Конспект НОД по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

sidorova. valentina
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Количество и счёт. Математические знаки. Решение примеров и задач. Определение времени на часах."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_matem-ke_aprel_2018.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103»

Конспект непосредственно образовательной

деятельности на тему:

«Количество и счёт. Математические знаки. Решение примеров и задач. Определение времени на часах». (Закрепление)

 (подготовительная к школе группа)

                                                           Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

                                                              Сидорова   Валентина      Михайловна.

Саранск 2018 г.

Программное содержание:

Цели и задачи.

Обучающие:

- закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, -, =, >, <, ≠;

- закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 20, обратный счёт в пределах 10;

- закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших;

- продолжать формировать такие понятия, как условие задачи, вопрос, решение, ответ;

- продолжать учить составлять учебные задачи и решать их, решать логические задачи;

- закреплять знания о последовательности частей суток, дней, недели, о названиях месяцев, о временах года;

- продолжать учить определять время на часах.

Развивающие:

- развивать смекалку, воображение, зрительную память;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к математике;

- воспитывать самостоятельность, умение слушать;

- воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать помощь.

Словарная работа (проводится предварительно): необычный, всезнающий, исправно, приветствовать, ладится.

Тип занятия: повторение и закрепление знаний, умений математических навыков по данной теме.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная продуктивная, двигательная, игровая.

Формы работы: совместная, фронтальная, индивидуальная.

Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, конверт с письмом и заданиями, картинки с изображением яблок и рыб для составления задач, картинка с изображением цветов.

Раздаточный материал: тетради, схемы для решения задач, карандаши.

Оборудование: настенная доска, подставки.

Методические приемы:

Словесный: художественное слово, вопросы, ответы, указания, работа у доски, работа в тетрадях и на схемах, советы.

Наглядный: набор цифр, математических знаков, картинки для составления задач.

Игровой: игровая ситуация (письмо от Незнайки, Незнайка), дидактические игры и упражнения математического содержания («Найди лишнее слово», «Сравни числа», «Продолжи счёт»…).

Практический: расстановка математических знаков, решение примеров, задач, определение времени на часах, дней недели, частей суток; наблюдение за работой детей.

Структура занятия.

I. Вводная часть (2 мин)

Письмо от Незнайки.

II. Основная часть (25 мин)

        1. Работа по вопросам.

        2. Сравнение чисел.

3. Д/и «Найди лишнее слово».

4. Физкультминутка.

5. Решение задач:

1) логические задачи;

2) учебные задачи.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Определение времени по часам.

8. Решение примеров.

III. Заключительная часть (3 мин)

Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

(Воспитатель) Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(Дети) Здравствуйте!

(Воспитатель) Утром, когда я пришла в детский сад, то увидела вот этот необычный конверт. Это письмо от одного сказочного героя – Незнайки. В письме говорится о том, что у него не всё ладится по математике и просит вас о помощи. Ребята, вы согласны ему помочь?

(Дети) Да!

(Раздаётся стук в дверь.)

(Воспитатель) Ой, ребята, а во и сам Незнайка.

(Незнайка) Здравствуйте. Я решил, что будет лучше, если я буду присутствовать на занятии.

(Воспитатель) Присаживайся, Незнайка, на стул. Ребята будут выполнять задания, а ты внимательно слушай.

II. Основная часть.

(Воспитатель) Задание №1. Вам нужно ответить на вопросы. Это не должно быть сложно, потому что мы это проходили.

1. Назовите времена года.

2. Назовите месяцы года.

3. Назовите дни недели.

4. Назовите части суток.

5. Сосчитайте количественным счётом до 20.

6. Сосчитайте обратным счётом от 10.

7. Сосчитайте порядковым счётом до 10.

8. Назовите чётные числа до 10.

9. Назовите нечётные числа до 10.

10. Назовите число, следующее за числом 5.

11. Назовите соседей числа 7.

12. Какое число находится между 9 и 11.

(Воспитатель) Молодцы. Вы правильно ответили на вопросы. Вас ждет задание №2. Нужно сравнить числа. Незнайка спрашивает, какие математические знаки сравнения бывают.

(Вызываются четверо воспитанников для работы у доски. Один, показывая, называет знаки +, -, =, >, <, ≠. Трое детей расставляют знаки сравнения.)

5∙∙∙6

10∙∙∙11

14∙∙∙14

6∙∙∙6

12∙∙∙9

20∙∙∙9

7∙∙∙4

15∙∙∙3

12∙∙∙8

(Воспитатель) С этим заданием тоже справились. Выполним задание №3. Найдём лишнее слово. Я называю слова, а вы определите, какое из них лишнее и почему.

1. Среда, четверг, пятница, ночь.

2. Май, июнь, июль, неделя.

3. Весна, лето, осень, понедельник.

4. Утро, день, вечер, месяц.

(Воспитатель) Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка. (Дети расставляют стульчики по кругу. Выполняют упражнение по тексту стихотворения. Воспитатель убирает 2-3 стульчика. Повторяется 2-3 раза.)

Один – два – все вставайте,

Три – четыре – приседайте,

Пять – шесть – повернитесь,

Семь – восемь – улыбнитесь,

Девять – десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

(Воспитатель) Задание№4. Нужно решить логические задачки.

1. Десять детей в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает –

Сколько их теперь играет? (9).

2. Вот подумал ёж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Троих зайчат и пять бельчат.

Посчитай скорей, сколько у ежа друзей? (10).

3. Пятерым утятам-футболистам

Нужны футбольные ботинки.

Сколько ботинок нужно для утят? (10).

А сколько пар ботинок им нужно? (5).

