Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы. Конкурсный материал "Воспитатель года"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Плахтиенко Олеся Викторовна

Конспект можно использовать для открытых показов. В конспекте есть ссылка на видеоподдержку. В тексте расставлены указания по включению видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnoe_solnyshko._konspekt.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «СКАЗОЧНОЕ СОЛНЫШКО»

 Цель: Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Учить считать в пределах 10, упражнять в прямом счёте.

2.  Закреплять в речи предлоги «за», «между»,  «в», «на», «под», «около».

3. Совершенствовать умение составлять число из двух меньших чисел.

4. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа.

5. Повторить названия геометрических фигур.

6. Закреплять умение измерять длину с помощью линейки.

7.  Развивать произвольное внимание, тренировать память.

8. Воспитывать умение работать в команде, помогать друг другу.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование:  Проектор,  два стола, геометрические фигуры, линейки, карандаши, картина для поиска спрятанных букв, карточки с буквами, доска с кармашками,  картонные модели часов, будильник.

Видеоподдержка:

https://youtu.be/D7J3o5WZpJE
https://nsportal.ru/node/3555172

Предварительная работа: чтение сказки  «У солнышка в гостях».

 

Ход:

 Воспитатель

- Здравствуйте, ребята! Я воспитатель из другого детского сада и мне стало очень интересно, а как же живут ребята в вашем детском саду. И вот когда я шла к вам в гости, мне в руки попало вот это письмо. Что же с ним нужно делать? А вы знаете ребята? (ответы детей)
- Правильно, давайте откроем его!

(Воспитатель открывает и достаёт флешку) Вот это да! Что же это за письмо такое? Как же его прочитать? (ответы детей)

Воспитатель включает телевизор. На экране появляются цыплята.

- Здравствуйте, ребята! Мы цыплята из сказки. Наше сказочное солнышко закрыли тучи и оно крепко заснуло.  Мы его уже два дня не видели. Мама не отпускает нас к солнышку, потому что мы ещё маленькие. Помогите нам, разбудите наше солнышко!  Пауза

Воспитатель

- Ребята, что же делать?  (поможем цыплятам)

- Цыплята, а где же живёт ваше солнышко? Включить

- Наше солнышко живёт на самой высокой горе. Пауза (поставить на гору)

 

Ну что-ж, ребята отправимся к самой высокой горе?  Но что это? Дорога к горе проходит через болото. Нам  с вами придется перешагивать через кочки. А кочки эти не простые - они математические, из геометрических фигур. Чтобы не упасть в болото нужно перешагивать через кочки и называть фигуры.  Только будьте очень внимательны, называйте правильно.  Саша, пойдёшь первым? (дети переходят по двое парами, воспитатель специально ошибается, дети поправляют, воспитатель благодарит их).  

 

Вот здесь, ребята,  и живет сказочное солнышко. Посмотрите, его совсем закрыли тучи.

Включить

 

 Говорят тучи:

- Здравствуйте, ребята! Мы тучи не простые, а математические. Сумеете выполнить наши задания, тогда улетим и освободим ваше солнышко. Пауза

Воспитатель:  ребята,  как вы думаете, мы сможем с ними справиться?  

Ну что-ж, давайте постараемся, цыплята так на нас надеются. Включить

Тучи:

Итак—первое задание  - мои подружки, маленькие тучки разлетелись повсюду, растерялись. Найдите их и расставьте по порядку.  Пауза 

Воспитатель:

- Ребята, вы видите, куда улетели маленькие тучки? Вот же они, на столе

Но, посмотрите, на этих тучках нет цифр. Как же мы их можем расставить по порядку?  Правильно, можно их измерить. Посмотрите внимательно, на каждой тучке своя полоска.  Измерьте её и  запишите на ней, её длину. Что нужно сделать, чтобы узнать длину тучек?  Правильно, для того, чтобы их узнать нужно измерить  длину каждой тучки на этом столе и  записать результат на своей тучке. Кто знает, что нужно для этого сделать? (Нужно приложить линейку). Правильно. А теперь  запишите получившуюся цифру на тучке.  Первая тучка с самой маленькой цифрой, лети ко мне. А за ней все остальные. Будьте внимательны.

Дети выполняют задание.

Молодцы, ребята, посмотрим, улетит ли тучка? Включить

Тучка:

- Вы справились с заданием, молодцы, прощайте!

Второе задание – на картине спрятались буквы, составьте из них моё любимое слово. Пауза

Ребята, вы видите, где картина? Правильно, вот она, картина с буквами. Ребята, я буду называть, где спряталась буква, а вы найдите эту букву и поставьте вот сюда, на доску.

