НОД ФЭМП "Путешествие в страну "Математика""
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лукуц Мария Сергеевна

Конспект НОД

(Старшая группа)

НОД тема:  «Путешествие в страну «Математика»»

Цель занятия: Систематизация и закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

 -  Упражнять в прямом и обратном порядке  счета в пределах 10, в  умении составлять числовой ряд;

-  Развивать умение находить числа, стоящие перед, после, между; соседи;

- Закрепить знания о геометрических фигурах;

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;

- Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать личностные качества детей: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям;

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры.

Демонстрационный материал: иллюстрация поезда, иллюстрация «В лесу», 7 медвежат,7 яблок.

Раздаточный материал: набор цифр и геометрических фигур на каждого ребенка; карточки с заданиями, для ориентирования на листе бумаги; набор картинок «Дикие животные»; геометрические фигуры, для создания аппликации «Домик»; клей.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Воспитатель начинает занятие со слов приветствия.

Воспитатель: Ребята, а давайте немного поиграем и вспомним, противоположные слова

1) Высоко  - низко

2) тонкий - толстый

3) широкий - узкий

4) большой - маленький.

5) Длинно - коротко.

6) вверх- вниз

7) вправо- влево.

8) далеко - близко.

9) большой – маленький.

10)добрый – злой.

11)хороший – плохой.

Воспитатель: Молодцы!

II. Основная часть

Воспитатель: — Дети, вы обратили внимание, что сегодня к нам в группу пришел почтальон и принес письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

Ребята пишет нам сама королева  страны Математики: «В королевстве Великой Математики случилась беда - злой волшебник заколдовал всех жителей королевства, в результате чего - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. отправляемся с вами в путешествие, Я хочу пригласить вас к себе в королевство, где вас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».

 Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

-Ребята, на чём можно путешествовать?

Ответы детей.

-На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде.

Воспитатель: Сегодня вас ждет удивительное путешествие. Оно будет необычное - математическое. А вот на чём мы отправимся, вам предстоит отгадать. Послушайте загадку.

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке…(Поезд).

Правильно, ребята. Это ПОЕЗД,

А сейчас, беритесь за руки  и поехали!

Звучит музыка паровозика.

Во время путешествия по станциям страны математики, мы будем играть в вопросы и ответы.

 Итак - Сколько вагонов у поезда? Посчитайте. (5)

Который по счёту стоит красный вагон?
Вагон, какого цвета стоит вторым?
Который по счёту вагон находится между коричневым и красным?
Который по счёту стоит жёлтый вагон, синий?

-Ребята, как называются люди, которые ездят в вагонах? (Пассажиры.)

А кто управляет поездом? (Машинист)

Воспитатель:

Чтобы поезд наш отправился в путешествие , нам нужно вспомнить прямой и обратный счёт до 10.

Давайте посчитаем до 10. Один, два, три…. А теперь в обратном порядке…..
Какие вы молодцы, ребята. Справились без труда, и теперь нам можно отправляться.

Усаживаемся, поехали!

 Наша первая остановка в математическом королевстве «Узнавайкино», на этой станции нам с вами нужно ответить на вопросы, и  если мы ответим, чары злого волшебника для жителей этой станции исчезнут:

Итак:

На полях мокнет земля, дождик поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает (Весной).

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает (Летом).

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего времен года? (4)

-Какой сейчас месяц?

-Сколько месяцев весны - назови? (3)

-Сколько всего дней в неделе? (7)

-Какой сегодня день недели?

-Сколько рабочих дней в неделе? (5)

-Сколько выходных дней в неделе? (2)

Воспитатель: Какие же вы молодцы, вы справились с заданием, а это значит, что мы спасли жителей станции «Узнавайкино»!

 Но нам нужно спасать и других жителей математического королевства и поэтому наш поезд едет дальше.

Следующая станция «Посчиталкино».
- Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

- Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 10.

 Жители этой станции очень любят считать, но злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Ребята, давайте поможем каждому числу встать на своё место. Давайте расставим их по порядку от меньшего к большему.  Дети выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята,

посчитайте числа по порядку, так, как вы их расставили;

попробуйте посчитать по - другому - обратный счёт от10 до 1;

покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит после цифры 9,3;

покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит перед цифрой 4,7;

стоит между цифрами 6 и 8,3 и 5;

покажите, пожалуйста, соседей числа 9;

какое число, вы, поставили между числами 5 и 7;

назовите число, которое больше числа 5 на 1.

назовите число, которое меньше числа 9 на 1.

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду, но ещё жители просили им помочь посчитать медвежат и яблоки, посмотрите на доску. Скажите, что вы там видите?

Правильно, медвежат, а сколько их? Пожалуйста, посчитайте и скажите, сколько медвежат? (9). Правильно 9.

А теперь давайте угостим медвежат яблоками.

— Сколько яблок? – (8).

