Дидактическая игра Домино Чаплыгина.
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему

Целикова Наталья Петровна

Домино Чаплыгина поможет родителям научить ребенка считать легко и правильно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon domino_chaplygina.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Домино Чаплыгина. Считаю легко» – это совместный проект компании «Развивающие технологии» и педагога, изобретателя Евгения Васильевича Чаплыгина. ЭТО НЕ ОБЫЧНОЕ ДОМИНО. Во – первых , размещение точек на каждой плашке абсолютно уникально, ни одна из них не повторяет другую. Во – вторых , с его помощью можно легко и быстро научить ребенка считать. И самое главное, это домино научит ребенка считать ПРАВИЛЬНО! Если ребенка не научить считать ( выполнять вычисления в уме ), то на этот простой ответ он не ответит даже в 6 – 7 лет.

Слайд 4

Важно познакомить ребенка с понятием счета правильно. А как это ПРАВИЛЬНО ? Правильно, когда ребенок осваивает все арифметические действия САМ, а ВЗРОСЛЫЕ просто соблюдают правила обучения детей математике. Все эти правила уже заложены в «Домино Чаплыгина». Остается только начать играть с малышом и радоваться его успехам. В домино нет теории, сложных объяснений математических терминов. «Домино Чаплыгина» – это 8 шагов, которые учитывают возраст и уровень подготовки ребенка.

Слайд 5

Шаг 1. Подготовительны й. Шаг 2. Сложение в пределах пяти. Шаг 3. Вычитание в пределах пяти. Шаг 4 . Сложение и вычитание в пределах пяти. Шаг 5. Сложение в пределах семи. Шаг 6. Вычитание в пределах семи. Шаг 7. Сложение и вычитание в пределах десяти. Шаг 8. Сложение и вычитание в пределах ста.

Слайд 6

Правило 1. Каждое занятие должно быть в форме игры. Правило 2. Мышление ребенка должно работать от первого и до последнего действия в игре. То есть правила игры должны позволять малышу САМОМУ размышлять и принимать решения.

Слайд 7

Что освоит ребенок, когда будут пройдены все шаги? 1. Счет по порядку и обратно. 2. Понятие количества и его состава. 3. Понятие «Больше – меньше» 4. Закон сохранения количества 5. Понятие независимости количества от внешних признаков

Слайд 8

Из чего состоит комплект «Домино Чаплыгина»? 1. Плашки с черными и красными точками от 1 до 20 . Каждая плашка уникальна, ни одна не повторяет рисунок точек другой. Таких плашек в комплекте 90 штук . Каждому количеству соответствует несколько плашек с разным рисунком точек. На некоторых плашках группа точек из 5 штук находится в рамке. Это нужно для того, чтобы ребенок, не пересчитывая, одним взглядом определял количество точек на плашке. 2. Плашки со знаками арифметических действий: плюс, минус, больше, меньше, равно, слово «на». 3. Две пустые плашки (ноль).

Слайд 10

В игре в «Домино Чаплыгина» у ребенка развиваются Моторика рук Слух Умственные процессы Внимание, восприятие, мышление, речь, память

Слайд 11

Шаг 1 занятие 1 Игры с одной плашкой Плашки с количествами от 0 до 5 Для игры выберите плашки с количеством от 0 до 5. Таких в комплекте 37 штук . Начните отрабатывать навык устного счета в играх – вопросах. Игра «Сколько?» Выкладывайте перед ребенком по одной плашке, задавая вопросы: «Сколько всего точек? Сколько красных? Сколько черных?» Игра «Больше – меньше» Выкладывайте перед ребенком по одной плашке, задавая вопросы: «Каких точек больше: черных или красных? Каких меньше? На сколько больше? На сколько меньше?

Слайд 12

Шаг 1 Занятие 2 Игры с двумя плашками Плашки с количеством от 0 до 5 Игра «Разное количество» Положите перед ребенком две плашки с различным количеством точек. Спросите ребенка: «На какой плашке точек больше?» «На какой точек меньше? «На сколько на первой плашке точек больше?» «На сколько на второй точек меньше?» Сделайте вывод: когда сравниваем два разных числа или количества, то на сколько одно из них больше, на столько же другое меньше!

Слайд 13

Игра «Одинаковое количество» Положите перед ребенком две плашки с одинаковым количеством точек. Спросите: «На плашках одинаковое или разное количество точек?» «На какой плашке больше красных точек? На какой больше черных точек?» Сделайте вывод: когда мы сравниваем два одинаковых количества, то не важно, какого цвета или размера предметы и как они располагаются. Их количество от этого не меняется! Закрепляйте эти знания на других предметах.

