Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
статья по математике (средняя группа) на тему

Апалько Юлия Станиславовна

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего,

ни познать   без него.»

 -Пифагор

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Развитие элементарных математических представлений — является одной из самых важных частей интеллектуального развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение —первая образовательная ступень, детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и последующей жизни. Именно в самом раннем возрасте формируются мировоззрение, а также интеллект.

Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Математика как ни какая другая дисциплина позволяет оттачивать ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основных целей математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

    Что бы заинтересовать ребенка, увлечь его математикой этот процесс должен быть занимательным, ненавязчивым. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. С детьми нужно «играть» в математику. Ведь как сказала Нищева Н.В. в книге «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций»

         «Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.»

    И в этом нам могут помочь современные развивающие игры: математические планшеты, арифметический счет, логические пирамидки, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы, счетный материал.

    Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

    Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками. Не могу не согласиться с В.А.Сухомлинским «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

    Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Основное ее назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Игра «Большая стирка»

Возраст: 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

 Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8, 9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Игра: «Воображение»

Возраст: 4- 5 лет

Цели: Обучение детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы; Закрепления знаний о размерах; Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: Геометрические фигуры разных размеров

Методика проведения: Воспитатель высыпает геометрические фигуры в коробку, после чего каждый из ребят выбирает для последующего творчества 5 геометрических фигур. Затем собирает из выбранных фигур предметы или животных.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст: 3-4 года

Цели: научиться сопоставлять и сравнивать размеры; научиться различать цвета Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения: Воспитатель расставляет на столе овалы разного цвета и размера. Ребенок должен назвать цвета овалов, размер и собрать пирамиду, расставляя овалы по убыванию.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Ведь только совместными усилиями можно вырастить здоровых, любознательных, образованных людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_matematiku.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего,

ни познать   без него.»

 -Пифагор

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Развитие элементарных математических представлений — является одной из самых важных частей интеллектуального развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение —первая образовательная ступень, детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и последующей жизни. Именно в самом раннем возрасте формируются мировоззрение, а также интеллект.

Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Математика как ни какая другая дисциплина позволяет оттачивать ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основных целей математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

    Что бы заинтересовать ребенка, увлечь его математикой этот процесс должен быть занимательным, ненавязчивым. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. С детьми нужно «играть» в математику. Ведь как сказала Нищева Н.В. в книге «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций»

         «Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.»

    И в этом нам могут помочь современные развивающие игры: математические планшеты, арифметический счет, логические пирамидки, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы, счетный материал.

    Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

    Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками. Не могу не согласиться с В.А.Сухомлинским «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

    Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Основное ее назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Игра «Большая стирка»

Возраст: 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

 Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8, 9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Игра: «Воображение»

Возраст: 4- 5 лет

Цели: Обучение детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы; Закрепления знаний о размерах; Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: Геометрические фигуры разных размеров

Методика проведения: Воспитатель высыпает геометрические фигуры в коробку, после чего каждый из ребят выбирает для последующего творчества 5 геометрических фигур. Затем собирает из выбранных фигур предметы или животных.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст: 3-4 года

Цели: научиться сопоставлять и сравнивать размеры; научиться различать цвета Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения: Воспитатель расставляет на столе овалы разного цвета и размера. Ребенок должен назвать цвета овалов, размер и собрать пирамиду, расставляя овалы по убыванию.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Ведь только совместными усилиями можно вырастить здоровых, любознательных, образованных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

Знания, полученные на занятиях по формированию элентарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позици...

Всероссийская научно-практическая конференция "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.

Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребёнок 21 – го века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке &nd...

Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Формы организации непосредственно образовательной деятельности разнообразны. Наряду с традици­онной, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской деяте...

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»

Абдуллаева Л.К.ГБДОУ детский сад № 73 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга «Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»...

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Развитие эл...