Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.
статья по математике (младшая группа) на тему

Силина Инна Леонидовна

В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sb._2018g.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент

предматематического развития детей дошкольного возраста.

       Кто с детских лет занимается математикой

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели.

А.И. Маркушевич.

В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах развития детей раннего возраста традиционно предложены разные приёмы, необходимые для формирования логико – математических представлений, становления дочисловых и начальных числовых представлений  у детей, формирование элементарных знаний  о форме, размере, расположении предметов  в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём.  

Задачи логико – математического развития детей раннего возраста следующие:

- развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, разбиение.

-овладение детьми дочисловой оценкой количественных групп предметов.

- развитие у детей логических способов познания  математических свойств и отношений: сравнение, обобщение, классификация, сериация, отрицание.

- представления о математических свойствах предметов, величинах, геометрических фигурах.                                    

 - освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование.

- развитие точной речи, обогащение словарного запаса ребенка.

- развитие интеллектуально - творческих проявлений детей: находчивости, догадки,  сообразительности.                                                                                                           Основными целями развития математических представлений у детей раннего возраста являются:

 - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.).  

Важнейшим компонентом содержания математического развития детей раннего возраста является понятие свойств и отношений. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. При этом формируется важнейшая предпосылка абстрактного мышления: способность к абстрагированию.

В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры, у детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление.

Познание величин непосредственными способами наложения и приложения дает возможность упорядочить предметы по их свойствам: размеру, высоте, длине и пр.

К двум – трём годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу « сенсомоторных» эталонов. Дети начинают выделять некоторые свойства предметов (форма, цвет) и соотносят по названию хорошо известных им предметов (круг как солнышко, квадрат как окно и т.д.)

В этом возрасте преобладает практический тактильно – двигательный способ познания предметов: ребенок нуждается в ощупывании предмета, прикасании к нему. Такой способ познания предметов способствует формированию и становлению отношения «глаз – рука».

Эффективным пособием для развития представлений о свойствах является  набор «логические блоки Дьенеша» с методическими пособиями к нему.

Технологии З. Дьенеша направлены на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математических познаний.

Логические блоки Дьенеша представляют собой комплект геометрических фигур, каждая из которых характеризуется четырьмя признаками: форма, цвет, размер, толщина. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста, но вполне целесообразно упростить комплект, исключив толстые или тонкие фигуры. В таком варианте фигуры имеют отличие по трём признакам: форма, цвет и величина.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Логические блоки Дьенеша

- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

- способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, формируют начальные навыки, необходимые для умения в дальнейшем решать сложные логические задачи.

- дают детям первичные представления о таких понятиях как алгоритмы, кодирование информации, построение логических цепочек.

- способствуют развитию речи; построение фраз с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д..

- развивают пространственные представления.

-помогают развивать у детей умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие, удерживать в памяти два или три свойства объекта, обобщать объекты по нескольким признакам.

- развивают творческое воображение ребёнка, познавательные процессы восприятия памяти, внимания, алгоритмической культуры мышления.

- позволяют подготовить детей к успешному овладению основами  математики.

Логико – математические игры с блоками Дьенеша направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер), составление целого из частей. Игровые упражнения отличаются занимательностью, в каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели, осуществления практического действия, получения результата.

Условно игры с блоками Дьенеша можно поделить на три группы:

- игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера.

- игры и упражнения на освоение детьми понятия сравнения, классификации, обобщения.

- игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, предусматривается, что бы дети раннего возраста начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Детям предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, они могут использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности.

Работу по формированию познавательных способностей  целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. Для начала следует предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать, классифицировать, сравнивать). После успешного освоения этого этапа обучения детям раннего возраста следует предложить  игры и упражнения  на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя.

Для проверки успешности освоения свойств геометрических фигур, в дальнейшей работе можно применить карточки (код), условно обозначающие данные свойства. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая и выкладывая карточки, которые рассказывают о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Когда дети научаться свободно пользоваться кодовыми карточками, можно ввести в упражнения код, обозначающий знак отрицания «не».  Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. А использование карточек с отрицанием свойств формирует словесно-логическое мышление.

Для того, чтобы поддержать интерес детей к обучению необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Работать с детьми, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Результатом освоения ребенком игры становится стремление к участию в игре, развитие у него устойчивого интереса к познанию, результативное завершение игры.

Список использованной литературы:

З.Н. Михайлова, Е.А. Носова  «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера»   СПб «Детство-пресс» 2013г.

О.Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»  Москва  ТЦ «Сфера»  2005г.

Е.Н. Панова  «Дидактические игры-занятия в ДОУ»    Воронеж  ТЦ  «Учитель»  2006г.

Интернет- ресурсы: https://studfiles.net/preview/1764739/page:24/

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающие игры как основа математических представлений и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связанны с деятельностью орг...

Мастер-класс для педагогов "Блоки Дьенеша в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов, с целью оказания помощи по внедрению учебного пособия "Блоки Дьенеша" в развитие логико-математического мышления и ФЭМП детей младшего и старшего дошкольного возр...

Презентация "Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» - система логических игр для детей дошкольного возраста"

Презентация "Педагогическая технология "Блоки Дьенеша" - система логических игр для детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...