Слайд 14

Шаг 1 Занятие 3 Игры с тремя плашками и более плашками Плашки с количеством от 0 до 5 Игра «Одинаковое – разное» Покажите ребенку три или более плашки с одинаковым количеством точек. Выясните, чем эти плашки похожи, а чем отличаются? Сделайте вывод: количество точек на плашках не зависит от цвета, формы и расположения этих точек. Аналогично поступите с плашками с разным количеством точек. Выясните с ребенком, чем похожи плашки. Еще раз сделайте вывод. Что количество точек не зависит от цвета, размера и расположения.

Слайд 15

Игра «Возрастание - убывание» Возьмите пять плашек с точками от 1 до 5. Все они должны отличаться по количеству точек (размещение точек может быть любым). Выложите плашки рядом друг с другом в порядке возрастания количества. Выясните вместе, чем каждая последующая плашка отличается от предыдущей ( конечно количеством точек! ). Покажите малышу, как нужно начать ряд по возрастанию: возьмите плашку с 1 точкой и положите ее первой. Второй будет плашка с 2 точками, затем с тремя и так далее. Сделайте вывод : на каждой плашке на одну точку больше. Перемешайте плашки и предложите малышу самому выложить ряд плашек по возрастанию. Аналогичную игру проведите и на убывание количества. Ваш малыш уже легко справляется с заданиями на возрастание – убывание с выбранными наугад плашками ? Тогда поиграйте с плашками, среди которых есть одинаковые по количеству точек, но отличающиеся по их расположению и цвету . Так вы закрепите знание закона о сохранении количества и независимости его от цвета, формы и расположения предметов.

Слайд 16

Шаг 2 Занятие 1 Сложение в пределах пяти с двумя слагаемыми Плашки с количеством от 0 до 5 Возьмите плашки, на которых от 1 до 5 точек (цвет и расположение значения не имеют) и две пустые плашки . Раздайте игрокам по пять плашек. Оставшиеся отложите в сторону. Из этой «колоды» вы будете брать плашки во время игры, если на руках не будет нужных для ответа на ход соперника. Первый игрок делает ход одной плашкой. Второй игрок может сделать ответный ход одной или двумя плашками. Сумма точек на которых равна 4.

Слайд 17

Шаг 2 Занятие 2 Сложение в пределах пяти с тремя слагаемыми Плашки с количеством от 0 до 5 Правила игры остаются прежними. Но теперь ответить на ход соперника можно не только двумя, но и тремя плашками ( выполнять сложение с двумя или тремя слагаемыми ). Первый игрок делает ход. Он может «пойти» одной плашкой, на которой тоже 4 точки.

Слайд 18

Он может сделать ход двумя плашками (два слагаемых), на которых в сумме будет 4 точки ( не важно, какого они цвета и как они располагаются на плашке ).

Слайд 19

Или он может «пойти» тремя плашками (три слагаемых), на которых сумма будет 4 точки.

Слайд 20

Шаг 2 Занятие 3 Сложение в пределах пяти с любым количеством слагаемых Плашки с количеством от 0 до 5 Правила игры остаются прежними. Только теперь игрок, которому нужно делать ответный ход, может выполнять действия сложения с любым количеством слагаемых (плашек). Первый игрок делает ход плашкой с пятью черными точками в рамке. Другой игрок делает ответный ход: - одной плашкой с 5 точками, - или двумя плашками (два слагаемых), - или тремя плашками (три слагаемых), либо любым количеством плашек, на которых в сумме будет 5 точек (их цвет и расположение на плашке не имеют значения).

Слайд 21

Шаг 3 Занятие 1 Вычитание в пределах пяти с одним вычитаемым Плашки с количеством от 0 до 5 Правила игры остаются прежними, но теперь ответный ход игрок совершает с помощью действия «вычитание». В этой игре ответный ход можно сделать только двумя плашками . Пустые плашки, обозначающие «ноль» , играют наравне с другими. Использование «нулевых» плашек придает игре дополнительный интерес. Например, если сделать ход плашкой с пятью точками, то ответить можно только «пятеркой» и «нулем». Соперник «отвечает» двумя плашками (одна – «уменьшаемое», а другая – «вычитаемое»), которые после вычислений дают нужную разность.

