ТЕМА: «Больше, меньше».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

ЦЕЛЬ:

1) закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помо­щью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой, использовать знаки «>» и «<»;

2) уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение соотно­сить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого;

3) тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры на сложение и вычитание;

4) сформировать опыт преобразования способа решения задачи (про­блемы) в зависимости от ситуации, опыт самопроверки по образцу, обосно­вания своего суждения, выполнения действий с комментированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.1.docx469.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Больше, меньше».

ЦЕЛЬ:

1) закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой, использовать знаки «>» и «<»;

2) уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение соотносить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого;

3) тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры на сложение и вычитание;

4) сформировать опыт преобразования способа решения задачи (проблемы) в зависимости от ситуации, опыт самопроверки по образцу, обоснования своего суждения, выполнения действий с комментированием.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

образец выполнения задания 2.4;

образец выполнения задания 2.5.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Гуси-лебеди».

-Чему учит эта сказка?

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к героям этой сказки и помочь вернуть братца.

-Хотите?

Игровая деятельность.

2.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(1).

Дидактические задачи:

1) закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой;

2) уточнить представление о сравнении чисел на предметной основе и определять, на сколько одно число больше или меньше другого;

3)сформировать опыт проговаривания алгоритма перед выполнением задания.

№ 1. с. 51.

«Каких яблок на дереве больше — красных или желтых? На сколько?

Прибей к забору слева от яблоньки 3 дощечки, а справа — на 2 дощечки

больше».

C:\Users\Алла\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

       Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и рассказывает, что яблонька обещала рассказать девочке, куда полетели гуси-лебеди, если девочка скажет, каких яблок на яблоньке больше — красных или желтых и на сколько.

Как вы будете выполнять задание? (Соединим ниточками попарно красные и желтые яблоки. Те яблоки, которым не хватило пары, покажут, каких яблок больше и на сколько.)

Дети проводят ниточки и делают вывод:

«Без пары остались 2 красных яблока, значит, красных яблок на 2 больше, чем желтых».

Воспитатель говорит, что у яблоньки есть просьба: чтобы зайцы не обгрызали ее нежную кору, яблонька просит детей огородить ее.

Слева от яблоньки «приколотите» (нарисуйте) 3 дощечки, а справа — на 2 дощечки больше.

-Как вы будете выполнять задание? (Нарисуем слева и справа по 3 дощечки, а затем справа нарисуем еще 2 дощечки.)

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

-Сколько дощечек слева (справа) от яблоньки? (Слева — 3 (справа — 5).)

2.2Игра «Кислое яблоко».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей. Яблонька предлагает детям отведать ее яблочка. Дети «берут в руку яблоко, кусают его, жуют». Яблоко оказывается кислым. Дети должны мимикой показать это.

2.3Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(1). Дидактические задачи:

1) закрепить представление о смысле сложения и вычитания, сравнении нисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду;

2) тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры на сложение и вычитание;

3) сформировать опыт преобразования способа решения задачи (проблемы) в зависимости от ситуации.

№2. с. 51.

«Нарисуй дорогу к домику с номером 5. Какие примеры решать не надо?»

C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

5 + 4

Воспитатель говорит, что яблонька рассказала о том, что гуси-лебеди полетели к домику Бабы-яги. На этом доме написано выражение, значение которого равно 5.

-Как вы будете искать этот дом?

Как правило, дети предлагают решать все примеры.

Воспитатель предлагает детям подойти к домику с красной крышей. Дети должны проговорить свой путь: «Иду прямо, поворачиваю направо».

-Прочитайте, что написано на доме. (5 — 3.)

 - Как вы думаете, надо ли решать этот пример для того, чтобы определить, является ли ответом число 5? (Нет. В этом примере от 5 надо отнять 3 поэтому получится число меньшее, чем 5.)

-Подчеркните те домики, примеры на которых решать не нужно.

После самостоятельного выполнения задания воспитатель предлагает

детям назвать цвет крыш тех домиков, которые они подчеркнули. Это домика с голубой, оранжевой и синей крышей.

-Объясните, почему примеры на этих домиках не нужно решать, для тоге чтобы убедиться, что ответ не равен 5? (Потому что во всех этих примерах от 5 надо отнять или к 5 надо прибавить число. В результате получится числе меньшее или большее, чем 5.)

-Сколько примеров вам надо решить? (4 примера.)

Дети самостоятельно решают примеры.

-В каком домике живет Баба-яга? (В домике с зеленой крышей.)

-Нарисуйте дорогу к этому домику и расскажите, как вы шли.

2.4. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(1

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о смысле сложения и вычитания;

2)тренировать умение соотносить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, использовать знаки «>» и «<»;

3)сформировать опыт самопроверки по образцу, обоснования своего суждения.

№ 3. с. 52

«Сравни с помощью знаков < или >».

      C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpegC:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpeg

   

Воспитатель рассказывает, что Баба-яга согласилась отдать братца, есл.- дети выполнят ее задания.

-Сможете выполнить задания Бабы-яги?

Воспитатель предлагает рассмотреть рамку слева и напоминает, что одинаковые числа обозначаются одинаковыми значками.

