Нод "Путешествие по сказке "Колобок""для детей средней группы Раздел"Формирование элементарных математических представлений"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Алексеенко Надежда Геннадьевна

В ходе НОД дети решают выручить Колобка из беды, отправляются за Колобком в лес, где выполняют математические задания сказочных персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kolobok_v_sredney_gruppe.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа

«От рождения до школы»

Возрастная группа: дети средней группы 4 – 5 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема НОД: «Путешествие по сказке «Колобок»»

Подготовила воспитатель средней группы Алексеенко Н.Г

Цель: Создать для детей условия для  формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени.

Задачи

Образовательные:

- Закрепить счетные умения в пределах пяти, порядковый счет, соотносить количество предметов с цифрой;

-закрепить пространственные представления детей (впереди, сзади, между, после, справа, слева);

- формировать умение уравнивать количество предметов;

- закрепить умение выстраивать в последовательности картинки;

- Закрепить знание геометрических фигур, умение  

- Закрепить временные представления (утро, день, вечер, ночь).

Развивающие: развивать мышление, мелкую моторику, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям математикой; умение грамматически правильно формировать ответ; воспитывать у детей отзывчивость и желание помочь сказочным персонажам.

Виды деятельности:

Игровая:  дидактические игры,  подвижная игра;

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, разгадывание загадок.

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций.

 Формы организации: НОД – путешествие.

 Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность детей и взрослого; самостоятельная деятельность детей.

 Оборудование и материалы: Записи веселой музыки и звуков леса; иллюстрация к сказке «Колобок», картинки с частями суток, игрушки-герои из сказки «Колобок», набор цифр от 1 до 5, полянка с изображением цветов,  «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами, картинки с предметами геометрических форм, набор из пяти зайчиков и пяти морковок, полоски бумаги разной длины и ширины.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок», драматизация этой сказки,  дидактические игры по развитию математических способностей детей.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Покажите мне пальчики. Давайте подружим их. (Координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Пальчиковая игра «Дружный коллектив»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Кисти сложены в замок)

Мы с вами подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5! (Поочередное касание пальчиков)

Мы закончили считать. (Встряхивание кистей рук)

Мотивация:  Беседа по сказке «Колобок»

На доске висит иллюстрация к сказке «Колобок».

-Из какой сказки эти герои? Кто справа от Колобка? А кто слева?

-От кого  в начале сказки убежал Колобок?

-Кого первым  встретил Колобок на своем пути?

-Кто был за зайцем? Какой по счету?

-Кто встретился Колобку после волка? Какой по счету?

-Кто встретился  после медведя? Какой по счету была лиса?

- Кто стоит на первом (втором, третьем, и т.д.) месте?

-Кого встретил Колобок между зайцем и медведем? Кого встретил перед лисой? Кого встретил Колобок после волка?

Воспитатель: -Молодцы! А помните, как начиналась сказка?

«- Жили-были дед и баба на полянке у реки

И любили очень-очень на сметане колобки.

Бабка тесто замесила, колобка она слепила,

 В печь его поставила, там его оставила.

Вышел он румян пригож и на солнышко похож.

 Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко».

Выставляется игрушка – Колобок.

Постановка проблемы:

-Я вижу, вы хорошо знаете эту сказку. А помните, чем она закончилась? (Ответы детей).

-Вам нравится конец этой сказки? (Ответы детей).

-Как вы думаете, можно спасти Колобка? Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)

-Давайте изменим ход сказки и спасем Колобка! Мы пойдем вместе с Колобком в лес и не дадим Лисе его съесть!

-В лесу нас ждут трудные испытания. Вы готовы их пройти, чтобы спасти Колобка? (Ответы детей).

-Тогда в путь! Чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сосчитать до пяти: 1, 2, 3, 4, 5…..

Колобок спрыгнул с окошка на дорожку и покатился в лес.

