Детский научно-исследовательский проект "Геометрия вокруг нас"
проект по математике (подготовительная группа) по теме

Морозова Екатерина Александровна

В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geometriya_vokrug_nas.docx134.32 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс научно – исследовательских работ «Юность в науке»

                                      Исследовательский проект «Геометрия вокруг нас»        

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
 «РЯБИНУШКА»

Городской конкурс    учебно – исследовательских

и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы:

 Математика и информационные технологии.

 

«Геометрия  вокруг нас».

   Автор: Морозова Арина  Сергеевна

воспитанница группы                                                                                                                                                                                      общеразвивающей направленности                                                                                                

детей 6-7 лет   «Журавушка»

                                                                                       

   Научные руководители:

                                                                    Кипко-Кулага С.Г.

Морозова Е А.

воспитатели муниципального автономного                                                                                          

дошкольного образовательного учреждения                                                                                                

  детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

2018 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация………………………………………………………………3

План исследований……………………………………………………. 4

Описание работы……………………………………………………… 6

Список используемой литературы…………………………………….10

Приложение…………………………………………………………..…11


C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

АННОТАЦИЯ

В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов.

           Геометрия в детском саду - это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов.
         Именно в дошкольном возрасте, необходимо обеспечить развитие пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой базе и элементов конструкторского мышления.

Кое-кто, возможно, считает, что различные замысловатые линии, фигуры, поверхности можно встретить только в книгах учёных-математиков. Однако, стоит осмотреться, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем.

Цель исследования: повышение у детей  интереса к математике, посредством исследования геометрические фигур, их  взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи проекта.

  1. Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры.
  2. Развивать интерес к значению геометрических фигур в повседневной жизни.
  3. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, планирование, анализ. Развивать память, речь, воображение, внимание.
  4. Воспитывать интерес к математике, самостоятельности, ответственности,  последовательность  и упорства в достижении цели.

Методы:

  1. Изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов;
  2. Беседы;
  3. Анкетирование; C:\Users\Probook\Desktop\objects.png
  4. Наблюдение;
  5. Практическая работа. 

В ходе наблюдения, анкетирования и  бесед мы выяснили, что детям интересна тема геометрических фигур, но они не знают, как эти знания могут им пригодиться в жизни.

Через знакомство с литературными источниками мы получили занимательные сведения об истории возникновения геометрических фигур, о происхождении науки геометрии, о том, как люди раньше использовали геометрические фигуры в своей жизни.

Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами интернет ресурсов, мы обобщили полученные нами знания и нашли им практическое применение. (продукт исследования)

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

 Проблемой нашего исследования является отсутствие знаний о науке геометрии, об истории возникновения геометрических фигур, об  их  значении в повседневной жизни человека.

Предмет исследования: строение и свойства геометрических фигур, их значение в природе и повседневной жизни.

Объект исследования: геометрические фигуры, окружающие нас.

Гипотеза: Мы предположили, что если изучить историю происхождения  геометрических фигур, их свойства и строение, то можно развить интерес к математике и развить навыки исследовательской деятельности у ребёнка.

Этапы и пошаговая реализация проекта

Название этапов

Шаги реализации

Подготовительный  этап

  1. Беседа с презентацией «Как возникла геометрия».
  2. Занятие с использованием интерактивной доски «Путешествие в страну геометрических фигур».
  3. Чтение и рассматривание иллюстраций, книг и энциклопедий по теме проекта.
  4. Игра «Угадай геометрическую фигуру» (загадки).
  5. Выполнение развивающих заданий («Построй дорожку», «Отремонтируй робота», «Найди отличия» и др.)
  6. Беседа с презентацией «Как появилась геометрические фигуры».
  7. Просмотр мультфильма «Геометрия для детей».

Основной

 этап

  1. Беседа на тему  «Геометрические фигуры вокруг нас».
  2. Наблюдение «Геометрия в моей жизни»
  3. Рисование  рисунков на тему «Геометрия в профессиях».
  4. Создание книжки-липучки «Геометрия для малышей».

Заключительный

 этап

  1. Оформление информационно-методического материала для детей и родителей  «Геометрия вокруг нас».
  2. Подготовка презентации по деятельности проекта.


C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

                                                

 На подготовительном этапе реализации  проекта нами были выделены основные вопросы:

  • Что такое геометрия, как она возникла?
  • Как  получили свои названия геометрические фигуры?
  • Каким образом люди используют геометрические фигуры в жизни?

В начале своего исследования, мне стало интересно, а что знают дети нашей группы про геометрические фигуры. Для этого мною был проведён опрос среди детей группы «Журавушка» нашего детского сада.

