Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Помощь веселым смешарикам» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Белая Лилия Александровна

Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности:  «Помощь веселым смешарикам»

 

Возрастная группа: подготовительная

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Задачи:

  • Познакомить детей со способами измерения объема сыпучих тел; подвести их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры;
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отчете клеток;
  • Закрепить название частей суток, последовательность дней в недели;
  • Развивать умение создавать композицию из геометрических фигур;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание  помочь героям в трудную минуту.

 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура, труд, музыка, художественное слово.

 

Демонстрационный материал:

  • ноутбук;
  • две банки с крупой (в узкой банке - 3 стакана риса, в широкой – 4 стакана пшена);
  • пустая миска, стакан, чашка, пол – литровая банка, столовая и чайная ложки;
  • камушки для счета;
  • пеналы с геометрическими фигурами.

 

Раздаточный материал:

  • у каждого из детей по две чашки (в одной четыре маленьких стакана риса, вторая – пустая);
  • маленький стаканчик – мерка; камушки;
  • тетрадь в клетку, карандаши.

 

Предварительная работа:

  • игры с фигурками из серии «смешарики»;
  • написание графических диктантов;
  • ориентировка на листе бумаги в клетку

 

Структура занятия:

  • Водная часть: психогимнастика, проблемная ситуация;
  • Основная часть: 1 и 2 часть занятия, физкультурная минута;
  • Заключительная часть: 3 часть занятия рефлексия.

 

 

 

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

 

Звучит музыка В Шаинского «Улыбка» дети заходят в группу и встают в круг.

 

Водно-организационный этап: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

 

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом:  

 

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево

В центр круга соберемся и на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем и опять играть начнем.

 

- Молодцы ребята, а сейчас тихонько рассаживаемся на стульчики.

Дети рассаживаются полукругом на стульчики.

 

Основная часть

 

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, на столе лежала коробочка с электронным письмом. Хотите узнать от кого оно? И что там написано? (да хотим)

 

Слайд №1. Читают электронное письмо.

 

 

 

«Здравствуйте ребята, пишут ваши друзья - смешарики: Совунья, Лосяш и Пин. Наши друзья Нюша, Бараш и Ежик попали в беду, их похитил пират Бармалей и отправил на необитаемый остров «Черные скалы». Пожалуйста, помогите нам, вернуть наших друзей назад в страну смешариков».

 

- Ребята, вы согласны помочь смешарикам? А на чем мы можем поплыть на необитаемый остров? (на катере, на лодке, на пароходе, на корабле). Ребята, скажите, если они движутся по воде, как их обобщают и называют? (водный транспорт). А, какие, еще названия транспортов вы знаете? (воздушные, наземные).

- Правильно!

 

- Ребята, смешарика Пина называют «гениальным изобретателем» и он нам нарисовал схему корабля из геометрических фигур. (Показ слайда №2). Если мы правильно назовем и соединим геометрические фигуры, мы поможем смешарикам построить корабль.

Ребята по очереди берут геометрическую фигуру и называет ее (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, ромб, цилиндр, и т.д.). После чего,  дети в группах собирают по схеме из геометрических фигур корабль.

- Молодцы!

 

Стихотворение

 

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Наш кораблик - пароход.

 

Звучит шум моря, крик чаек. (Показ слайда № 3)

- Ребята, смотрите Бармалей прислал бутылку с запиской. Давайте прочтем ее.Воспитатель читает записку: «Чтобы, доплыть до острова и не разбиться о каменные рифы, нужно нарисовать карту – схему».

- Ребята, нарисуем карту - схему? (да)

 

Дети подходят к столам. У каждого ребенка лежит карандаш, тетрадные листы в клетку с изображением на левой стороне - корабль, а на правой –остров «черная скала» . Дети выполняют графический диктант.

 

- Ребята сядьте правильно. Возьмите карандаш и начинаем выполнять задание слева направо, от точки под диктовку, не отрывая карандаша от тетради, рисуем прямую и аккуратную дорогу. Слушайте внимательно и считайте клеточки правильно. Дети обратите внимание на то, что начинать рисовать надо точно от точки и старайтесь рисовать линии прямыми.

