Дидактическая игра «Магазинчик»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Андрюшина Ольга Владимировна

Формирование у детей представлений о монетах как величине, развитие вычислительных способностей детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_sayta.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Магазинчик»

Цель: Формирование у детей представлений о монетах как величине, развитие вычислительных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- продолжать закреплять навыки счета до двадцати;

- закреплять знания состава числа из отдельных единиц и двух меньших чисел;

- познакомить с деньгами, их достоинством и предназначением;

- знакомить с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству);

- знакомить с разменом монет и купюр разного достоинства;

- учить находить заданную сумму в разном наборе монет;

- упражнять в названии достоинств монет;

- формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту;

- формировать навыки самостоятельного совершения покупок;

- воспитать правильное отношения к деньгам в быту;

- продолжать закреплять умение играть в коллективе сверстников;

 - развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: картинки предметов с ценой, карточки с цифрами, монетки номиналом 1; 2; 5; 10 рублей, выполненные из картона, которые будут играть роль денег, атрибуты продавца (шапочка, фартук), предметы для конструирования прилавка, емкости для хранения товаров, сумки, корзинки, самодельные кошельки.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель объясняет детям, что все сегодня отправятся в магазин, чтобы сделать необходимые покупки. Можно задать ребятам вопросы следующего содержания: «Часто ли вы посещаете магазин? С кем больше всего любите ходить туда – с мамой или папой? Почему? Что вы обычно покупаете? Чем расплачиваются родители? Какие виды денег берут взрослые с собой в магазин? Какие монеты вы знаете? Как называются монеты в нашей стране? На что указывает цифра на монете? Кто продает товар?»

Перед началом игры обсуждаем с детьми, что такое цена.

Вариант 1 (Делаем покупки)

Ребята аккуратно раскладывают карточки с предметами и ценой и выбирают продавца. Каждому будущему покупателю выдается по 4–5 монеток номиналом 1 рубль. Дети рассматривают монеты-рубли и называют их достоинство. Воспитатель обращает внимание детей на карточки предметов с ценой, и спрашивает: «В каком магазине мы можем купить эти товары? Воспитатель обращает внимание детей на цифры около предметов и объясняет, что это цена и она указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить товар и уточняет, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости и отсчитать цену покупки монетами.

Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и сколько нужно монет для осуществления покупки.

Вариант 2 (Исправь ошибку)

 В дальнейшем можно нарочно ошибаться. Например, продавец говорит: «Этот товар стоит 5 рублей», а покупатель дает не 5, а 4. Продавец пересчитывает и говорит правильно ли. Если нет, то говорит, сколько надо добавить или сколько лишних монет ему дали.

Вариант 3 (Магазин)

Для игры используются монеты номиналом 1, 2 и 5 рублей.  Каждому ребенку выдается 10 рублей.

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно купить в нашем магазине? Как узнать стоимость? (По цене на ценнике.) Сколько стоит каждый предмет?»

Воспитатель «покупает» товар, объясняя, сколько монет каждого достоинства он взял. Затем предлагает детям выбрать для покупки товар и подобрать необходимые монеты.

Дети «покупают» и рассказывают, монеты какого достоинства они взяли и сколько денег потратили и сколько осталось.

Вместе с воспитателем они обсуждают правильность действий и варианты оплаты покупки.

Вариант 4 (Разменяй-ка)

Игрокам выдают монетки – по 1, 2, 5, 10 рублей. Ведущий выкладывает на стол карточку с цифрой. Задача игроков - как можно быстрее разменять ее монетками.

Например: Ребята, в магазине мне разменяли 5 рублей. Кажется, продавец допустил ошибку. Детям предлагается рассмотреть карточки, сосчитать размен, сделать вывод допустил продавец ошибку или нет.

Вариант 5

С помощью монет можно решать элементарные математические задачи

Примеры нескольких задач, которые можно решить с помощью монет

  1. Покажи монету достоинством 2 рубля. Как можно разменять два рубля? Что можно купить на 2 рубля? (аналогично для 5 и 10 рублей).
  2. У мальчика в кармане по одной монете достоинством 1, 2 и 5 рублей. Сколько денег в кармане у мальчика?
  3. Толя решил каждый день бросать в копилку по одной монетке достоинством 1 рубль. Сколько денег он накопит за 4 дня?
  4. У Кати две монеты по 1 рублю, у Васи одна монета достоинством 2 рубля. У кого больше денег?
  5. У Оли одна монета достоинством 5 рублей, а у Миши две монеты по 2 рубля. У кого меньше денег?
  6. Валя покупает в магазине шариковую ручку за 8 рублей. У неё 10 рублей одной монетой. Сколько сдачи денег должен дать продавец Вале, и какими монетами он может это сделать?
  7. Белый мел стоит 3 рубля. Какими монетами можно за него заплатить? (Приведите два варианта набора монет).
  8. Линейка стоит 7 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?
  9. Набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?
  10. У девочки в кошельке монеты: 1 рубль, 1 рубль, 2 рубля, 2 рубля, 5 рублей. Хватит ли ей денег купить глазированный сырок за 10 рублей?
  11. В магазине продаются: обложка для тетради (1 шт.) – 2 рубля, мел цветной (1 шт.) – 4 рубля, пластилин (1 брусочек) – 4 рубля, тетрадь двенадцати листовая –7 рублей, линейка – 7 рублей, ручка шариковая – 8 рублей. У тебя 5 рублей, что ты сможешь купить и останутся ли у тебя деньги? (А если у тебя будет 8 рублей, 10 рублей?).
  12.  «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»
  13. «Одно яблоко стоит 2 рубля, а сколько стоит пол яблока?»
  14. Пять монеток у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Тема денег сейчас вызывает любопытство у детей, поэтому постигать азы математики на примере денег им интересно. Многие родители говорят, что дети научились считать на основе именно денег. Ознакомление с мерами стоимости позволит не только развить у детей навыки счета, но и углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...