Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию математических представлений. Тема: «Измерение. Длина. Сантиметр».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Елховенкова Олеся Викторовна

Дети знакомятся с мерами измерения длины в Древней Руси. Далее рассматривают предметы, помогающие измерить длину - линейку, деревянный метр и сантиметровую ленту. Пробуют измерять предлагаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie._dlina._santimetr.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по формированию математических представлений.

Образовательная область «Познание».

Тема: «Измерение. Длина.  Сантиметр».

 

 

 

 Елховенкова Олеся Викторовна,                                                                                                                                                 воспитатель МБДОУ детский сад «Улыбка» г.Удомля Тверской области

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной)

определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе урока;

 

описание методов организации работы воспитанников на начальном этапе занятия, настроя воспитанников на учебную деятельность (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

 

 

 

 

Разобраться, с помощью чего можно измерить длину.

 

 

 

 

 

 

Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

 

 

Ребята, давайте с вами вспомним мультфильм «38 попугаев» (наглядный материал – презентация). Скажите, пожалуйста, кого измеряли в этом мультфильме? Кем измеряли?  А как вы думаете, с помощью чего люди измеряют длину чего-либо? Вы хотите узнать, чем ещё можно измерять длину?

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые педагог ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе занятия;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

 

 

 

 

описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

 

определение возможных действий педагога в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе занятия;

описание методов и критериев оценивания ответов воспитанников в ходе опроса.

 

 

 

Вспомнить счёт до 10, закрепить знание цифр.

 

 

 

 

 

 

Активизировать личный опыт детей.  Закрепить навык счёта. Развивать логическое мышление, память, внимание.  Вызвать желание рассуждать, объяснять.

 

 

Предлагаю детям встать в круг и поиграть с мячом «Посчитай до 10» (воспитатель бросает по очереди мяч детям, называют число, возвращают мяч воспитателю).

У детей на столах лежат карточки с цифрами, предлагаю поиграть в игру «Расставь цифры в порядке возрастания». Цель: закреплять знание цифр, умение расставлять их по порядку.

 

 

 

Проверить правильность выполнения задания детьми, используя подсказку, похвалу, положительный пример, предлагаю хорошо подумать и т.д.

 

 

Косвенная подсказка, активизирующий вопрос. Предлагаю детям проверить выполненное задание друг у друга. Детям, которые не справились с заданием, предлагаю проверить по готовому образцу (дифференцированный подход).

 

 

 

 

Использование раздаточного материала: карточки с цифрами.

 

 

 

 

Смена деятельности детей.     

 

 

 

 

Подбадривание, похвала, активизирующий вопрос по ситуации. Положительный пример.  Дифференцированный подход.

 

 

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе урока);

 

определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

 

 

 

 

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен воспитанниками;

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

 

 

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в котором работает педагог;

 

 

 

 

 

 

 

 

описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом учебному материалу;

 

 

 

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе освоения нового учебного материала

 

 

 

 

Познакомиться с метром, линейкой и сравнивать их.

 

 

 

 

 

 

Познакомить с единицей измерения длины. Заинтересовать детей в решении проблемной задачи, настроить на интеллектуальную деятельность. Закрепить понимание и правильное употребление в речи слов, характеризующих размер с использованием качественных прилагательных: обобщенные, а также степеней сравнения прилагательных.

Ребята, как вы думаете с помощью чего можно измерить длину? Хотите узнать с помощью чего?

 

 

 

 

 

 

Ребята, а вы знаете, что в Древней Руси использовали такие меры длины, как сажень, локоть, пять. Но потом стали использовать более простые методы измерения длины.

Ребята, посмотрите, что это? (просмотр презентации).  Для чего они нужны?  (в случае, если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает).  Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих предметов? (на них есть черточки). У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр. В каких случаях используют линейку? Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат две линейки. Скажите, пожалуйста, из чего они сделаны? Что в них общего? Чем они отличаются?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра? (Нет). А почему, как вы думаете?  (неудобно, слишком короткая). Перед вами лежат две полоски. Как вы думаете, полоски можно измерить линейкой? Давайте, с вами сначала измерим длину короткой полоски. Какой линейкой мы будем это делать? (короткой).  А какой линейкой мы измерим длину длинной полоски?

 

 

Физкультминутка.

 

 

Теперь рассмотрим сантиметровую ленту и деревянный метр.

Что можно ими измерить? (длину).

Чем похожи сантиметровая лента и метр? Чем отличаются? Из чего сделан вот этот метр? (Длина сантиметровой ленты и деревянного метра равна 1 метру). Она тоже разделена большими и маленькими делениями).

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

 

 

 

Проверить правильность выполнения задания детьми, используя подсказку, похвалу, положительный пример, предлагаю хорошо подумать и т.д.

 

 

Подбадривание, похвала, положительный пример. Молодцы! Правильно!

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятии);

определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог.

 

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала;

 

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила новый учебный материал.

 

 

 

Вспомнить и применить полученную информацию об определении длины, путём измерения.

 

 

 

 

Создать условия для закрепления полученной информацию о единице измерения, об определении длины, путём измерения.

 

 

Работа в пособии «Моя математика». Измеряют с помощью линейки длину «гусеницы» и записывают число.

 

Молодцы.  Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? Что научились делать? Всё ли у вас получилось? Что вам было трудно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала через индивидуальную работу.

5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь воспитатель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 

Воспитывать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

Закрепить полученную информацию, поддерживать математическую любознательность.

 

Предложить детям,  дома вместе с родителями измерить то, что захотят сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений Во второй младшей группе «В гости Зайчик нас зовет».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений во второй младшей группе в игровой форме....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений «Математическая Олимпиада» в подготовительной группе

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности            по формированию математических представлений    «Математическа...