Картотека игр с блоками Дьенеша
картотека по математике (старшая группа)

Хилько Ирина Николаевна

Цель: ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений; развитие творческих способностеей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_blokami_denesha.docx781.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района.

Картотека игр с блоками Дьенеша для детей 5-7лет.

                                                                                                  Составитель: Хилько И.Н.

2015

Картотека игр для детей 5-7 лет с блоками Дьенеша.

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: учебно-игровое пособие блоки Дьенеша.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы, умение выделять свойства блоков и называть их.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические блоки в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших блоков?" "Сколько красных блоков в первом ряду?" (по горизонтали), "Сколько круглых маленьких блоков?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ ".


Материал:
• "Эскизы картин". Листы большого цветного картона.
•Дополнительные детали из картона для составления композиции картины.
• Набор блоков.
Цель игры:
• развивать умение анализировать форму предметов.
• развивать умение сравнивать по их свойствам
• развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек.
Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов). Логические блоки Дьенеша.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логического блока. Выбор игрушки можно усложнить. По двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра  «Что изменилось»

Цель: Совершенствовать  знания детей о блоках Дьенеша, их  цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько блоков, которые нужно запомнить, а потом один из блоков исчезает или заменяется на другой, или две блока меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Хоровод».

Цель: классификация блоков Дьенеша по двум признакам – цвету, форме;  по трём признакам цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные блоки. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком, по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

                   

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

-Развивать  умение анализировать, выделять свойства блоков, находить блок, отличающийся по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера);  другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад».

Задачи: Совершенствовать  знания детей о блоках, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра  « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать  умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход  игры: У каждого ребёнка в руке один блок. Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать блоки так, чтобы все красные блоки (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех блоков спросить: «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные блоки»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие снаружи.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.Рассказать  правило игры. Например, расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению блоков дети рассказывают о том, какие блоки лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

                         

«Цепочка».

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства блоков, находить блоки по заданному признаку.

Материал:    Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранного блока постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

Чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

Чтобы рядом были блоки одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

Чтобы рядом были блоки одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра «Украсим елку бусами»


Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических блоков.
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

.

                  Дидактическая игра «Найди меня».

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение блоков и находить соответствующий блок.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки. Блоки, блоки разные: желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые. Найдите меня. Ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает блок.          

                    Игра «Спасатели приходят на помощь»

Цель: Развивать умение расшифровывать информацию, заданную в знаках-символах.

Ход игры: Дети выбирают карточку и расшифровывают информацию на ней. Затем выбирают нужные блоки и делают модель транспорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по блокам Дьенеша

Картотека игр по блокам Дьнеша...

Картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"

В данном материале представлна картотека развивающих игр "Блоки Дьенеша"Картотека выполнена в виде карточек, котоорые можно подобрать по темаматике занятия...

Картотека игр по блокам Дьенеша.

В данной методической разработке представлен опыт образовательной практики по использованию блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников от 2 до 8 лет. Мы предлагаем вашему вниманию п...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Для педагогов ДОУ и родителей...

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе

Картотека игр по блокам Дьенеша в 1 младшей группе...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Картотека игр с блоками Дьенеша...

Картотека игр с блоками Дьенеша

Материал будет интересен воспитателям, психологам, дефектологам...