Перспективный план работы по развитию ориентировки в пространстве (средний дошкольный возраст) на 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему

Тябина Ольга Анатольевна

Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_srednyaya_gruppa.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию ориентировки в пространстве

(средний дошкольный возраст)

на 2017-2018 учебный год

Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.

ЗАДАЧИ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

2

3

4

СЕНТЯБРЬ

1.Диагностика

2.Ориентировка в «схеме собственного тела»

  • Учить четко выделять, обозначать словом различные части тела и лица;

  • Соотносить их с определенными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху,внизу)

  • Формировать пространственные отношения справа-слева

  • Развивать умение сужать поле поиска объекта на линии. Обучать умению ориентироваться в линейном пространстве. Обогащать словарь терминами: «середина», «право-лево».

Карточки с изображением человека;

-карточки с изображением лица

Стихи:

«Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки, вот так хорошо!"

Д/и «Право-лево»

Д/и «Да-нет» (линейная)

-Утренняя гимнастика, физические занятия, музыкальные занятия;

  • Определение частей тела во время одевания на прогулку

( Шапку одеваем на голову,  где голова? (вверху), туфли- на ноги, где ноги? (внизу).Где на кофте воротничок? Где на платье карманы, а на шортах? И т.д.

Физкультурное занятие (упражнения на ориентировку в пространстве)

- Рассматривание своего отражения в зеркале

- «Где находится?» (скажи словами где голова, ноги, спина…). Игра –занятие «Водичка-водичка»

Чтение стихов , потешек «Водичка, водичка». д.и. «Верх-низ тела», «перед-зад тела».

  • Игра «Зайчик»

- Аппликация «Салфетки» (учить составлять узор выделяя углы, середину).

- Индивидуальная работа с дежурными, формировать умение раскладывать тарелки под второе и ложки справа от большой тарелки

- Упражнение «Дорисуй и раскрась картинки»

- Упражнение «Проведи волнистые линии между игрушками

3. Учить переносить схему собственного тела на другие объекты

Карточки с изображением человека, фотографии

Игры с пальчиком, игра-занятие «Моем куклу», «Больница», «Кукла заболела».

ОКТЯБРЬ

  1. Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»
  2. Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела
  3. Формировать умение детей ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение объектов в пространстве
  4. Развивать графические навыки

Дидактическая игра «Расставь посуду»

Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»

Карточки с изображением фруктов, схемы для упражнения «Проведи дорожку»

Утренняя гимнастика, физические занятия, музыкальные занятия;

Игра «За грибами» - тренировать детей в умении ориентироваться по плану.

- Упражнение  «Что где?»

- Организация сюжетно-ролевой игры «В гостях у Петрушки»

-Индивидуальная работа с детьми, закрепление умения детей ориентироваться в схеме совственного тела

- Упражнение «Фрукты» - тренировать детей в умении обводить фигурки фруктов сначала по контуру, затем самостоятельно

- Упражнение «Проведи дорожку» - тренировать детей в умении проводить линию посередине дорожки

НОЯБРЬ

1.Учить детей ориентироваться в пространственных представлениях «от себя, вверх-вниз, вперед- назад; »

-Игры с использованием стрелок-указателей, лабиринты.

-Карточки с условными обозначениями, стрелками.

-кубики, подвесной шарик, разрезанные картинки с изображением предметов

 Утренняя гимнастика.

(идем вперед, повернулись назад, Оля, встань впереди Саши…

Физкультминутки                

Кубики,

Строитель,

Разрезанные картинки

-Игра «Где звенит колокольчик?», д.игра « Солнечный зайчик»,д.и. «Куда бросили мяч?»

-Покажи, что я скажу?,«Прокати шарик».

Рисование «Ленточки», аппликация «Пирамидка», конструирование дорожки для машины

-«Сложи картинку»

Рассматривание машин

( где колеса, кабина, кузов…)

Игры с подвесным шариком, стрелкой- указателем.

2. Учить различать и выделять ведущую правую руку и на ее основе выделять левую руку, закреплять их речевое обозначение.

3. Сформировать умение сравнивать объекты по ширине, развивать пространственные представления шире, уже

4. Формировать пространственные отношения «внутри-снаружи»

5. Развивать умения детей сужать поле поиска объекта на плоскости. Формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве

- панно («Разноцветные ладошки»)

- книга «Где право, где лево»

- Книга И. Светловой «Пространство»

Дидактическая игра «На другой берег»

Дидактическая игра «Подбери одеяло»

Определение правой и левой руки

Задание: «Возьми игрушку левой рукой», «Сложи пирамидку правой рукой».

Игра «Да-нет» (на плоскости доски)

В какой руке игрушка?

Использование панно «Разноцветные ладошки».

На занятиях, при кормлении обращать внимание детей на разные функции правой и левой руки.

- мини-упражнения «В какой руке что» (2 минуты перед каждым занятием).