  • три клетки в право,
  • на одну клетку вниз,
  • четыре клетки в право,
  • пять клеток вверх,
  • семь клеток в право,
  • две клетки вниз,
  • шесть клеток в лево.

- Молодцы ребята!

- Я предлагаю вам проверить, правильно ли вы нарисовали карту - схему. (Слайд № 4 карта – схема, обсуждение)

 

- Теперь можно отправляться в морское путешествие спасать смешариков!

- Ребята, а вы знаете, что на каждом корабле есть свой повар. Он готовит для моряков еду и его называют коком. Смешарики проголодались, а самая заботливая из смешариков – Совунья. Она решила приготовить завтрак. На корабле у них оказались крупы.

 

 

Воспитатель переключает внимание на свой стол, где находятся банки с крупами.

 

- Ребята посмотрите сюда. Что вы видите в банках? (крупы; в одной рисовая крупа, в другой - пшенная) Что же можно сварить из этих продуктов? (кашу «Дружбу»).

- Правильно! Но прежде чем сварить кашу, нужно правильно измерить объем круп. Что необходимо для измерения? (надо выбрать мерку).

- Сейчас мы с вами узнаем, как и чем измерять крупы. И научим Совунью, как правильно измерить объем крупы, чтобы сварить вкусную кашу.

- Ребята чем удобнее измерять крупу? Стаканом или ложкой? (измерять стаканом).Конечно крупы много, поэтому ее лучше измерить более крупной меркой – стаканом. Ложкой пришлось бы долго измерять. Ребята, чем нам будет служить стакан(меркой).

- Крупы мы будем измерять по очереди. Сначала мы с вами измерим объем риса, а потом пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем откладывать морскими ракушками. Леша будет моим помощником. Он будет следить и считать правильность измерения.

Стакан мерки должен быть полным, но не с верхом.

 

Воспитатель отмеряет четыре стакана риса.

 

- Вот мы закончили измерять весь рис. Сколько камушек отложил Леша ? Что они обозначают? Сколько у нас риса(Леша отложил четыре камушка; камушки обозначают количество стаканов, что у нас четыре стакана риса).

- А сейчас также мы измерим пшенную крупу.

 

Дети уточняют, как надо наполнять стакан.

 

- Молодцы! Ребята, сколько у нас стаканов пшена? А сколько риса? Какой крупы оказалось меньше (больше): риса или пшена? Почему вы так думаете? Какие правила измерения вы узнали? (мерку наполнять не до самого края, а до определенного уровня, мерки должны быть одинаковыми, равными)Что надо решать сначала? (надо решить, что будем измерять).

- Ребята, а что еще нам нужно добавить, чтобы сварить кашу? (Чтобы сварить кашу добавляют воду или молоко). Ребята вспомните, а как мы наполняли мерку, когда измеряли объем воды и молока? (мерку наполнять не до самого края, а до определенного уровня).

- Ребята, я предлагаю вам самим измерить объем круп. Я вас приглашаю в нашу мини лабораторию.

 

Дети идут за свои рабочие столы.

 

- Выбираете, чем вам будет удобнее измерять объем крупы(маленькими стаканчиками удобнее измерять крупу, потому что ее мало).

- Что надо сделать, чтобы не забыть, сколько стаканчиков вы отмерили? (Каждый раз, отсыпав стаканчик, надо откладывать камушки или ракушки).

- Ребята, с крупой нужно обращаться очень аккуратно, измеряя не рассыпать ее. Ребята, если у кого-то результат меньший, значит вы забывали откладывать камушки, надо измерять точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

- Молодцы! Ребята, мы с вами хорошо потрудились и помогли Совунье измерить объем крупы.

- Самый воспитанный и умный Лосяш предлагает нам поиграть в игру «Море волнуется».

 

Физкультминутка:

Дети имитируют движение под музыку. (Слайд №5 морской пейзаж)

 

Игра «Море волнуется» Роль ведущего выполняет воспитатель – все остальные дети - морские волны. Волны ходят по морю.

