточняет свои действия: )
-К пяти желтым цветам я добавила еще один желтый цветок.
Больше или меньше стало желтых цветов? Больше стало желтых цветов, меньше стало красных цветов.
(Воспитатель определяет количество красных цветов совместно с детьми, умеющими считать в пределах 10.)
-Давайте сосчитаем желтые цветы все вместе: один, два, три, четыре, пять, шесть.
-Всего желтых цветов шесть.
-Как мы получили число шесть?
-Как мы получили шесть красных цветов? (К пяти добавили один.)
Сколько желтых цветов? (Шесть.)
Сколько красных цветов? (Пять.)
Какое число больше: пять или шесть?
Какое число меньше: пять или шесть?
Как сделать так, чтобы желтых и красных цветов стало поровну?»
-Прибавить еще один красный цветок.
-Как мы получили число шесть?
(Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.)
-А зайчик за всеми следит, присматривает за вами. Давайте покажем, как мы умеем работать на карточке!
- часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с бабочками и листочками. Способ уравнивания дети выбирают самостоятельно.
-А сейчас, на верхнюю полоску положите 5 листочков, а на нижнюю полоску столько же бабочек.
-Сколько бабочек поставили? Пять.
-Почему пять бабочек? Потому что пять листиков.
-Сделайте, так чтобы листьев стало на один больше, чем бабочек?
Сколько листьев стало? Шесть.
-Сколько листьев прибавили? Один.
А теперь, сделайте так, чтобы листьев и бабочек стало одинаково, поровну?
Как получили, число шесть? К 5 прибавили 1, получился число 6.
-Давйте, посчитаем все вместе: один, два, три, четыре, пять, шесть.
Игра «Уголки». Молодцы, все активно играли.
- Игровое упражнение «Исправь ошибку».
На фланелеграфе в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.
-Что можно сказать о длине карандашей? Разные по длине.
-Сколько всего карандашей? Шесть.
А сейчас нужно разложить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким?
- Вика, подойти, пожалуйста, разложи начиная с самого длинного: самый длинный, короче, еще короче, еще короче, еще короче, самый короткий.
-Олеся разложит с самого короткого и заканчивая самым длинным: самый короткий, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самый длинный.
Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.
Внимательно посмотрите на карандаши, какой карандаш на котором месте стоит. Закрывайте глаза, открывайте и «Не ошибись».
-Что изменилось? Красный карандаш длиннее чем белый, коричневый короче чем белый.
- часть. Аналогичные задания дети выполняют на раздаточном материале.
Дети раскладывают полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.
-Теперь нужно разложить полоски начиная с самой длиной заканчивая самой короткой. Молодцы, зайчик так наблюдает за вами.
-Сейчас вы разложите полоски начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.
-Андрей, как разложил полоски? Самая короткая полоска, длиннее, еще длиннее…
Молодцы!
- часть. Игровое упражнение «Не ошибись».
Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с объемными геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму, величину. Затем предлагает разложить геометрические фигуры по форме, по величине, по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).
-Ребята, у меня объемные геометрические фигуры.
-Это что? Шар, куб, цилиндр.
-Какой шар? Большой, синий.
-Это какой шар? Маленький, желтый.
-Это что? Куб большой красный. Куб маленький синий.
-Это что? Цилиндр большой синий. Маленький цилиндр желтый.
-Быстро делимся на три команды.
-Вика и Даша разложат геометрические фигуры по форме.
-Оля и Ксюша разложат по величине.
-Миша и Матвей разложат по цвету.
(Игра повторяется 2 раза)
-На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? Три.
-По какому признаку вы их разделили?
По форме, величине, цвету.
Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»
Подуем на плечо.
Подуем на другое.
Нам солнце горячо
Печет дневной порою.
Подуем и на грудь мы,
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака
И остановимся пока.
Потом повторим все опять,
Раз, два, три, четыре, пять.
И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены.
Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо – вдох.
Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох.
Отпустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох.
Поднимать лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
-Зайчик всех хвалит. Молодцы ребята.
-Скажите, пожалуйста, чем сегодня занимались? Что больше всего понравился вам?
Научились считать в пределах 6, составили число 6.
Сравнивали 6 полосок по длине: раскладывали начиная с самой длинной заканчивая самой короткой, начиная с самой короткой заканчивая самой длинной.
Объемные геометрические фигуры раскладывали на 3 группы: форме и величине, цвету.
А зайчик вас всех угощает морковкой. Было очень интересно ему.
Спасибо, до свидания, до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-171572-1367121008.jpg)
Математический конкурс для детей старшей группы«Торопись, да не ошибись!»
закрепить умение:соотносить цифру и количество предметов,составлять и решать задачи в одно действие,составлять из частей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-348112-1389114618.jpg)
Конкурс смекалистых "Торопись, да не ошибись" для детей старшей группы
В конспекте подобран занимательный математический материал, вызывающий у ребят большой интерес. Большинство заданий взяты из замечательной книги З.А.Михайловой "Игровые занимательные задачи для дошкол...
Музыкально-дидактическая игра "Не ошибись"
Игра побуждает детей к запоминанию названий детских музыкальных инструментов, закрепляет понятие о том, что без недостающей части предмет нельзя использовать....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/27/picture-478158-1651055166.jpg)
Дидактическая игра "Не ошибись!"
Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу, закреплять знания о свойствах предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-485853-1414825551.jpg)
Дидактическая игра "Торопись, да не ошибись"
Развивающая игра на закрепление знаний состава чисел первого десятка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/11/picture-1036322-1526052352.jpg)
Консультация для родителей "Позвольте ребенку ошибаться"
Консультация для родителей "Позвольте ребенку ошибаться"...