Картотека дидактических игр "Развиваем мышление у дошкольников"
картотека по математике на тему

Игры способствуют формированию у детей творческого мышления, интеллектуального развития, познавательных способностей.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_myshlenie_u_doshkolnikov.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

I. МОДЕЛЬ «Элемент-имя признака-значение признака»

КЛАССИФИКАЦИЯ

Расскажи о предмете.

Предложите ребенку поочередно называть различные свойства какого-нибудь небольшого предмета, который можно взять в руки (чашка, мячик, машинка, карандаш и т.п.) – какой он? В чем его особенность? Чем он отличается от других предметов? Каждый участник называет что-то одно и передает предмет следующему участнику. Обязательное условие – это должен быть именно предмет (не картинка) и участник обязательно должен держать его в руках, чтобы можно было внимательно осмотреть, потрогать, понюхать, ощутить вес, и т.п. Принимаются любые подходящие ответы – не только по конкретным признакам (стеклянная, легкая, белая и т.п.), но и самые разнообразные особенности: например, на донышке чашки есть небольшой подтек глазури (это особенность именно этой чашки), чашку можно повесить за ручку на крючок, если она разобьется – можно выложить мозаику, в нее можно посадить комнатный цветок – использовать как цветочный горшок, можно поучить буквы (если, например, чашка с именем) и др.

Иногда дети «зависают» на одном каком-то признаке. Например: «В чашку можно налить чай… в нее можно налить компот… можно суп… воду…» и т.д. В этом случае объявите: «Да, это особенность чашки – в нее можно наливать разные жидкости: и чай, и компот, и суп. Давай поищем, в чем же еще есть особенность, кроме того, что в нее можно что-то налить».

Игра с мячом.

Ведущий (на первых порах взрослый, затем может быть ребенок) задает многовариантное задание: «Что летает? Что красное? Что шуршит?» и т.п. и кидает мяч участнику. Участник, отвечая, возвращает мяч. Постепенно темп увеличивается. Систематизировать можно:

- по цвету (белое, прозрачное, разноцветное, …)

- по форме (круглое, квадратное, бесформенное, …)

- по размеру (выше стула, но ниже шкафа, …)

- по материалу (железное, деревянное, из ткани…)

- по звучанию (свистит, шипит, пищит, …)

- по запаху (что приятно пахнет, …)

- на ощупь (острое, мягкое, шершавое, …)

- по вкусу (сладкое, соленое, невкусное, безвкусное, …)

- по способу передвижения (летает, ползает, катится, …)

- по агрегатному состоянию (твердое, жидкое, газообразное)

и по другим признакам по выбору

Развиваем наблюдательность.

Положите перед ребенком три предмета, не очень похожих друг на друга, но и не имеющих бросающихся в глаза различий, например, три луковицы (или три моркови, три камушка и др.). Предложите ребенку внимательно осмотреть все луковицы и найти отличительные особенности каждой из них.

Затем, выбрав одну, и не говоря вам какую, нарисовать ее. А вы должны угадать, какую луковицу ребенок загадал. Рисовать можно любым способом, привычным ребенку: простым карандашом, фломастерами, мелками, красками и др. Рисунок может быть как цветным, так и однотонным. Главное, чтобы ребенок передал особенности конкретного объекта.

Если задачка не отгадана, нужно провести дружеское обсуждение. Попросите автора показать выбранный объект и объяснить, какие его индивидуальные особенности, отличающие от других предметов, он посчитал важными. Разберитесь вместе - действительно ли это так, и удалось ли ребенку отобразить это в рисунке.

Это упражнение можно провести и словесно: после рассматривания ребенок не рисует, а рассказывает о задуманном объекте, описывает его, а вам нужно угадать.

«Четвертый лишний»

Цель игры – показать многовариативность классификационных признаков, учить не зацикливаться на очевидном признаке обобщения.

Предлагается изображение четырех предметов. Сказать, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

- Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).

А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Сравнивать можно по цвету, весу, размеру, вкусу, частям, где растет, чем было раньше, количеству букв в названии и т.д.

Путешествия с ощущениями.

Информацию об окружающем мире мы получаем через наши органы чувств: глаза, уши, нос, язык, руки (кожу). Придумайте – как могут выглядеть Человечки ощущений или подберите соответствующих персонажей, сказочных или реальных, чтобы было сразу понятно – какой орган восприятия является основным.

Например, слух - Большой Ух, заяц, Чебурашка, и т.д. Зрение – сыщик из Бременских музыкантов, орел, персонаж с лупой. Вкус – Щелкунчик (большой рот), Винни-Пух (любит мед), Карлсон или Дракончик из «Сладкой сказки». Обоняние (запах) – собака, Буратино (длинный нос), Карлик Нос. Осязание (тактильные ощущения) – Алеша Попович (большие руки), фокусник (ловкость рук), крот.

II. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

«Что в чем?»

Ведущий предлагает назвать предметы, частью которых является заданный объект:

- Кнопка часть чего? (звонка, куртки, коробки с канцелярскими кнопками, баяна).

- Листочек часть … (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

- Лампочка часть … (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

- Экран … (телевизора, компьютера, кинозала, рентген аппарата, диафильма).

Нужно назвать как можно больше объектов, желательно не менее 5.

«У кого есть…»

По очереди участники загадывают объект (или берут картинку так, чтобы остальные участники не видели) и называют части этого объекта. Затем следующий участник перечисляет части своего задуманного объекта.

- У моего объекта есть тело, покрытое мехом, длинные уши и лапы, короткий пушистый хвостик, … (Заяц)

У моего объекта есть дно, закругленная стенка, ручка, цветная картинка на стенке, … (Чашка)

- У моего объекта есть берега, вода, обитатели, подводные растения (Речка, озеро, море)

Можно задавать уточняющие вопросы: «А у твоего объекта есть перепонки на лапках? У твоего объекта есть крышка?» И т.п.

«Чем был – чем стал»

Игра будет интереснее, если перекидывать друг другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

С маленькими детьми называется тема: например «Чей детеныш?»

Взрослый называет слово: «Жеребенок» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Лошадь» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Котенок»… - «Кошка»; «Поросенок»… - «Свинья»; «Щенок»… - «Собака» и т.д.

С более старшими детьми конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Чем/кем стали?»

«Семечко»; «Ягненок»; «Мальчик»; «Туча»; «Дерево» и т.д.

«Что сначала, что потом»

Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.

- Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.

– Сначала вторник, а потом? – Среда.

- Сначала вечер, а потом? – Ночь.

– Сначала завтрак, а потом? – Обед.

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:

- Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.

- Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.

- Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

III. ПРОТИВОРЕЧИЯ

«Хорошо-плохо»

Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка (не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями) и предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления. Вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

- Чайник: хорошо, потому что в нем можно нагреть воду для чая,

Чайник: плохо - можно обжечься;

- Дождь: хорошо, потому что «напоит» растения и животных,

Дождь: плохо, потому что люди промокнут, может залить норки;

- Машина: хорошо - можно быстро добраться до далекого места,

Машина: плохо, потому что загрязняет природу;

- Съесть конфету – хорошо, потому что она вкусная, сладкая.

Съесть конфету – плохо, потому что могут заболеть зубы. И т.д.

«Подскажи словечко»

Взрослый начинает предложение, а ребенок – заканчивает:

- мышка маленькая, а слон…;

- утюг горячий, а мороженое …;

- уголь черный, а снег…;

- дорога широкая, а тропинка…;

- перышко легкое, а камень…;

- летом жарко, а зимой …;

- утром завтракают, а вечером…;

- ложка лежит, а стакан…;

- птица летит, а рыба…;

- Пьеро грустный, а клоун…;

- лев смелый, а заяц…;

- мачеха злая, а Золушка…; и т.п.

«Перевертыши»

Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать, выход - вход, высокий - низкий, пустой - полный, одевать - раздевать, и т.п.).

«Наоборот»

Ребенок учится находить объекты, обладающие противоположными свойствами. Предложите ребенку назвать обратные свойства: «холодный — ? (горячий)», «высокий — ? (низкий)» и т.д. А теперь придумай, что совмещает в себе эти свойства? Например: что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, а ручка тупая); а что длинное и короткое? (Антенна у приемника: сложенная короткая, а расправленная – длинная) и т.д.

Назови теперь обратные действия: «разрезать — ? (склеивать, зашивать)». Что у нас разрезанное и склеенное? (книга: сначала нарезали листы, а потом из склеили в книжку) А что разрезанное и сшитое? (одежда – сначала разрезали ткань, а потом сшили одежду) и т.д.

Второй вариант игры: взрослый предлагает обсудить какой-либо признак и найти противополож-ные значения этого признака; затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют. Например: признак «цвет»: ребенок называет противоположности: бесцветный — цветной, черный — белый, блестящий — тусклый и т.д., затем называет объекты: плащ

дождевик бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра и черная и белая; нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).

Во всех вариантах усложнение может быть в нахождении плюсов и минусов каждого признака или свойства.