-В каком мешке число больше — в первом или во втором? Почему" (Число больше в первом мешке, потому что в нем к числу, обозначенном, месяцем, прибавляется единица и число увеличивается. Во втором мешке ■ этому же числу ничего не прибавляется.)

Дети пишут нужный знак между мешками.

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую пару мешков в этой же рамке.

— В каком мешке число больше — в первом или во втором? Почему? (В первом мешке число больше, потому что в первом мешке с числом ничего не происходит , а во втором из этого же числа отнимают 3, поэтому оно уменьшиться)

Дети пишут нужный знак между мешками.

проверки воспитатель помещает на доску образец:C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

      Задание в правой рамке дети выполняют самостоятельно с последующей  самопроверкой по образцу:

C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpeg

2.5 Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(1).

Дидактические задачи:

1)тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, использовать знаки «>» и «<», определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше (меньше),чем в другой

2) закрепить умение сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на  сколько одно число больше (меньше) другого;

3)сформировать опыт самопроверки по образцу, обоснования своегосуждения, выполнения действий с комментированием.

«Сравни, используя знаки < и >. На сколько больше? На сколько меньше?»

C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpegimage3

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и рассказывав Баба-яга отдаст братца, если дети наведут порядок в ее кладовке.

Сможете?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешки слева.

Как вы будете определять, каких грибов больше или меньше сколько?

Дети рассказывают, проделывая названные действия:

«Считаем мухоморы и записываем их количество с помощью цифры 4

 - считаем белые грибы и записываем их количество с помощью цифры 5

 ставим знак «<», т.к. 4 меньше, чем 5, потому что при счете идет раньше

 проводим ниточки, соединяя между собой мухоморы и белые грибы обводим белые грибы, у которых нашлась пара».

На сколько мухоморов меньше, чем белых грибов? Почему? - потому что одному белому грибу не хватило пары.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешки справа.

Какое число больше? Почему? (Число 3 больше, потому что при с оно идет после числа 1.)

Дети записывают знак между числами.

Как узнать, на сколько 3 больше 1? (Надо в первом мешке нарисовать 3 предмета, а во втором — 1.)

    Воспитатель предлагает в один мешок положить орехи (коричневые  круги), а в другой мешок — ягоды (красные круги.)

Далее детям предоставляется самостоятельность. Для проверки воспитатель помещает на доску образец:

C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

2.6. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе". - -

Дидактические задачи:

закрепить представление о порядке следования чисел в числовом ряду;

тренировать умение соотносить числа с символами на основе представления о порядке следования чисел в числовом ряду;

закрепить умение сравнивать числа с помощью определения п их следования в числовом ряду;

сформировать опыт выполнения действий с комментированием

№ 5. с. 52.

«С помощью знаков > и < сравни количество пирожков и булочек,        

бубликов и печений. Используй для сравнения числовой ряд».

C:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpegC:\Users\E8F7~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.jpeg

Воспитатель говорит, что осталось последнее задание Бабы-яги.

Воспитатель задает детям вопрос:

Как меняются числа при движении влево по числовому ряду? (Числа уменьшаются.)

Как меняются числа при движении вправо по числовому ряду? (Числа увеличиваются.)

В какой тарелке больше всего угощения? (Больше всего угощения в голубой тарелке, т.к. число, обозначенное кольцом, стоит в числовом ряду правее других чисел, которые обозначают количество угощения в тарелках.)

В какой тарелке меньше всего угощения? (В розовой тарелке, потому что число, обозначенное месяцем, стоит в числовом ряду левее других чисел, которые обозначают количество угощения в тарелках.)

Воспитатель предлагает детям сравнить количество пирожков и булочек.

Какое из чисел — кольцо или бантик — стоит правее? (Кольцо.)

Что можно сказать об этих числах? (Кольцо больше, чем бантик.)

Чего больше — пирожков или булочек? (Булочек.)

На сколько булочек больше, чем пирожков? Почему? (На 1, потому что каждое следующее число на 1 больше предыдущего.)

Второе задание дети выполняют с комментированием.

   «Ромбик в числовом ряду стоит правее месяца. При движении по числовому ряду вправо числа увеличиваются, поэтому ромбик больше месяца, т.е. бубликов больше, чем печений».

На сколько бубликов больше, чем печений? (На 1.)

Все задания Бабы-яги выполнены. Братец спасен.

3. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где вы сегодня побывали?

Какие знания и умения вам помогли спасти братца?

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Столько же, больше, меньше»

Формирование представление детей о равночисленности групп предметов, расширение словарного запаса детей выражением «столько же»....

Открытое занятие по теме: «Узнаем игрушку по размеру «больше – меньше» ».

Занятие для детей первой младшей группы с целью развития у детей навыка различия размеров и цветов окружающих предметов....

Конспект НОД по математике в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше»

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений...

конспект занятия по фэмп в средней группе на тему больше, меньше, поровну

конспект занятия в средней группе на тьему больше, меньше, поровну...

Освоение понятий больше -меньше, большой -маленький, один –мало -много.

Основы математического развития в младшей группе...