Программа дополнительного образования
рабочая программа по математике (младшая группа)

Демьяненко Екатерина Викторовна

Программа Кружковой деятельности "В стране Занимательной математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_zanimatelnoy_matematike.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 922»

Регистрационный номер № 1037739286420 ИНН

111555, город  Москва, улица Молостовых дом 6-а  тел. (495) 300-44-81: факс: (495)-300-44-81;

e-mail: 922@edu.mos.ru

     

       

     «Согласовано»                                                                         «Утверждено»

      Зам. директора по содержанию образования                      Директор ГБОУ Школа № 922  «     » _____________ 2018 г.                                                    «     » ________________ 2018 г.

      _________________  Градов М.В.                                          ___________ Филипов В.В.  

                Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

                                   «В стране Занимательной математики»

                                     Направленность программы: естественнонаучная

                                      Уровень программы: ознакомительный

                                      Возраст обучающихся: 3 -5 лет

                                                                                 

                                     Срок реализации программы: 2 года

                             

  Составитель: Демьяненко Е.В._______

                                                                       

Москва, 2019 год

Программа «В стране Занимательной математики» на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

                                                Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

3.Цель и задачи программы.

4.Новизна и отличительные особенности программы.

5.Возраст обучающихся и срок реализации программы.

6.Формы и методы реализации программы.

7.Режим занятий.

8.Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы.

9.Учебно-тематический план.

10.Формы контроля.

11.Организационно-педагогические условия реализации программы.

12.Литература.

                         1.Пояснительная записка:

Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Наша задача-развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

2.Актуальность и педагогическая целесообразность          программы:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности,

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим возникает необходимость обеспечивать математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

                            3.Цель и задачи программы:

Цель программы – Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- Приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени, как основах    математического развития дошкольника

- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей

- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10

- Устанавливать равенство и неравенство групп предметов

- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине

- Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал

- Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр

- Формировать простейшие графические умения и навыки

Воспитывающие:

-Воспитывать внимание, интерес к познанию

-Воспитывать организованность

- Формировать инициативность и самостоятельность

- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.)

- Формировать позитивную установку к учебной деятельности

Развивающие:

- Развивать логическое мышление и потребность активно мыслить

- Развивать инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи

- Развивать мелкую моторику и глазомер

4.Новизна и отличительные особенности программы:

Программа «В стране Занимательной математики» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки». Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. На занятиях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать. Игровые персонажи, веселые рисунки, герои сказок, которым ребенок помогает выполнить то или иное упражнение, делают процесс  обучения незаметным для него, а самое главное – такие занятия вселяют в ребенка уверенность, что он все может.

Данная кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает сделать процесс обучения веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладеть задачами дошкольного обучения.

5.Возраст обучающихся и срок реализации программы:

Содержание программы рассчитано на два года работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

6.Формы и методы реализации программы:

Формы:

- Беседы

-Групповая и индивидуальная работа

- Дидактические игры

-Математические упражнения

-Логические задачи

-Игровые ситуации

-Рисование (простейшие графические умения)

-Работа с родителями

Методы:

-Словесный: Объяснение, беседа, устное изложение, загадки, пословицы, математические сказки, диалог.

-Наглядный: Иллюстрированный материал, рисунки, плакаты, игрушки-герои.

-Практический: Выполнение упражнений на заданную тему.

Принципы организации:

- Принцип интеграции : В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

- Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.

- Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

- Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.

- Развивающий и воспитательный характер обучения: Повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у детей.

                            7.Режим занятий:

Время проведения: вторая половина дня

Длительность занятия :25 мин.

Кол-во детей в группе: 5-10 человек

Количество учебных часов в году: 31 в каждой возрастной группе (одно занятие в неделю)

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в год

3-4 лет

25 мин.

1 раз

31 занятие

 4-5 лет

 25мин.

1 раз

31 занятие

8. Прогнозируемые (ожидаемые результаты) программы:

Ожидаемым результатом освоения программы являются следующие ориентиры:

К концу второго года обучения дети должны:

- считать в пределах десяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;

- называть цифры от 1 до 10, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;

- понимать отношения между числами в пределах десяти, выражать эти отношения в речи;

- отгадывать математические загадки;

- различать количественный, порядковый счет;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;

- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти,   обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;

- отгадывать загадки о временах года;

- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;

- уметь ориентироваться на листе бумаги;

- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

                    9.Учебно – тематическое планирование

                                         1-й год обучения

Наименование раздела/темы

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

1

Количество и счет

Мониторинг

1.1

«Один-много»

1

                   0.5

                0.5

1.2

«Число один»

1

                   0.5

                0.5

1.3

«Число два»

1

                   0.5

                0.5

1.4

«Число три»

1

                   0.5

                0.5

1.5

«Число четыре»

1

                   0.5

                0.5

1.6

«Число пять»

1

                   0.5

                0.5

1.7

«Число шесть»