Воспитатель называет, где расположены буквы, выделяя голосом предлоги (НА полке, В картине, ПОД столом). Дети отвечают по одному, затем воспитатель просит детей прочитать всё слово.

Замечательно!
Посмотрим, улетит ли вторая тучка?  
Включить

Тучка:

- Правильно, дождик, до свидания!

- Третье задание – состав числа. Возьмите домики и запишите в окошках такие два числа, из которых можно составить число, которое записано на крыше. Пауза

 Воспитатель:

- Ребята,  возьмите домики . Вы поняли задание? Ну что ж, тогда приступайте.  (Дети выполняют).

Прочитайте,  что получилось. (Дети читают,  воспитатель даёт образец речи)

Проверьте друг у друга. Положите домики на стол и обойдите вокруг, посмотрите, все ли правильно выполнили задание?  Если увидите ошибку, помогите своему товарищу, исправьте её.

Ну что ж, вот и домики заполнили,  какие вы молодцы, я так рада, что сегодня у вас в гостях! Давайте посмотрим, улетит ли последняя тучка?  Включить Тучка:

- Всё верно, я улетаю! Пауза

Но что это - солнышко всё равно не просыпается.  Ребята, я кажется знаю, почему. Солнышко встаёт ровно в семь  часов утра, а как же мы можем узнать, сколько сейчас времени? Правильно, с помощью часов.  Ой, а  на этих часах нет стрелок, они не показывают время. Что же делать?

Правильно, давайте нарисуем стрелки так, чтобы часы показывали ровно семь часов.

 Вопросы:

• на какую цифру указывают часовая стрелка?

• на какую цифру указывает минутная стрелка?

Все нарисовали? Молодцы.
Но солнышко почему-то не просыпается? Как вы думаете, почему?
Правильно, ребята,  здесь есть ещё одни часы.

Они показывают семь часов? (Нет).

Сейчас я передвину стрелки (срабатывает будильник)  Включить

Солнце:

- Добрый день, добрый день!

Ах, как долго я спало, все ждут света и тепла.

Ах, спасибо вам ребята, разбудили вы меня! Пауза

Ребята, какие вы молодцы, вы разбудили солнышко! Какое оно красивое!

Как хочется погреться! Солнышко тёплое, а ещё какое оно? (дети называют)

 

Давайте посмотрим, что же теперь происходит в сказке, как там наши друзья цыплята? Включить 

Цыплята:

- Спасибо ребята, у нас стало светло и очень тепло! А что же вы сделали, чтобы разбудить солнышко, расскажите нам.  Пауза 

(Дети рассказывают).

- Давайте попрощаемся с цыплятами. Включить

Цыплята:

- До свидания, ребята! Спасибо!

- До свидания!  Уход в разноцветные круги.  Пауза

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Колокольчик»

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, проведенной воспитателем МДОУ № 16 Плахтиенко Олесей Викторовной.

Тема:  «Сказочное солнышко».

 Цель: Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учет положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринужденной обстановки, осуществление взаимодействия при ведущей роли взрослого.

     Помещение было достаточно проветрено, освещено, подобран необходимый по размеру демонстрационный материал

     Методы и приемы:

Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение)

Наглядный  (мультимедийная презентация, учебная доска);

Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала):

Игровой (игровой сюжет «у солнышка в гостях» );

Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)

     В образовательной деятельности я также использовала приёмы  Ш. А. Амонашвили:
- самостоятельный поиск детьми решения проблемы,

- ошибка воспитателя,

- взаимная проверка детьми результатов деятельности друг друга.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности были введены мультгерои – цыплята, тучки, солнышко.

     Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 15 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

     Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

     Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  сделано с помощью игрового сюжета  «Цыплята просят помощи».  

     Непосредственно образовательная деятельность  была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: «Выполнение заданий тучек, чтобы освободить солнышко».

     Основная часть  НОД - это самостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная,  выполнение всех поставленных учебных задач.

      В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.  

 

      Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация   обучения проявлялась  в  оказании затрудняющимся  при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте  особенностей  мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Для  достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен  дифференцированный подход к   обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности.

     По  итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

-   дети успешно справились с заданиями,  решив проблемную ситуацию – тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

- дети усовершенствовали навыки счета, узнавания геометрических фигур, измерения линейкой; определения состава числа, распознавания времени по часам с точностью до часа.

      Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки рекомендуемого времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «Подарки времен года»

конспект ОД попознавательному развитию для детей старшей группы....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"...