Нами были составлены  вопросы, на которые предложено было ответить моим друзьям:

  1. Какие геометрические фигуры вы знаете?
  2. Знаете ли вы, что есть такая наука  - геометрия?
  3. Знаете ли вы, как они получили свои названия?

Благодаря опросу  мы выяснили, что все  дети знают основные геометрические фигуры,  и половина предположили, что геометрия – это наука о геометрических фигурах, но мало кто знает о том, как они получили своё название.

Вопросы, на которые мы стали искать ответы.

История происхождения геометрии?

Сначала мы отправились в библиотеку  и там мы узнали,  что Геометрия – одна из древнейших наук.  Она зародилась в Древнем Египте. Возникла она при измерении земельных участков. Это измерение было им необходимо потому, что река разливалась и смывала границы прямоугольных участков.

Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих предметов: орехи имели форму шара, соль - форму кубиков, по форме и цвету  отличали съедобные грибы от несъедобных.

Когда люди начали строить дома, то пришлось разобраться с тем, какую форму должны иметь стены, бревна и камни из которых они сложены… Нужно чтобы стены не развалились. А с крыши должен был стекать дождь…

Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий, рыболовы, делая такие крючки, чтобы рыба с них не срывалась.

C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.

Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца, украшения из драгоценных камней и металлов), которые тоже имели определённое значение.

Почти все великие ученые древности  были выдающимися геометрами (Фалес Милетский, Пифагор, Архимед). А наиболее удачно была изложена геометрия греческим ученым Евклидом, который дал определения основным геометрическим фигурам.

Как  получили свои названия геометрические фигуры?

Ответ на этот вопрос мы нашли в сети Интернет.

Уже 200 тысяч лет тому назад овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили:  «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.

Так, КВАДРАТ произошел от латинского слова  «кваттуор» (четыре) - фигура с четырьмя сторонами.

РОМБ происходит от латинского слова «ромбус», означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен     имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму квадрата или ромба.

ЦИЛИНДР происходит от латинского слова  «цилиндрус», означающего «валик, каток».

ТРАПЕЦИЯ происходит от латинского слова  «трапезиум» - столик.

КОНУС - от греческого слова "конос" (сосновая шишка, остроконечная верхушка шлема).

Следовательно, все названия геометрических фигур первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, близкую к форме данной фигуры.

Каким образом люди используют геометрические фигуры в жизни?

Благодаря воспитателям  я  узнала много интересного о геометрических фигурах на занятиях в детском саду.

Мы  с ребятами день за днем знакомились  с простыми геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, шаром, конусом, кубом. Играли  с погремушками, собирали пирамидку, составляли из кубиков постройки.

C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

На прогулке замечали, что листья рябины - это много овалов на отрезке, солнце - круглое, лужи бывают круглые, овальные. Удивлялись, как снежинка помещается в шестиугольник, а ель в треугольник.

С каждым разом я всё чаще и чаще начала замечать, что геометрические фигуры, окружают нас всегда и  везде. Это видно из моих наблюдений.

Давайте вместе выйдем на улицу, там мы увидим постройки, дома различной геометрической формы. По улице движутся автомобили с круглыми колёсами. Оглянувшись по сторонам мы заметим геометрические фигуры в природе.  Вот, например, ёлки имеют узкие макушки и широкие основания и напоминают треугольник, а берёза и осина – овал. 

Зайдя домой, мы увидим, что все предметы в нашем доме напоминают различные геометрические фигуры. Давайте заглянем на кухню. Холодильник, микроволновая печь, кухонный шкаф,  стол имеют форму прямоугольника. Кастрюли цилиндрической формы,  а тарелки напоминают круг. Двери имеют форму прямоугольников. Стены, потолок, окна так же напоминают прямоугольники.

Однако, поиск геометрических фигур в предметах, которые нас окружают, был бы не полным, если бы мы не обратились к космическим объектам и не определили, что планеты и звёзды имеют  форму шара.

Оказывается, все вокруг нас -  это геометрические фигуры. Но для чего мы изучаем их в детском саду, а потом и  в школе? Я решила  спросить у мамы,  пригодилось ли ей все то, что она изучала в школе про геометрические фигуры, и как они помогают ей в ее профессии.

Теперь мне стало еще интересней. Много ли таких профессий, в которых используются геометрические фигуры и знания о них?

Первая профессия из них:

Архитектор - самая «геометрическая профессия». Он придумывает здания, различные сооружения разных геометрических форм.

Конструктору так же необходима геометрия, он  придумывает различные механизмы - машины, ракеты, самолеты, технику.