IV. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

 «Цепочка событий»

Возьмите нарезанные бумажки для записей (их можно купить или самим нарезать). Напишите на них несколько десятков разного рода явлений. Это могут быть объективные явления («Испекли пирог», «Под окном стоит машина соседа», «Игрушка закатилась под стол») и даже такие объективные явления, к которым вы прямого отношения не имеете («Начинается дождь», «Обезьянка залезла на дерево», «Экспедиция отправилась на Северный полюс»). Могут быть и субъективные явления («Я обрадуюсь», «Мне станет приятно», «Я почитаю книжку»).

Сложите эти карточки в какую-нибудь коробку. Доставайте их оттуда парами. Вытащив пару явлений, обсудите, что из них может быть следствием, а что причиной? Почему? Как такое может произойти? составьте небольшой рассказ.

Конечно, рано или поздно вам попадѐтся пара каких-то совершенно не связанных, противоречивых явлений. Например: «Вот и лето пришло» и «Медведь залег в зимнюю спячку». Попробуйте напрячь фантазию. Чем больше вы еѐ напрягаете, тем выше будет эффект.

Проводите это упражнение периодически. Каждый раз добавляйте в коробку новые карточки (хотя бы по несколько штук).

«Продолжи историю».

Лучше проводить с использованием какой-либо «эстафетной палочки» (в ее роли может выступать мячик, игрушка, любой предмет). Первый участник игры (взрослый) говорит фразу и передает «эстафету» второму участнику (ребенку). Второй участник должен повторить фразу и продолжить ее, объяснив, почему это событие произошло и передает «эстафету» следующему участнику (или назад взрослому). Участник, получивший «эстафетную палочку», повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.

Пример цепочки:

- Бабушка испекла пирог с земляникой.

- Бабушка испекла пирог с земляникой, потому что дети собрали целую корзинку.

- Дети собрали целую корзинку, потому что набрели на земляничную поляну.

- Набрели на земляничную полянку, потому что утром ходили в лес.

- Утром ходили в лес потому, что живут у бабушки на даче. И т.д.

43. «Что может произойти, если…»

Помогите ребенку увидеть последствия разнообразных бытовых ситуаций. Покажите множественность как хороших (или нейтральных), так и негативных последствий. Очень хорошо использовать при беседах на тему безопасности - вероятность отрицательного развития событий необходимо учитывать.

- Если качаться на стуле, то …

- Если играть рядом с дорогой, то …

- Если положить снег на ладонь, то …

- Если наступить в лужу, то …

- Если ударить ногой по мячу, то …

- Если полететь высоко-высоко, то …

- Если баловаться со спичками, то…

- Если поставить растение в темный шкаф, то…

- Если сильно надавить на карандаш, то…

- Если долго не будет дождя, то …

- Если не мыть руки, то…

«А что, если…»

Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: «А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?», «А что, если Золушка не потеряет туфельку?», «А что, если мама забудет купить хлеб?», «А что если у нас сломаются сразу все карандаши?». Направляйте мысли малыша по разнообразным вариантам развития этой ситуации:

- А что, если Баба Яга не захочет помогать Ивану-царевичу и не даст ему волшебный клубок? Ему придется искать другой способ найти дорогу. Какой?

- А что, если на прогулке ты промочишь ноги? А если мы будем гулять далеко, в лесу? А если дождь пойдет неожиданно?

- А что, если вдруг исчезнут все стулья? Какой будет самый лучший вариант?

«Что является причиной?»

Что является причиной:

- того, что все машины уступают дорогу пожарной машине и машине «скорой помощи»;

- хорошего настроения;

- того, что тебя похвалили родители;

- того, что мальчишки дерутся;

- следов на снегу и песке;

- того, что ты скоро пойдешь в школу;

- цветения ландышей в майском лесу;

- появления нового дома во дворе;

- аварии на дороге;

- того, что щенок стал бездомным?

Обратите внимание ребенка на тот факт, что каждое явление и событие могут иметь несколько причин.

 «Почему это произошло?»

Предложите ребенку придумать и назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

- На улице стояло много людей.

- Дети замерли, открыв рот от изумления.

- Вода в чашке стала цветной.

- Внезапно в комнате погас свет.

- Пение птиц неожиданно прекратилось.

- Маленький мальчик захлопал в ладошки.

- На столе «красовалась» большая лужа.

- Щенок спрятался под шкаф.

- В саду вырос большой красивый цветок.

- Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

V. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. РЕСУРСЫ.

«Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям (или ребенку поочередно со взрослым) нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

- Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, отмерять количество сыпучих продуктов, играть в народном ансамбле и т.д.)

- Как можно использовать шарф?

- Что можно делать кубиком?

- Как можно использовать зубную щетку?

- Что можно делать ботинком?

- Как можно использовать пустую баночку из под крема?

«Что умеет делать»

Объект отгадывается с помощью «Да-нетки» или загадки. Ребенку нужно определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

- Что может слон?

- Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы.

- Что может телевизор?

- Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

- Что может мяч?

- Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

- Что может светофор?

- Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу. Еще светофор может перегореть, сломаться и т.д.

«Давай поменяемся»

Каждый участник загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между участниками, загадавшими объекты.

- Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

- Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Заяц теперь может обливаться водой из хобота. Как это? У зайца же нет хобота… А слон объясняет, как он научился быстро скакать.

Если участников больше, то больше и вариантов обмена функциями.

- Я - часы. Я умею показывать время.

- Я - книга. Я делаю человека умнее.

- Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.

- Я - машина. Я перевожу людей.

Давайте поменяемся функциями.

Затем Часы объясняют, как они делают человека умнее, как Комар может участвовать в перевозке людей, каким образом Машина может показывать время, и т.д.

"Маша-растеряша".

Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальным нужно предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель.

VI. АНАЛОГИИ. АССОЦИАЦИИ.

«На что похоже?»

Ведущий задает вопрос: «На что похоже …?», а участники называют как можно больше объектов, схожих с заданным по разным параметрам: по назначению (по функции), по частям, по местонахождению, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу и т.п. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

На что похоже яблоко? – На мяч, на апельсин, на воздушный шарик, и др.

На что похож бантик? – На бабочку, на пропеллер, на цветок, и др.

На что похожи колючки ежика? - На иголки, на гвозди, на елочку, и др.

Как правило, если нет дополнительных указаний, все непроизвольно начинают подбирать объекты, схожие по форме. Поэтому постепенно задания можно усложнить, задавая определенные параметры:

- На что похоже яблоко по звуку? – Когда яблоко кусаешь, оно хрустит. Похоже на снег в морозный день: когда по нему идешь, он тоже хрустит. Когда яблоко падает с ветки, раздается негромкий глухой стук. Похоже на тот, когда мясо отбивают. Если по яблоку постучать ложечкой, то получается немного гулкий и слегка звенящий звук. Похоже на мяч, когда его отбиваешь от ковра. И т.д.  

 «Две картинки»

Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь еѐ объяснить.

С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладѐтся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребѐнок должен суметь объяснить свой выбор.

Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

VII. ЗАДАЧИ.

"Помоги сказке"

Предложите ребенку разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Обсуждайте способы разрешения противоречий на основе различных вариантов и подберите наиболее подходящий, требующий минимум затрат, времени, сил.

- Ты помнишь, что произошло с Колобком? А как ему можно погулять, чтобы все закончилось хорошо? (Противоречие: как Колобку и погулять, и не быть съеденным)

- Посадил дедка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет дедка, вытянуть не может… Позвал дедка бабку – а бабка в магазин ушла… Позвал внучку – она в школе… Позвал Жучку – Жучка убежала к соседской собачке в гости… Позвал Кошку- Кошка на печке спит… Позвал Мышку – Мышка в поле зернышки запасает… Никого нет… Что делать дедке?» (Противоречие – и репку надо вытащить, и дед один не справится)

- Жили-были Дед да Баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: не простое, золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила…» Придумай, как можно помочь Деду с Бабой? (Противоречие – есть яичко, но воспользоваться им нельзя)

- Аленушка предупреждала братца, чтобы не пил водицы из копытца – козленочком станет. Не послушался братец Иванушка. Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? (Противоречие – хочется пить, но чистой воды нет).

«Если бы ты попал в сказку»

После рассказывания или чтения сказки поразмышляйте с ребенком, а как бы он поступил, если бы оказался в сказке. Помогите разнообразить ситуации и варианты решений.

- Если бы ты вместе с Красной Шапочкой пошел к ее бабушке, что бы ты сделал?

Что бы ты взял с собой? Как бы использовал это? Кого бы позвал пойти вместе с вами? Может быть, кого-то из другой сказки пригласил? И т.п.

- Если бы ты вместе с Золушкой попал на бал? Как бы ты помог Золушке? Что можно сделать, чтобы не пришлось поспешно убегать из дворца? Что бы тебе могло пригодиться?

- Тебе нравится Буратино? Что тебе в нем нравится? Ты смог бы с ним подружиться? Если бы ты попал в его сказку, что бы посоветовал сделать, чтобы кот Базилио и лиса Алиса не смогли отобрать 5 золотых монет подаренных ему Карабасом – Барабасом?

Литература: «Калейдоскоп мышления» Е.Рябинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями

В основном, знакомство со строением дерева, разными видами деревьев, их семенами, плодами, листьями происходит во время прогулок и экскурсий. Дети обследуют оъекты самыми разнообразными способами: вер...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ

Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ

Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....

Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.

Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения....

Картотека дидактических игр для младших дошкольников

Картотека дидактических игр для младших дошкольников...