Опыт работы по теме:«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Гузева Светлана Дмитриевна

Опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_opyt.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   №31 «Улыбка»

 Опыт работы по теме:

  «Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО.»

 в  подготовительной к школе группе «Ладушки»

 

Подготовил воспитатель:  Гузева С.Д.

Ст. Егорлыкская

Реализация первой годовой задачи  «Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО» , осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в  подготовительной к школе группе; проекта  «  Удивительный мир загадок»

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

   

Я  использовала разнообразные формы, методы (практические, наглядные, словесные, игровые) и приёмы работы с детьми  для развития математических представлений у дошкольников: различные дидактические игры ( Игры с цифрами и числами, игры путешествие во времени, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление и др )

Измеряли длину предметов условной меркой, обследовали форму предмета, определяли их массу,  устанавливали сходства и различия между объектами, ориентировались на листе бумаги, выполняя графические диктанты. Работаем с моделями (дни недели, числовой ряд и др )  т к использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность

 

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

Работая по проблеме: «Развитие речи дошкольников, средствами малых форм фольклора», реализуя проект «Удивительный мир загадок», широко использую все виды фольклора   ( считалки,  скороговорки, пословицы, поговорки,  загадки, фрагменты сказок  и т.д)  на НОД, в совместной  деятельности, в различных режимных моментах.    

Загадка может служить, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.)   может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Считалочка несёт познавательную, эстетическую   функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаю детям считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов.  Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Таким образом, регулярное использование на занятиях.  в совместной деятельности с детьми по развитию математических способностей произведений  устного народного творчества , направленного на развитие познавательных возможностей  и способностей , расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество  математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших  закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 Был  проведен  математический фольклорный досуг «Смех да веселье»; вечер загадок  «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».Собрано много произведений  устного народного творчества  .

 Однако,  некоторые ребята затрудняются    сравнивать путем сопоставления, счета, измерения; выявлять порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств, составлять и решать задачи.

 

Поэтому  в дальнейшем,  буду продолжать  проводить организованную  работу

  по развитию математических способностей дошкольников

       Эффективность формирования математических представлений у дошкольников интереса у дошкольников   во многом зависит  от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

Проводились беседы с родителями (законными представителями)  о том, какую  огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

 -консультации:  «Развитие элементарных математических представлений у  дошкольников  6-7 лет », «Обучение дошкольников математике в условиях семьи », «Как привить интерес к математике у дошкольников », « Фольклор в мире математики»

-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Матери»; родительские собрания («Семья на пороге школьной жизни», «Подготовка руки дошкольника к письму»);  

Оказана помощь в подборе игр, книг, пособий для детей, способствующих формированию интереса к математике, развитию мышления, подготовке к школе

-посещения на дому с советами, как  развивать математические представления ребенка в домашних условиях

оформлена памятка для родителей (з п) «Что ребенок должен знать к концу года!» (где раскрыты требования программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений).  

Однако, многие родители  недостаточно уделяют внимания для развития математического мышления ребенка, отсюда  некоторые дети  затрудняются решать задачи, сравнивать предметы, числа.

 Учитывая важную роль родителей в формировании    у детей  математических представлений , направить усилия на решение следующих задач : ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, решать задачи на смекалку и сообразительность, решать задачи, разгадывать кроссворды, лабиринты, подготавливать  руку к письму.  

 Работа с  педагогами

Для воспитателей провела консультации:

- « Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ»

-« Развитие математических представлений у дошкольников»

-   « Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников»

-«Использование загадок при обучении дошкольников»

Подготовила  и провела занятие по  РЭМП «Путешествие в страну Математики».

 

Создание предметно- пространственной среды  (ППС)

 

 Оформлен  математический уголок в группе «Математика вокруг нас» в котором находятся разнообразные   д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные  лото и домино, и др.);

- разнообразный счетный, наглядный, демонстрационный и раздаточный материала (плоскостные предметные картинки для счета; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.);

- модели  для формирования  временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь; количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных:  (модели геометрических фигур) и т. д.  

 

 Наличие в группе  оформленного уголка занимательной математики, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

Однако, необходимо дополнить  картотеку задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров.

Поэтому, необходимо   продолжать пополнять математический уголок  развивающими играми, учебно-игровыми пособиями

    Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время показала результат: у детей сформированы элементарные математические представления; большинство ребят умеют  воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости

   В дальнейшем буду продолжать  систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, используя дифференцированный  подход  и   инновационные технологии в процессе разнообразной детской деятельности с учетом ФГОС ДО.    В календарном плане регулярно отслеживать и планировать предварительную работу, разные виды игр, как для подгруппового использования, так и для индивидуальной работы с детьми.  Проводить экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем), знакомиться с миром денег

 

                                                 

 

 

Прежде чем давать знания надо,

                                                     научить думать, воспринимать,       наблюдать.

                                                                                     В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель  Тип проекта: обучающи...

Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий

Разработка программы «Занимательная математика»  объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...

"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

   «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...