Формирование элементарных математических представлений.
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Фотиева Елена Викторовна

К.Д Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но как же он насыщен познанием! Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребенок находит ответ самостоятельно, идя путем проб и ошибок. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Конкретно поговорим об обучении математике.

Например, при обучении детей умению выкладывать заданные педагогом фигуры из меньших, можно использовать аппликацию. На этом занятии детям было предложено разрезать по диагонали квадраты – закрепляем навыки работы с ножницами; понимание непосредственно математического термина – диагональ; практическая деятельность – из квадрата, получилось два треугольника; знание геометрических фигур – квадрат, треугольник.

(вставить фото 00916, 00917, 00918)

Выложить, а затем приклеить, ориентируясь на слуховые задания:

- из двух треугольников – маленький квадрат;

- из четырех треугольников – прямоугольник;

- из восьми треугольников – большой квадрат;

- из двух маленьких треугольников – один большой.

Результат – дети наглядно видят свой результат и правильность выполненной работы, дети имеют возможность действовать с вырезанными ими  же геометрическими фигурками (сенсорика), развивается умение действовать на слух – подготовка к графическим диктантам, умение действовать рядом – подготовка к школьным урокам.

0930, 0931, 09932,09933.

При подготовке к школе мы развиваем у детей усидчивость, внимательность, умение сосредотачиваться на задании. На занятиях можно использовать тетради по математике.

0172,0174,0175,0176

Используем на занятиях работу со счетными палочками (счет, отсчитывание, знакомство с десятками).

01858,01859

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенном вниманием к компьютерам и новомодным гаджитам, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Не нужно забывать, что первостепенное значение в обучении математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

На первоначальном уровне знакомства детей с понятием «задача», а также с условием и вопросом задач – активно используем наглядный материал.

01561,01565 – 01570

Наглядность используем и при обучении детей знакам «больше», «меньше», «равно».

01571-01575

Выкладывание заданного выражения на столе, с помощью кассы цифр и знаков.

01576,01577

Когда дети усвоят решение задач с помощью наглядности, можно перейти к следующему этапу – понимание и решение задачи на слух и выкладывание решения на столе, используя кассу цифр.

01562,01563,01564.

Если дети прекрасно справляются с такого рода заданиями, усложните задачу. Придумать задачу (делите на команды) на сложение, вычитание. Выбрать, кто будет отвечать за всю команду. Ребенок проговаривает условие задачи, затем вопрос и выкладывает решение на доске.

02442,02443,02444

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми дети сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основная форма работы в дошкольном учреждении – игра. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Включаем в обучение математике экспериментальную деятельность, особенно эффективно при знакомстве с сыпучими веществами.

01249-01255

Таким образом, к концу пребывания ребенка в детском саду мы имеем подготовленного, усидчивого, сосредоточенного ребенка, что несомненно поможет быстрее влиться в школьный ритм жизни, адаптироваться в школе и успешно обучаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...