— Какое число больше 9 или 8? – (9)

— На сколько? – (на 1)

— Что нужно сделать, чтобы медвежат и яблок стало поровну? Правильно, добавить одно яблоко.

Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились, а значит освободили жителей станции «Посчиталкино», от чар злого волшебника.

А сейчас, ребята, отправляемся дальше, и следующая станция «Разминка», на которой мы немножко отдохнём и отправимся дальше.

Проводится музыкальная физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Воспитатель: Ну что, ребята, нужно отправляться дальше.

«Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут,

Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук»

И вот наш поезд прибыл на станцию, которая называется «Лесная опушка».

Дети усаживаются за столы.

На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, кто живёт в лесу?

Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.
Работа в мини – группах.
Дети выкладывают изображения и рассказывают последовательность своих действий, называют диких животных.

Воспитатель: И на станции «Лесная опушка» мы справились и наше путешествие продолжается.

Наша  следующая станция «Геометрия».

-Ребята, что вы видите на доске? (геометрические фигуры).
Какие?

- Чем отличается квадрат от треугольника?

- Сколько углов у круга?

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Здесь нужно выполнить интересное задание (перед детьми лежат листочки, геометрические фигуры и клей).

Если вы выполните правильно, то сможете помочь жителям этой станции.

Воспитатель: В правый верхний угол положите, и приклейте круг, в левый верхний угол – овал, внизу в середине приклейте прямоугольник, сверху на прямоугольнике приклейте треугольник, в середине прямоугольника – квадрат.

Что у вас получилось? (домик).

Молодцы! Вы правильно выполнили задание, и жителя данной станции обрели домики, благодаря вам, ребята!

А наше путешествие продолжается, и мы с вами добрались до последней станции — «Задачкино».

  1. Семь весёлых медвежат

За малинкой в лес спешат,

Но один малыш устал,

От друзей своих отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (6)

  1. Под дубом двое малышей

Собрали десять желудей.

Один собрал четыре лишь.

А сколько штук другой малыш? (6)

  1. На поляне у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов? (3)

  1. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет.

Сколько будет, сосчитай-ка? (4)

  1. Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте – ка мне  смело.

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята!

- А теперь нам пора возвращаться.

Звучит музыка паровозика.

Дети, вам понравилось наше путешествие(Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия(Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, что вы были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться. А за то, что вы помогли жителям математического королевства  избавиться от чар злого волшебника, они отправили вам сюрприз в этой коробочке. Давайте откроем ее!

Дети получают поощрительные призы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_femp_v_starshey_gruppe_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект НОД

(Старшая группа)

НОД тема:  «Путешествие в страну «Математика»»

  1. Цель занятия: Систематизация и закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

 -  Упражнять в прямом и обратном порядке  счета в пределах 10, в  умении составлять числовой ряд;

-  Развивать умение находить числа, стоящие перед, после, между; соседи;

- Закрепить знания о геометрических фигурах;

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;

- Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать личностные качества детей: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям;

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры.

Демонстрационный материал: иллюстрация поезда, иллюстрация «В лесу», 7 медвежат,7 яблок.

Раздаточный материал: набор цифр и геометрических фигур на каждого ребенка; карточки с заданиями, для ориентирования на листе бумаги; набор картинок «Дикие животные»; геометрические фигуры, для создания аппликации «Домик»; клей.

  1. Ход занятия.

I. Организационный момент. Воспитатель начинает занятие со слов приветствия.

Воспитатель: Ребята, а давайте немного поиграем и вспомним, противоположные слова

1) Высоко  - низко

2) тонкий - толстый

3) широкий - узкий

4) большой - маленький.

5) Длинно - коротко.

6) вверх- вниз

7) вправо- влево.

8) далеко - близко.

9) большой – маленький.

10)добрый – злой.

11)хороший – плохой.

Воспитатель: Молодцы!

II. Основная часть

Воспитатель: — Дети, вы обратили внимание, что сегодня к нам в группу пришел почтальон и принес письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

Ребята пишет нам сама королева  страны Математики: «В королевстве Великой Математики случилась беда - злой волшебник заколдовал всех жителей королевства, в результате чего - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. отправляемся с вами в путешествие, Я хочу пригласить вас к себе в королевство, где вас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».

 Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

-Ребята, на чём можно путешествовать?

Ответы детей.

-На автобусе, самолете, пароходе, поезде, велосипеде.

Воспитатель: Сегодня вас ждет удивительное путешествие. Оно будет необычное - математическое. А вот на чём мы отправимся, вам предстоит отгадать. Послушайте загадку.

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке…(Поезд).

Правильно, ребята. Это ПОЕЗД,

А сейчас, беритесь за руки  и поехали!

Звучит музыка паровозика.

Во время путешествия по станциям страны математики, мы будем играть в вопросы и ответы.

 Итак - Сколько вагонов у поезда? Посчитайте. (5)

Который по счёту стоит красный вагон?
Вагон, какого цвета стоит вторым?
Который по счёту вагон находится между коричневым и красным?
Который по счёту стоит жёлтый вагон, синий?