Слайд 22

Первый игрок делает ход одной плашкой. Соперник «отвечает» двумя плашками ( одна «уменьшаемое», а другая – «вычитаемое» ), которые после вычислений дают нужную «разность».

Слайд 23

Играйте в эту игру до тех пор, пока у ребенка не будет полного понимания своих действий при вычислениях «разности» . В этом помогут плашки со знаками сравнения. Например выкладывайте такие неравенства. Важно, чтобы ребенок сам мог объяснить свои вычисления. Ребенка 3- 4 лет достаточно познакомить с понятиями «больше – меньше» и «больше на …», «меньше на …». К 6 – 7 годам ребенку можно сообщить, что «разность» – это разница между большим и меньшим; «уменьшаемое» – то, от чего отнимают, и оно уменьшается; «вычитаемое» – то, что вычитают или отнимают от чего – то, и оно меняется. НА

Слайд 24

Шаг 3 Занятие 2 Вычитание в пределах пяти с любым количеством вычитаемых Плашки с количеством от 0 до 5 Продолжаем осваивать вычитание в пределах пяти. Теперь в вычислениях разности может участвовать любое количество плашек. Делать ответный ход такой же плашкой, как у соперника, нельзя . При ответном ходе обязательны вычисления разности. Первый игрок делает ход плашкой с одной черной точкой . Задача соперника сделать такой ответный ход, чтобы после всех его действий на «вычитание» полученное количество точек было равно количеству точек на плашке первого игрока. Соперник может сделать ход двумя, тремя или четырьмя плашками , которые после вычислений дают нужную «разность».

Слайд 26

Шаг 3 Занятие 3 Сложение и вычитание в пределах пяти Плашки с количеством от 0 до 5 На этом уровне сложности осваиваем совместное применение в вычислениях двух арифметических действий. Игрок, которому нужно сделать ответный ход, может применять «сложение» или «вычитание» или оба действия в одном вычислении . На этом этапе раздается уже по семь плашек. Ребенок сам решает, что он будет делать: складывать, вычитать или применять оба действия, а также сколько плашек будет в этом участвовать. Чтобы ребенок сам мог решить, как лучше сделать ответный ход, нужно на простых примерах показать ему несколько возможных вариантов решения одной задачи.

Слайд 28

Шаг 4 Сложение и вычитание в пределах семи Плашки с количеством от 0 до 7 Для игры выберите плашки с количеством от 0 до 7 . Таких плашек в комплекте 47 штук . Теперь мы начинаем считать в пределах семи. Правила игры такие же, как на предыдущих уровнях. Раздается по 7 плашек. Ребенок сам решает, сколько плашек использовать и что он будет делать: складывать, вычитать или применять оба действия. Обратите внимание ребенка на плашки с рамками. В этих рамках точек всегда ровно пять ! Их не надо пересчитывать, просто прибавляем к этим пяти другие точки. Покажите ребенку, что для каждого хода есть много вариантов. Можно не только что-то подсчитать, но и выбрать лучший ход из нескольких возможных. Не торопите ребенка словами: «Считай быстрее, что там думать?». Так вы не сможете увеличить скорость его мыслительных процессов – лишь отобьете желание считать.

Слайд 29

Пробуйте, экспериментируйте, играйте с увлечением и азартом! Придумывайте собственные игры с этим необычным домино, и скоро ВЫ увидите результат. Ваш ребенок не просто научится быстро и легко считать в уме, он действительно полюбит математику! Успехов и новых открытий с «Домино Чаплыгина»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Домино. Насекомые"

Данная игра направлена на закрепление знаний о насекомых....

Дидактическая игра "ДОМИНО"

При знакомстве детей с различными видами декоративного искусства возникает проблема, связанная с малым количеством игрового дидактического материала. Это свою очередь приводит к недостаточному уровню ...

Дидактическая игра «Домино» (вторая младшая группа)

Дидактическая игра «Домино» (вторая младшая группа). Цель игры: закрепить знания детей о разных животных и птицах; правильно их называть и подбирать парные изображения: корова, собака, лошадь, гу...

дидактическая игра "Домино"

дидактическая игра "Домино" по теме "Опасности вокруг нас"...

Дидактическая игра. "Домино".

Дидактическая игра. "Домино".  Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолёты, вертолёты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; пр...

Дидактическая игра "Домино"

Цель: диффееренциация  Т  и  Д в произношении  и при чтении.Задачи: - способствовать усвоению зрительного образа букв Т и Д - совершенствовать навык чтения слогов с буква...