4. У бабушки Веры внучка Лера,

Да собака Дружок, ещё кот Пушок.

Сколько у бабушки внуков? (Одна).

(Воспитатель) Логические задачки вы решать умеете. А теперь решим обычные учебные задачи – это будет задание №5.

1. На ветке сидели четыре синицы, две из них улетели. Сколько птиц осталось на ветке? (2).

2. Рано утром привели в детский сад троит детей, потом ещё десятерых. Сколько детей стало в детском саду? (13).

(Воспитатель) Молодцы! Ответы верные. Но вы и сами, ребята, можете придумать задачи, и это у вас хорошо получается. А ты, Незнайка, поучись. Предлагаю составить задачи во по этим картинкам. Что на них изображено?

(Дети) На одном изображены яблоки, а на другом рыбки в аквариуме.

(Воспитатель) Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

(Дети) Задача состоит из условия и вопроса.

(Двое детей работают у доски, составляя задачи по предложенным рисункам. Записывают решение и ответ задачи. Остальные работают за столами, самостоятельно записывая решение на схемах.)

(Воспитатель) Давайте спросим Незнайку, может он составить задачу? Нет, ребята, он сказал, что не может. Посмотрим, как справились с заданием дети у доски, как справились вы? (Проводится взаимопроверка. Делается вывод.)

(Незнайка) Я, наверное, понял, как составляются задачи.

(Воспитатель) Хорошо. Ребята, послушаем Незнайку. Вот тебе картинка с изображение цветов. По ней придумай условие, вопрос задачи.

(Незнайка) Гм-гм-гм. Я не знаю, но я хочу научиться. Очень хочу.

(Воспитатель) А может быть, мы ему дадим задание на дом. Слушал он внимательно, видел, как вы работали. Дома вспомнит всё и составит задачу. А можешь, Незнайка, составить несколько задач? Продолжаем работу. Послушайте загадку и отгадайте её.

Мы ходим ночью, ходим днём.

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьём исправно каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).

(Воспитатель) А теперь мы отдохнём (Проводится пальчиковая гимнастика с движениями).

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб хватать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Из не трудно сосчитать!

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

(Воспитатель) Следующее задание №6. Укажи одинаковое время на часах (Работа в тетрадях, л.29. Дети соединяют стрелкой рисунки с изображением часов, на которых указано одинаковое время. Проводится фронтальный опрос. Работа детей в тетрадях проверяется.).

(Воспитатель) Переходим к последнему задание №7. Мы должны решить примеры. (Дети решают примеры устно «по цепочке»).

3 + 3

9 – 5

11 + 2

19 – 2

8 + 2

8 – 4

15 – 4

17 – 7

7 + 1

3 – 2

20 – 3

13 + 3

(Воспитатель) Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились очень хорошо.

III. Заключительная часть.

(Воспитатель) Занятие наше подошло к концу, давайте вспомним, какую работу мы сегодня выполняли. (Дети перечисляют виды работ. Ответы детей обобщаются.) Мы повторяли и закрепляли пройденный материал, и , я думаю, помогли Незнайке приобрести какие-то математические знания. А давайте спросим самого Незнайку, усвоил ли он что-нибудь?

(Незнайка) Спасибо вам, ребята. Мне было с вами интересно. Оказывается, математика очень занимательная, и я теперь многое знаю и умею. Вот если ещё научусь составлять задачи и решать их, то буду, как и вы, знать всё. И тогда меня все будут назвать Знайка, а лучше Всезнайка.

(Воспитатель) Ребята, вы хотите, чтобы у Незнайки было имя Знайка?

(Дети) Да!

(Воспитатель) Незнайке пора уходить к сказочным героям. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его на следующее занятие.

(Дети) До свидания! До встречи!

Самоанализ.

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе, целью которого являлось повторение и закрепление знаний по теме: «Количество и счёт предметов. Решение задач, примеров. Определение времени по часам»

Цели и задачи занятия. Обучающие:

- закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +, -, =, >, <, ≠;

- закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 20, обратный счёт в пределах 10;

- закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших;

- продолжать формировать такие понятия, как условие задачи, вопрос, решение, ответ;

- продолжать учить составлять учебные задачи и решать их, решать логические задачи;

- закреплять знания о последовательности частей суток, дней, недели, о названиях месяцев, о временах года;

- продолжать учить определять время на часах.

Развивающие:

- развивать смекалку, воображение, зрительную память;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к математике;

- воспитывать самостоятельность, умение слушать;

- воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать помощь.

Психологические и гигиенические требования занятия соблюдены. Оно осуществлялось в соответствии с конспектом, составленным для детей данного возраста с учётом программы «Детство». Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы в интересной и занимательной форме.

Занятие длилось 30 минут. Состояло из трёх частей: вводной, основной и заключительной. В содержание занятия вошли такие элементы, как сюрпризный момент, дидактические игры, логические, учебные задачи, решение примеров.

В педагогической деятельности отражены следующие принципы дидактики: доступность, наглядность, последовательность, индивидуализация.

Дети на занятии были заинтересованы, активны. Использование физкультминутки, пальчиковой гимнастики помогли детям отдохнуть, развлечься.

В ходе занятия использовалась доступная для детей речь.

Задания, предлагаемые детям, были понятны. Почти все дети выполняли их правильно. При выполнении заданий на схемах и в тетрадях со слабыми детьми проводилась индивидуальная работа.

Все моменты занятия были последовательны, логичны, подчинены одной теме.

Цели и задачи, поставленные за занятии, были выполнены.

Наглядный и раздаточный материал соответствовал эстетическим и гигиеническим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики"

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики" Цели:Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве. Продолжать учить детей считать в пределах...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....