 «Жил веселый Колобок, Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел.
По дорожке покатился, у болота очутился».
Подвижная игра с прыжками «Перейдем по кочкам через болото».

-Ребята, смотрите, путь нам преграждает болото. Можно пройти по кочкам. Но на каждой кочке есть цифра. Это значит надо прыгать в правильном порядке. (Переправляются через болото).

-Катится Колобок, а навстречу ему Заяц. (Воспитатель одевает на руку игрушку из кукольного театра).

Заяц: -Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Заяц: -Не хочу я твою песенку слушать, лучше помогите мне, ребята! Зайчата мои кушать хотят, а я не могу им поделить морковки поровну. А вы умеете?

Дидактическое упражнение «Угостим зайчиков морковкой»

Дети занимают место вокруг  стола, на столе  плоскостные фигурки зайчат.

-Сколько перед вами зайчат? (4)

- Сколько морковок нужно зайчатам? (4)

- Дима, сколько морковок ты положил?(4)

- А сколько всего морковок? (5)

- Вика, чего больше, морковок или зайчат? (морковок)

- А что мы можем сказать про зайчат? (их меньше)

- Ой, посмотрите, еще один зайчонок прибежал, сколько всего зайчат (5).

- Что нужно сделать, чтобы зайчонок не обиделся?(морковкой угостить).

Сколько морковок (5), а зайчат (5), что мы можем сказать про них?

(Их поровну). Молодцы. Заяц благодарит ребят, хвалит их за то, что они хорошие друзья  и отпускает Колобка.

 Воспитатель: -Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Волк. Говорит:

-Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.

-Не хочу я твою песенку слушать, отпущу Колобка, если выполните мои задания! На поляне поиграли волчата и устроили тут беспорядок. Нужно здесь навести порядок и украсить поляну цветами.

Дидактическая игра «Собери цветы».

Дети подбирают лепестки к цветам  по цвету и по количеству точек в середине цветка  помещают их в обруч с соответствующей цифрой.

После работы отдыхаем на полянке.  (Звуки леса).

Дыхательная гимнастика: «Один – много»

Волк проверяет задание, благодарит детей, отпускает.

Воспитатель: - Катится Колобок по дорожке, поет песенку, а навстречу ему медведь.

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь  меня, медведь, я тебе песенку спою!

-Не хочу я твою песенку слушать, я хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

-У меня есть волшебный мешочек, в нём что-то лежит. Подходите ко мне по одному и доставайте один предмет из мешочка. Что вы достаёте?

Дети: -Геометрические фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. 

Подвижная игра  «Не ленись, быстро в круг становись!»

Медведь: - Я раздам вам картинки, на которых изображены разные предметы. Посмотрите на них внимательно и определите, какой формы предмет на вашей картинке, на какую геометрическую фигуру он похож. А теперь внимание! Пока музыка играет, вы бегаете, музыка остановится, вы выполняете команду.

-Предметы круглой формы, не ленись, быстро в круг становись!

-Предметы квадратной формы, не ленись, быстро в круг становись!

-Предметы треугольной  формы, не ленись, быстро в круг становись!

-Предметы овальной формы, не ленись, быстро в круг становись!

-Предметы прямоугольной  формы, не ленись, быстро в круг становись!

Дети с картинками названной формы становятся в обруч, лежащий на полу, объясняя, что нарисовано на картинке и какой формы.

Медведь  благодарит детей и отпускает Колобка.

Воспитатель: - Катится Колобок дальше по дорожке, поет свою песенку, а навстречу ему Лиса.

-Колобок, колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!

-Что-то я стала плохо слышать, а ты такой румяненький, такой хорошенький! Пожалуй, я подойду поближе!

Воспитатель: - Ребята, пора нам вмешаться! (Дети объясняют Колобку, что Лиса хитрая, ей нельзя верить).

Лиса: - Ну хорошо, хорошо, я вижу у Колобка много друзей. Я знаю много загадок, отгадаете, отпущу Колобка.

