"Развитие основ логического мышления в процессе математического образования"
презентация по математике на тему

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.  С помощью мышления мы получаем знания. поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие основ логического мышления у детей в процессе математического образования Воспитатель Беднякова В.М.

Слайд 2

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Слайд 3

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л . С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, Л.А. Венгер , П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец и др. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

Слайд 4

Мышление развивается в три этапа: Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста. Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста. Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте .

Слайд 5

Логическое мышление Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Слайд 6

Основные логические приемы В дошкольном возрасте активно развиваются логические операции: сравнение , анализ , обобщение , абстрагирование , классификация , сериация и др.

Слайд 7

Сравнение Сравнение - это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями . Для того, чтобы научить ребёнка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями: умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом; умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы; умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.

Слайд 8

Сравнение Сюда можно отнести такие игры как «Сравни картинки», «Чем похожи и чем отличаются», «Найди такой же», «Найди похожую фигуру», «Покажи предмет, который отличается от других», «Найди лишний предмет» и т. д .

Слайд 9

Сравнение Найди отличия

Слайд 10

Сравнение Найди сходство и отличие

Слайд 11

Сравнение Найди два одинаковых предмета Найди пару

Слайд 12

Анализ Анализ — выделение свойств объекта из группы предметов по определённому признаку .

Слайд 13

Анализ Когда ребёнок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.

Слайд 14

Синтез Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез — через анализ) К таким дидактическим играм можно отнести игры «Сложи фигуру», «Образуй фигуру», «Составь картинку», «Почини коврик», « Танграм », « Колумбово яйцо», и т. д.

Слайд 15

Обобщение Обобщение - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов.

Слайд 16

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 17

Классификация Классификация — это мыслительное распределение по группам в соответствии с наиболее существенными признакам и . Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить по следующим математическим понятиям: по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.); по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые); по форме (в эту коробку — квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);

Слайд 18

Классификация

Слайд 19

Сериация Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку .

Слайд 20

Сериация Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (разложить квадраты по степени интенсивности цвета).

Слайд 21

Игры для развития логического мышления Развитие логического мышления у дошкольников идет через игру. Важно постоянно менять задания, побуждая ребенка постоянно думать и искать другие пути решения.

Слайд 22

Логические блоки Дьенеша На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

Слайд 23

Игры Воскобовича Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности.

Слайд 24

Логические фигуры и палочк и Кюизенера Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Слайд 25

Игры Никитина «Сложи узор», « Уникуб », «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные игры Никитиных . Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка.

Слайд 26

Математические загадки и занимательные задачи Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Слайд 27

Загадки-шутки В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? ( 9 пароходов) Как в решете воды принести? ( Когда вода замерзнет, превратится в лед.) Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? ( 8 человек ) Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня , завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра)

Слайд 28

Логика - «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Целенаправленные педагогические приемы и созданная атмосфера доброжелательности в группе позволяют эффективно контролировать ход развития воспитанников, что поможет успешнее подготовить детей к обучению в школе.

Слайд 29

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Развитие логического мышления с помощью математических представлений

Ребенок   с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т...

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».

Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...

Выступление на педсовет на тему: «Формирование основ логического мышления посредством игр математического содержания»

Утверждение о необходимости и возможности развития логической сферы ребенка-дошкольника неоспоримо, как и то, что эта проблема именно математического развития....

Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный возраст)

Цель. Систематизировать игры математического содержания для развития у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, классификация....