 

Море волнуется раз,

Море волнуется два.

Море волнуется три –

Морская фигура замри!

На последние слова дети замирают в позах (осминога, балерины, самолета и др.) Игра проводиться несколько раз.

 

Заключительная часть

 

Ребята, а вы знаете, что многие моряки путешествуют долгими месяцами неделями на своих кораблях. А кто из вас знает дни недели? Назовите их по порядку. Сколько дней в одной неделе? (7 дней в недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье). Какой день недели сегодня? (вторник). Первый день недели – понедельник, а третий? Пятый - это?

- Какие части суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь). А какая часть суток сейчас? (утро)

- Молодцы ребята, мы с вами не долго плавали, вот и добрались до необитаемого острова.

- Нас встречают радостные смешарики. Добрый и застенчивый Ежик, обаятельная и привлекательная – Нюша, романтик и поэт – Бараш.

(Слайд №6 возвращение в страну смешариков).

 

 

Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня делать? Чему вы научились? (ответы детей: мы научились измерять объем круп, работать с мерными стаканчиками; понравилось играть в морскую игру; построили из геометрических фигур корабль; помогли смешарикам).

- Смешарики на острове нашли сундучок и передали его вам. А в сундучке для вас смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Я рада, что у всех хорошее настроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshariki.docx363.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50

станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район

КОНСПЕКТ

НОД по развитию элементарных математических представлений

Тема: «Помощь веселым смешарикам»

(подготовительная группа)

                                                                                           

     Выполнила:                                                                                                                      Белая Лилия                                                                                                                                                                                                                   Александровна

        

                                                       2019г.

Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности:  «Помощь веселым смешарикам»

Возрастная группа: подготовительная

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Задачи:

  • Познакомить детей со способами измерения объема сыпучих тел; подвести их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры;
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отчете клеток;
  • Закрепить название частей суток, последовательность дней в недели;
  • Развивать умение создавать композицию из геометрических фигур;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание  помочь героям в трудную минуту.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура, труд, музыка, художественное слово.

Демонстрационный материал:

  • ноутбук;
  • две банки с крупой (в узкой банке - 3 стакана риса, в широкой – 4 стакана пшена);
  • пустая миска, стакан, чашка, пол – литровая банка, столовая и чайная ложки;
  • камушки для счета;
  • пеналы с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал:

  • у каждого из детей по две чашки (в одной четыре маленьких стакана риса, вторая – пустая);
  • маленький стаканчик – мерка; камушки;
  • тетрадь в клетку, карандаши.

Предварительная работа:

  • игры с фигурками из серии «смешарики»;
  • написание графических диктантов;
  • ориентировка на листе бумаги в клетку

Структура занятия:

  • Водная часть: психогимнастика, проблемная ситуация;
  • Основная часть: 1 и 2 часть занятия, физкультурная минута;
  • Заключительная часть: 3 часть занятия рефлексия.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Звучит музыка В Шаинского «Улыбка» дети заходят в группу и встают в круг.

Водно-организационный этап: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом:  

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево

В центр круга соберемся и на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем и опять играть начнем.

- Молодцы ребята, а сейчас тихонько рассаживаемся на стульчики.

Дети рассаживаются полукругом на стульчики.

Основная часть

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, на столе лежала коробочка с электронным письмом. Хотите узнать от кого оно? И что там написано? (да хотим)

Слайд №1. Читают электронное письмо.

http://multonline.org/uploads/posts/2013-03/1363530026_smeshariki.jpg

«Здравствуйте ребята, пишут ваши друзья - смешарики: Совунья, Лосяш и Пин. Наши друзья Нюша, Бараш и Ежик попали в беду, их похитил пират Бармалей и отправил на необитаемый остров «Черные скалы». Пожалуйста, помогите нам, вернуть наших друзей назад в страну смешариков».