Даже психолог в своей работе использует геометрические фигуры и определяет по ним характер человека.

C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Художник тоже использует геометрические фигуры в своих произведениях. Например «Черный квадрат» был написан  Казимиром  Малевичем.

Также геометрия встречается в таких профессиях, как инженер, дизайнер, модельер, инженер-строитель и т. д.

Вот и получается, что геометрические фигуры,  играют большую роль в жизни каждого человека. Они нас окружают постоянно, находятся вокруг нас, где бы мы не находились. Нам без них ничего не построить, не сшить, не нарисовать и даже не летать и не ездить. Они несут красоту в нашу жизнь.

 Вместе с воспитателем  мы собрали книгу о геометрических фигурах. Эту книгу я хочу подарить деткам младшей группы. Надеюсь, она им поможет еще лучше познакомиться с геометрическими фигурам.

Выводы:

Во время работы над проектом я ближе познакомилась с геометрическими фигурами, научилась находить их в окружающей обстановке, узнала  много нового и интересного о древней науке геометрии,  которая встречается во многих профессиях, без которых человечество не смогло бы  обойтись.


C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2012г.

2. Дыбина О. В. Дидактические игры в подготовительной к школе группе детского сада. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 г

3. Игры, викторины, конкурсы Н.В. Федина пособие для педагогов.,2013.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

5. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 6-7 лет: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение.

6. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение.

7. Математический энциклопедический словарь. Гл.ред. Ю.В. Прохоров;Сов. 8. Энциклопедия,1988

9. Энциклопедический словарь юного натуралиста/Сост. А.Г. рогожкин-1981

10. Занимательная геометрия/ К.И. Шевелёв-М.:Ювента,2009

11.Интернет - сайты

  • https://yandex.ru/images/search
  • https://yandex.ru/images/search
  • ru.wikipedia.org/wiki/Геометрия
  • www.coolreferat.com/История_Геометрии
  • http//www.shevkin.ru/?action=Page&ID=232
  • ru.wikipedia.org
  • Эшер Морис Корнелиус (Энциклопедические статьи)


C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Приложение. 

Загадки

  Я фигура – хоть куда,

 Очень ровная всегда,

     Все углы во мне равны

И четыре стороны.

               Кубик – мой любимый брат,

            Потому что я…. (квадрат)

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность – 

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат… (прямоугольник)

Он похож на колесо,

А еще на букву О.

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это - (круг)

Три вершины, 

Три угла, 

Три сторонки – 

Кто же я? (треугольник)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны 

Одинаковой длины. 

Вам его представить рад. 

А зовут его… (квадрат)

Стихотворения

ТРЕУГОЛЬНИК

 Самолёт летит по небу,

 Треугольное крыло,

 На моём велосипеде,

 Треугольное седло,

 Есть такой предмет - угольник,

 И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.

 Тут мама три спички

 На стол положила

 И мне треугольник

 Из спичек сложила.

 А в это время я чертил

 И наблюдал за мамою,

 Я три прямых соединил

 И сделал то же самое.

КВАДРАТ

 Пришёл из школы старший брат,

 Из спичек выложил квадрат.

 Дала мне мама шоколад,

 Я дольку отломил - квадрат.

 И стол -квадрат, и стул - квадрат,

 И на стене плакат - квадрат,

 Доска, где шахматы стоят,

 И клетка каждая - квадрат,

 Стоят там кони и слоны,

 Фигуры боевые.

 КВАДРАТ - четыре стороны,

 Все стороны его равны,

 И все углы прямые.

КРУГ

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

РОМБ

РОМБ - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

КРУГ

Паутину сплел паук
Паутина - это круг.

Помогает гончару
Каждый день гончарный круг.

Круглая - тарелка
С кашей манной внуку,

Часовая стрелка
Движется по кругу,

И кольцо сплетенных рук,
Если приглядеться - круг!

Как округло колесо
И летящее лассо!

Солнце на валторне,
И земля по форме...

ОВАЛ

 А как нарисовать овал?

 На помощь брата я позвал.

 Брат взял фломастер и искусно

 Мне овал нарисовал:

 Ты слегка окружность сплюсни,

 Получается ОВАЛ.

 Сколько раз его видал,

 В ванной зеркало -овал!

 Овал и блюдо, и яйцо.

 Мама говорит :-Лицо

 У тебя овальное.

 Пусть будет овальное,

 Лишь бы не печальное.

 Мы рассмеялись и в овале

 Рожицу нарисовали.

 Овал - окружность удлинённая

 И рожица в ней удивлённая.