Дидактическая игра  «Когда это бывает?»

 ( сюжетные картинки на мольберте)

загадка:

Солнце встало только-только. В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько - зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут. Это время как зовут?

(утро)

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

Загадка:

Солнце в небе ярко светит. Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите? Время это назовите!

(день)

- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.

загадка:

Скоро солнышко садится, небо потемнело.

Все закончили трудиться, отложили дело.

Всех детей домой ведут. Это время как зовут?

(вечер)

- Найдите картинку для этого времени суток. Какая же картинка подходит для этого времени суток?

загадка:

В небе звёздочки зажглись. Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь. Что за время это?

(ночь)

-Ребята, а теперь я предлагаю вам назвать части суток последовательно. (Дети  называют части суток).

-Лиса, мы хорошо знаем части суток! Чтобы ты убедилась, мы покажем тебе нашу игру с мячом.

 Индивидуальная работа с мячом «Закончи предложение»

 Спим мы ночью, а делаем зарядку... ? (утром)

Завтракаем мы утром, а ужинаем...? (вечером)

Луна видна ночью, а солнце...? ( днём)

Ужинаем вечером, а спим...? ( ночью)

Просыпаемся утром, а спать ложимся...? (вечером)   

Лиса благодарит Колобка и детей, отпускает Колобка.   

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вернуться в садик по короткой дорожке.  

Физкультминутка.

У медведя дом большой, (тянут руки вверх)

А у зайки маленький. (опускают руки, приседают)

Наш медведь пошел домой, (идут вперевалочку)

Поскакал и заинька. (прыгают на двух ногах)

Шел медведь, тропой широкой, (разводят руки в стороны)

Зайка узкой поскакал (соединяют ладони перед собой)

И медведя обогнал.

(Дети подходят к речке).

-Как же мы переправимся через речку? Здесь раньше был мост, а теперь его нет. Смотрите, здесь лежат какие-то дощечки. Могут они нам помочь?  (Дощечки – полоски бумаги разной длины).  Дети подбирают подходящую по длине доску, сравнивая, выбирая самую длинную. Переходим через речку и оказываемся в детском саду. Встаем в круг.

-Чтобы мы снова оказались в детском саду, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1… Вот мы и в садике.

Итог:

Воспитатель: - Мы с вами справились со всеми заданиями, вернули Колобка домой. Как мы это делали? (считали, называли цифры,  играли, отгадывали загадки, называли геометрические фигуры, части суток …)

- Ребята, выполнить все задания нам помогла дружба и знание математики. Получилось у нас  изменить ход сказки?

-Появились ли у вас сегодня новые друзья? С кем больше всего вам понравилось играть?
Спасибо, все были молодцы, давайте возьмемся за руки и дружно скажем «Мы молодцы!», а теперь громче «Мы молодцы!», а теперь  еще громче!

-Ребята, баба  напекла много колобков, благодарит вас за то, что вы вернули Колобка и угощает вас колобками!-А теперь нам пора возвращаться в группу, скажем всем сказочным героям и гостям «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе. Познание (формирование элементарных математических представлений) Тема: "Поможем другу".

Еще одно интерсное интегрированное занятие, где дети в игровой форме, помогая другу,закрепляют счет до 5, сравнение предметов по длине, высоте, знание геометрических фигур, умение строить по схемам из...

Занятие в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Репка».

Занятие в средней группе по формированию элементарных  математических представлений  «Путешествие по сказке «Репка».Цели, задачи:Образовательная•        По...

Итоговое занятие с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений (познание, коммуникация, социализация, физическое развитие, музыка, аппликация,безопасность) Тема: « На лесной полянке»

   Программное содержание:  Закреплять умение считать предметы, закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенс...

Занятие для детей средней группы по формированию элементарных математических представлений.

Занятие для детей средней группы по формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Сказка в гостях у детей»

Задачи: Закреплять знание цифр, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать речь, мышление, внимание....