- Ребята, вы согласны помочь смешарикам? А на чем мы можем поплыть на необитаемый остров? (на катере, на лодке, на пароходе, на корабле). Ребята, скажите, если они движутся по воде, как их обобщают и называют? (водный транспорт). А, какие, еще названия транспортов вы знаете? (воздушные, наземные).

- Правильно!

- Ребята, смешарика Пина называют «гениальным изобретателем» и он нам нарисовал схему корабля из геометрических фигур. (Показ слайда №2). Если мы правильно назовем и соединим геометрические фигуры, мы поможем смешарикам построить корабль.

Ребята по очереди берут геометрическую фигуру и называет ее (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, ромб, цилиндр, и т.д.). После чего,  дети в группах собирают по схеме из геометрических фигур корабль.

- Молодцы!

http://lohmatik.ru/Lohmatik/Img1/zad72.jpghttp://i053.radikal.ru/1003/02/c3fecbc94fa3t.jpg

Стихотворение

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Наш кораблик - пароход.

Звучит шум моря, крик чаек. (Показ слайда № 3).  

- Ребята, смотрите Бармалей прислал бутылку с запиской. Давайте прочтем ее.Воспитатель читает записку: «Чтобы, доплыть до острова и не разбиться о каменные рифы, нужно нарисовать карту – схему».

- Ребята, нарисуем карту - схему? (да)

http://i019.radikal.ru/1405/a5/f58962fc1280.png

Дети подходят к столам. У каждого ребенка лежит карандаш, тетрадные листы в клетку с изображением на левой стороне - корабль, а на правой –остров «черная скала» . Дети выполняют графический диктант.

- Ребята сядьте правильно. Возьмите карандаш и начинаем выполнять задание слева направо, от точки под диктовку, не отрывая карандаша от тетради, рисуем прямую и аккуратную дорогу. Слушайте внимательно и считайте клеточки правильно. Дети обратите внимание на то, что начинать рисовать надо точно от точки и старайтесь рисовать линии прямыми.

  • три клетки в право,
  • на одну клетку вниз,
  • четыре клетки в право,
  • пять клеток вверх,
  • семь клеток в право,
  • две клетки вниз,
  • шесть клеток в лево.

- Молодцы ребята!

- Я предлагаю вам проверить, правильно ли вы нарисовали карту - схему. (Слайд № 4 карта – схема, обсуждение)

- Теперь можно отправляться в морское путешествие спасать смешариков!

- Ребята, а вы знаете, что на каждом корабле есть свой повар. Он готовит для моряков еду и его называют коком. Смешарики проголодались, а самая заботливая из смешариков – Совунья. Она решила приготовить завтрак. На корабле у них оказались крупы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/16969765.1b7/0_87b70_dfdac264_orig.png

Воспитатель переключает внимание на свой стол, где находятся банки с крупами.

- Ребята посмотрите сюда. Что вы видите в банках? (крупы; в одной рисовая крупа, в другой - пшенная) Что же можно сварить из этих продуктов? (кашу «Дружбу»).

- Правильно! Но прежде чем сварить кашу, нужно правильно измерить объем круп. Что необходимо для измерения? (надо выбрать мерку).

- Сейчас мы с вами узнаем, как и чем измерять крупы. И научим Совунью, как правильно измерить объем крупы, чтобы сварить вкусную кашу.

- Ребята чем удобнее измерять крупу? Стаканом или ложкой? (измерять стаканом).Конечно крупы много, поэтому ее лучше измерить более крупной меркой – стаканом. Ложкой пришлось бы долго измерять. Ребята, чем нам будет служить стакан(меркой).

- Крупы мы будем измерять по очереди. Сначала мы с вами измерим объем риса, а потом пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем откладывать морскими ракушками. Леша будет моим помощником. Он будет следить и считать правильность измерения.

Стакан мерки должен быть полным, но не с верхом.

Воспитатель отмеряет четыре стакана риса.

- Вот мы закончили измерять весь рис. Сколько камушек отложил Леша ? Что они обозначают? Сколько у нас риса(Леша отложил четыре камушка; камушки обозначают количество стаканов, что у нас четыре стакана риса).

- А сейчас также мы измерим пшенную крупу.