Игра «Белочки»

ДЕКАБРЬ

  1. Закрепить умения выделять  ведущую правую руку и на ее основе выделять левую руку.

  1. Определение правой и левой частей тела.

- Панно («Разноцветные ладошки» )

- Книга «Где право, где лево»

- Книга И. Светловой

«Пространство»

Картинка с изображением человека

- Определение правой и левой рук.

- Показать игрушку –правой, левой рукой.

- Взять предмет в правую, левую руку.

При одевании на прогулку – на какую руку одеваем варежку.

Д.и. «Найди пару»

Рассматривание себя в зеркале.

Д.и. «Шары»

-Использование панно

«Разноцветные ладошки»,рассматривание правой и левой руки;

  • Упражнения:

«Где твои руки?»

«Где шарик?»

«В какой руке игрушка?»

-Инсценирование  стихотворения

А.Барто «Девочка черноглазая»-определения правой и левой частей тела.

-Игра «Аист».

«Какой рукой точнее»,

Игра- упражнение «Возьми

  1. Развивать пространственные представления впереди, сзади, между. Уточнить понимание слов «впереди», «сзади», «между»
  2. Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги

флажок».

« Переложи колечко в другую руку».

Игра «Дорога к платформе»

Инсценировка сказки «Репка»

Игра «Сложи букет»

ЯНВАРЬ

1.Совершенствование навыка различия своих рук

Во время умывания, одевания на прогулку, при кормлении, на занятиях.

«Какой рукой точнее?», «Возьми предмет», «В какой руке игрушка?», «С какой руки варежка?»

2.Учить детей видеть различное пространственное расположение предметов относительно друг друга (на игрушках)

Ковролин,

Персонажи песенок, сказка «Репка».

Выкладывание на ковролине

- Игра- занятие «Вышла курочка гулять»,учить располагать персонажей песенки в соответствии с текстом «Друг- за другом»;

-Игра-занятие «Кто с кем встретиться?»

ФЕВРАЛЬ

  1. Упражнять в различии пространственных отношений между предметами
  2.  Учить выделять симметричные части своего тела, обозначать их словом.
  3. Продолжать сравнивать объекты по длине
  4. Продолжать учить ориентироваться в двухмерном пространстве

Парные картинки Е.И.Тихеевой (из 3-х предметов)

Дидактическая игра «Садовники»

Дидактическая игра «Разложи фигуры»

«Найди пару»

Петрушка

Игра «Подбери парную картинку, картинки»)

«Где мишка искал свой мяч?»

«Кто правильно покажет и скажет?»

Игра «Ленты»

МАРТ

1. Приучать различать и обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами.

- Игрушки : Зайчик и мишка;

Ширма, предметы декорации ( куст, дерево, забор…)

-Напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

-серия карточек для рассматривания и рассказывания  о расположении предметов в пространстве (Е.И.Тихеева)

- Игра-ситуация «Зайчик и мишка»

Игровая ситуация «Где спрятался зайчик?»

- Игра «Куда мы бросили мяч?»

Закрепит понятие близко, далеко.

  • Игра «Где звонит звоночек?»

2. Учить детей выполнять последовательные действия по условному знаку

«Найди зайчика по стрелке»

3. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

Дидактическая игра «На лугу»

4.Формировать умение различать предлоги «под», «над», «около»

Дидактическая игра «Куда летит самолет», «Кто где находиться?»

АПРЕЛЬ

1. Учить различать основные направления (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).

2. Учить пространственной ориентировке в плоскости листа, освоение движения по лабиринту в заданном направлении.

Лабиринты

На утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в подвижных играх на прогулке

Учатся вести линию.

«Куда показывает флажок?»

«Покажи флажком»

3. Развитие графических навыков

Упражнение «Игрушки» - развивать координацию движения руки

4.Закреплять умениедетей сравнивать объекты по ширине и толщине

Игра «Коврики для собаки»

МАЙ

1. Учить находить и располагать игрушки в группе по словесной инструкции воспитателя.

«Возьми пирамидку из шкафа», «Посади куклу на диван». «Поставь машинку на верхнюю полку»

2. Развивать представления о пространственном расположении частей тела (голова - вверху, ноги – внизу, грудь – впереди, спина – сзади)

Словесная игра «Продолжи»

(Голова вверху, а ноги…?, Грудь впереди, а спина…?

3.Закрепить пространственные отношения, умение детей сравнивать объекты по длине, ширине, толщине, высоте.

Игры «Мальчики»«Замри».

4.Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста». на 2017-2018 учебный год

laquo;Развитие речевой активности детейстаршего дошкольного возраста».на 2017-2018 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНРАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Перспективный план работы по региональному компоненту c детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы по развитию речи с региональным компонентом группы № 7 на 2017 – 2018 год

Перспективный план работы  по развитию речи с региональным компонентом...