-Ребята, как называются люди, которые ездят в вагонах? (Пассажиры.)

А кто управляет поездом(Машинист)

Воспитатель:

Чтобы поезд наш отправился в путешествие , нам нужно вспомнить прямой и обратный счёт до 10.

Давайте посчитаем до 10. Один, два, три…. А теперь в обратном порядке…..
Какие вы молодцы, ребята. Справились без труда, и теперь нам можно отправляться.

Усаживаемся, поехали!

 Наша первая остановка в математическом королевстве «Узнавайкино», на этой станции нам с вами нужно ответить на вопросы, и  если мы ответим, чары злого волшебника для жителей этой станции исчезнут:

Итак:

На полях мокнет земля, дождик поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает (Весной).

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает (Летом).

-Какое сейчас время года?

-Сколько всего времен года? (4)

-Какой сейчас месяц?

-Сколько месяцев весны - назови? (3)

-Сколько всего дней в неделе? (7)

-Какой сегодня день недели?

-Сколько рабочих дней в неделе? (5)

-Сколько выходных дней в неделе? (2)

Воспитатель: Какие же вы молодцы, вы справились с заданием, а это значит, что мы спасли жителей станции «Узнавайкино»!

 Но нам нужно спасать и других жителей математического королевства и поэтому наш поезд едет дальше.

Следующая станция «Посчиталкино».
- Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

- Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 10.

 Жители этой станции очень любят считать, но злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Ребята, давайте поможем каждому числу встать на своё место. Давайте расставим их по порядку от меньшего к большему.  Дети выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята,

посчитайте числа по порядку, так, как вы их расставили;

попробуйте посчитать по - другому - обратный счёт от10 до 1;

покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит после цифры 9,3;

покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит перед цифрой 4,7;

стоит между цифрами 6 и 8,3 и 5;

покажите, пожалуйста, соседей числа 9;

какое число, вы, поставили между числами 5 и 7;

назовите число, которое больше числа 5 на 1.

назовите число, которое меньше числа 9 на 1.

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду, но ещё жители просили им помочь посчитать медвежат и яблоки, посмотрите на доску. Скажите, что вы там видите?

Правильно, медвежат, а сколько их? Пожалуйста, посчитайте и скажите, сколько медвежат? (9). Правильно 9.

А теперь давайте угостим медвежат яблоками.

— Сколько яблок? – (8).

— Какое число больше 9 или 8? – (9)

— На сколько? – (на 1)

— Что нужно сделать, чтобы медвежат и яблок стало поровну? Правильно, добавить одно яблоко.

Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились, а значит освободили жителей станции «Посчиталкино», от чар злого волшебника.

А сейчас, ребята, отправляемся дальше, и следующая станция «Разминка», на которой мы немножко отдохнём и отправимся дальше.

Проводится музыкальная физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Воспитатель: Ну что, ребята, нужно отправляться дальше.

«Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут,

Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук»

И вот наш поезд прибыл на станцию, которая называется «Лесная опушка».

Дети усаживаются за столы.

На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, кто живёт в лесу?

Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.
Работа в мини – группах.
Дети выкладывают изображения и рассказывают последовательность своих действий, называют диких животных.

Воспитатель: И на станции «Лесная опушка» мы справились и наше путешествие продолжается.

Наша  следующая станция «Геометрия».

-Ребята, что вы видите на доске? (геометрические фигуры).
Какие?

- Чем отличается квадрат от треугольника?

- Сколько углов у круга?

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Здесь нужно выполнить интересное задание (перед детьми лежат листочки, геометрические фигуры и клей).

Если вы выполните правильно, то сможете помочь жителям этой станции.

Воспитатель: В правый верхний угол положите, и приклейте круг, в левый верхний угол – овал, внизу в середине приклейте прямоугольник, сверху на прямоугольнике приклейте треугольник, в середине прямоугольника – квадрат.

Что у вас получилось? (домик).

Молодцы! Вы правильно выполнили задание, и жителя данной станции обрели домики, благодаря вам, ребята!

А наше путешествие продолжается, и мы с вами добрались до последней станции — «Задачкино».

  1. Семь весёлых медвежат

За малинкой в лес спешат,

Но один малыш устал,

От друзей своих отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (6)

  1. Под дубом двое малышей

Собрали десять желудей.

Один собрал четыре лишь.

А сколько штук другой малыш? (6)

  1. На поляне у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов? (3)

  1. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет.

Сколько будет, сосчитай-ка? (4)

  1. Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте – ка мне  смело.

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята!

- А теперь нам пора возвращаться.

Звучит музыка паровозика.

Дети, вам понравилось наше путешествие(Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия(Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? Почему? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, что вы были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться. А за то, что вы помогли жителям математического королевства  избавиться от чар злого волшебника, они отправили вам сюрприз в этой коробочке. Давайте откроем ее!

Дети получают поощрительные призы.