Дети уточняют, как надо наполнять стакан.

- Молодцы! Ребята, сколько у нас стаканов пшена? А сколько риса? Какой крупы оказалось меньше (больше): риса или пшена? Почему вы так думаете? Какие правила измерения вы узнали? (мерку наполнять не до самого края, а до определенного уровня, мерки должны быть одинаковыми, равными)Что надо решать сначала? (надо решить, что будем измерять).

- Ребята, а что еще нам нужно добавить, чтобы сварить кашу? (Чтобы сварить кашу добавляют воду или молоко). Ребята вспомните, а как мы наполняли мерку, когда измеряли объем воды и молока? (мерку наполнять не до самого края, а до определенного уровня).

- Ребята, я предлагаю вам самим измерить объем круп. Я вас приглашаю в нашу мини лабораторию.

Дети идут за свои рабочие столы.

- Выбираете, чем вам будет удобнее измерять объем крупы(маленькими стаканчиками удобнее измерять крупу, потому что ее мало).

- Что надо сделать, чтобы не забыть, сколько стаканчиков вы отмерили? (Каждый раз, отсыпав стаканчик, надо откладывать камушки или ракушки).

- Ребята, с крупой нужно обращаться очень аккуратно, измеряя не рассыпать ее. Ребята, если у кого-то результат меньший, значит вы забывали откладывать камушки, надо измерять точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

- Молодцы! Ребята, мы с вами хорошо потрудились и помогли Совунье измерить объем крупы.

- Самый воспитанный и умный Лосяш предлагает нам поиграть в игру «Море волнуется».

Физкультминутка:

Дети имитируют движение под музыку. (Слайд №5 морской пейзаж)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6716/120219012.3/0_b87aa_f9fc2dc4_L.jpg

Игра «Море волнуется» Роль ведущего выполняет воспитатель – все остальные дети - морские волны. Волны ходят по морю.

Море волнуется раз,

Море волнуется два.

Море волнуется три –

Морская фигура замри!

На последние слова дети замирают в позах (осминога, балерины, самолета и др.) Игра проводиться несколько раз.

Заключительная часть

http://videoediting.users.photofile.ru/photo/videoediting/3245357/xlarge/69492426.png

Ребята, а вы знаете, что многие моряки путешествуют долгими месяцами неделями на своих кораблях. А кто из вас знает дни недели? Назовите их по порядку. Сколько дней в одной неделе? (7 дней в недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье). Какой день недели сегодня? (вторник). Первый день недели – понедельник, а третий? Пятый - это?

- Какие части суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь). А какая часть суток сейчас? (утро)

- Молодцы ребята, мы с вами не долго плавали, вот и добрались до необитаемого острова.

- Нас встречают радостные смешарики. Добрый и застенчивый Ежик, обаятельная и привлекательная – Нюша, романтик и поэт – Бараш.

(Слайд №6 возвращение в страну смешариков).

http://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2012/01/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B81.jpg

Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня делать? Чему вы научились? (ответы детей: мы научились измерять объем круп, работать с мерными стаканчиками; понравилось играть в морскую игру; построили из геометрических фигур корабль; помогли смешарикам).

- Смешарики на острове нашли сундучок и передали его вам. А в сундучке для вас смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Я рада, что у всех хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие»

Возраст детей: дети 5 -года жизни (средняя группа)Программное содержание:Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет в пределах 5, уме...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в страну Математика» (подготовительная группа).

Закрепить умение считать в прямом и обратном порядке; знание цифр 0 -9; умение составлять из набора геометрических фигур силуэт большой фигуры, используя схему; решать простейшие арифметические задачи...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие в сказочный лес».

Конспект занятияпо формированию элементарныхматематических представлений на тему:«Веселое путешествие в сказочный лес»....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха,  подготовительная  группа...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему "Как помочь Буратино" в подготовительной группе

Программное содержание :1. Закрепить знания детей  считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр,2. Закрепить умение устанавливать соответствие между цифрой и количеств...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Веселое путешествие ".

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: "Веселое путешествие "....