Игры,направленные на развитие мышления с детьми дошкольного возраста
картотека по математике (средняя, старшая группа)

В этом документе представлена картотека игр, направленных на развитие мышления с детьми дошкольного возраста с наглядным материалом к одной из игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

  1. «Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

  1. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

  1.  «Угадай предмет»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, воспитатель убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.

  1. «Мячик»

Цель: развитие аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.

  1. «Мостик»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-я – лес, гриб; 2-я – книга, мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.

Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.

  1. «Назови одним словом»

  Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

  Описание задания: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка

• Муравейник — нора — логово — берлога

• Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл

• Глина — шерсть — дерево — пластмасса

• Двойка — тройка — пятёрка — единица

• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

• Салат — каша — борщ — запеканка

• Топор — лопата — пила — отвёртка

• Серьги — браслет — цепочка — кулон

• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

• Клюв — перья — крылья — коготки

• Есть — спать — учиться — гулять

  1.   «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания

     Описание задания: Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

  1.  «Закрой окна в доме» 

Цель: учить детей подбирать соответствующие «окна»; развивать у детей логическое мышление; развивать внимание; закрепить знание геометрических фигур; воспитывать усидчивость.

Дидактический материал: домики основных цветов, изготовленные из картона; геометрические фигуры

Описание задания: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

Наглядное пособие к игре:

«Закрой окна в доме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Современные исследования о развитии мышления детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....