ПРЯМОУГОЛЬНИК 

Как окно прямоугольник,

Аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки

И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,

На большую шоколадку.

На корыто поросенка

И на фантик у ребенка.

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Страна Геометрия

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. 

Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

"Рассказ о квадрате и круге"

Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.

Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"

- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.

Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.

- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.

- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"

- "А я - Круг".

- "Как ты можешь двигаться так быстро?"

- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"

- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".

- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".

Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.

Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.

Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигур стали дружить.

 

"Математическая сказка"

В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.

- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"

- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".

Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.

Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.

- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.

- "Я согласна", - радостно сказала она.

Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!

Сказка «Город геометрических фигур»

В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.

А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.

Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».

Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур. »

«Приключения ромбика»

          В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.

В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.

Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.

- Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?

- Я...я... Кругляш ...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.

Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал:

-Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.

Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:

- У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?

Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.

- Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.

- Это еще почему? - удивился Кругляш

Ромбик весело рассмеялся:

- Да потому что нельзя столько плакать, ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!

Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.

- Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.

Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..."

На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь ... ПОКА!


C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Дидактические игры и упражнения

Д/и "Построй дорожку"

Цель: Развитие умений выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Материал: логические блоки, таблица с правилами построения дорог.

Ход игры:

Ребята, давайте построим дорогу из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. Правила построения дороги записаны в таблице, в ней стрелки показывают, какая за какой: по форме т по цвету; по форме и величине, или по форме и толщине блок должен идти.

Д/у "Отремонтируй робота"

Цель: выявление проявлений догадки в процессе воссоздания фигур из элементов, умения устанавливать связи между элементами и целой фигуры.

Материал: Робот, таблица с изображением фигур деталей.3 цветных фломастера.

Ход игры:

Ребята, роботу необходима ваша помощь. Три важных детали: локоть-шарнир (круг), пульт управления (шестиугольник) и башмак (четырехугольник) раскололись пополам на три части каждая. Их нужно восстановить - склеить суперклеем "моментом". Детали нарисованы сверху, а их элементы (части) - слева. Рассмотрите их. Используйте элементы для сборки целых деталей. Раскрасьте фломастером одного цвета детали и его части, фломастером другого цвета раскрасить следующую деталь и ее часть и т.д.

Д/у "Коледоскоп"

Цель: Выявление умений воспринимать и воспроизводить рисунок из фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение; пользоваться словом "внутри" и предлогом "в".

Ход игры:

Рассмотрите калейдоскоп и скажите, из скольки и каких фигур составлен его рисунок?

Возьмите фигуры и составьте такой же рисунок.

Проверьте, получился ли у вас точно такой же рисунок?

Д/у "Чем похожи домики?"

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

Ход игры:

Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены.

Чем они похожи?

Д/у "Домино"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры:

C:\Users\Probook\Desktop\objects.png

Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

                

        Д/у "Найди кошку"

Цель: Учить решать логическую задачу путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур и из 6 предложенных фигур. Упражнять в доказательстве решения.

Ход игры:

Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована. В третьем ряду, нижнем, одной кошки не хватает, на ее месте стоит знак вопроса. Будем находить кошку по признакам: форме туловища, головы, количество усов и направления головы.

А теперь выберите из 6 предложенных изображений.

Д/и "Игра с двумя обручами"

Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по двум свойствам.

Материал: игровой лист с двумя пересекающими обручами, логически блоки.

Ход игры:

Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами и блоки. Сначала надо выяснить, сколько получится мест?

Давайте превратим обручи в клумбы, а блоки в цветы. Внутри красного обруча - клумбы все блоки - цветы красного цвета, а внутри синего - все круглые блоки - цветы.

Какие блоки-цветы лежат внутри двух обручей?

Какие блоки-цветы оказались вне обоих обручей?

 Д/у "Закрась правильно"

Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.

Ход игры:

Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлен зайка.

Какие геометрические фигуры остались не закрашенными?

Д/и "Необычные фигуры"

Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.

Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур.

Ход игры:

Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице.

Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса"

Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.

Ход игры:

Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.

Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кокурс детских научно-исследовательских проектов "Юный исследователь"

Конкурс, проводимый среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной школы по защите своей исследовательской деятельности под руководством научных руководителей-воспитателей и учителей....

Детский научно-исследовательский клуб " Хочу всё знать"

Занятие по формированию экологического мировозрения и естественно научных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Тема: " Очищение воды"...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Научно-исследовательская работа «Микробы вокруг нас»

Научно-исследовательская работа    «Микробы вокруг нас» подготовительная группа...

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"...

Детский научно- исследовательский прект "Его величество Электричество""

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.Зада...