1

                   0.5

                0.5

1.8

«Число семь»

1

                   0.5

                0.5

1.9

«Число восемь»

1

                   0.5

                0.5

1.10

«Число девять»

1

                   0.5

                0.5

2

Геометрические    фигуры

Мониторинг

2.1

«Треугольник»

1

                   0.5

                0.5

2.2

«Круг. Овал»

2

                    1

                 1

2.3

«Квадрат. Прямоугольник»

2

                    1

                 1

3

    Величина

Мониторинг

3.1

«Большой-маленький»

1

                   0.5

                0.5

3.2

«Высокий-низкий»

1

                   0.5

                0.5

3.3

«Длинный-короткий»

1

                   0.5

                0.5

3.4

«Тонкий-толстый»

1

                   0.5

                0.5

3.5

«Широкий-узкий»

1

                   0.5

                0.5

4

Ориентировка во времени

Мониторинг

4.1

«Части суток Утро-День»

1

                  0.5

                   0.5

4.2

«Части суток Вечер-Ночь»

1

                  0.5

                   0.5

4.3

«Время года-Осень»

1

                  0.5

                   0.5

4.4

«Время года-Зима»

1

                  0.5

                   0.5

4.5

«Время года-Весна»

1

                  0.5

5

Ориентировка в пространстве

 

Мониторинг

5.1

«Положение предметов относительно себя-слева, справа, в, на, под»

1

                  0.5

                  0.5

5.2

«Внизу-наверху»

1

                  0.5

                 0.5

5.3

«Далеко-близко»

1

                  0.5

                 0.5

6

Логические задачи

3

                  3

Мониторинг

всего

31

                  14

                 17

        9.1 Содержание Учебно-тематического плана

                               1-й год обучения

                                Количество и счет

Учить:

-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

-называть числительные по порядку в пределах 9, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

                            Геометрические фигуры

Познакомить:

-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

Учить:

-приемам обследования зрительно-двигательным путем;

-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.

                                           Величина

Учить:

-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

                        Ориентировка во времени

Учить:

-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

                       Ориентировка в пространстве

Учить:

-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

                                Логические задачи

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

                 

                10.Учебно – тематическое планирование

                                 2-й год обучения

Наименование раздела/темы

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

1

Количество и счет

Мониторинг

1.1

«Установление равенства и неравенства»

2

                   1

                 1

Самооценка

1.2

«Цифра 1»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.3

«Цифра 2»

1

                  0.5

                0.5

Самооценка

1.4

«Цифра 3»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.5

«Цифра 4»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.6

«Цифра 5»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.7

«Цифра 6»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.8

«Цифра 7»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.9

«Цифра 8»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.10

«Цифра 9»

1

                  0.5

               0.5

Самооценка

1.11

«Цифра 0»

1

                  0.5

               0.5

Мониторинг

Самооценка

1.12

«Порядковый счет до 10»

3

                   1

                 2

Мониторинг

Самооценка

1.13

«Количественный счет в пределах 10»

3

                   1

                 2

Мониторинг

Самооценка

2

Геометрические  фигуры

2.1

«Геометрические тела-шар, куб, цилиндр»

2

                   1

                 1

Мониторинг

Самооценка

3

Величина

3.1

«Сравнение по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5размеров)»

2

                   1

                 1

Мониторинг

Самооценка

4

Ориентировка во времени

Мониторинг

4.1

«Части суток Утро-День; Вечер-Ночь»

2

                   1

                 1

Самооценка

4.2

«Времена года Осень-Зима; Весна-Лето»

2

                   1

                 1

Самооценка

5

Ориентировка в пространстве

Мониторинг

5.1

«Внизу-вверху; впереди-сзади»

1

                   0.5

                0.5

Самооценка

5.2

«Влево-вправо; в, на, под»

1

                   0.5

                0.5

Самооценка

5.3

«Быстро-медленно; далеко-медленно»

1

                   0.5

                0.5

Самооценка

6

Логические задачи

2

               2

Мониторинг

Самооценка

всего

31

                13.5

              17.5

       

 10.1 Содержание учебно-тематического плана

                                  2-й год обучения

                                              Количество и счет

Закреплять: умение считать в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд).

Согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе.

Знакомить:

- с цифрами от 1 до 0;

- со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить:

- писать цифры по точкам;

- соотносить цифры с количеством предметов;

- понимать отношения между числами в пределах 9;

- отгадывать математические загадки;

- порядковому счету в пределах 10, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

                            Геометрические фигуры

Закреплять: знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомить: с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать: представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить: видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

                                         Величина

Учить:

- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров);

- употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.)

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

                               Ориентировка во времени

Закреплять:

-умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

- времена года: осень, зима, весна, лето.

Учить:

- отгадывать загадки о частях суток, временах года;

- различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

- различать понятия: быстро, медленно.

                              Ориентировка в пространстве

Продолжать учить:

- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя;

- ориентироваться на листе бумаги.

                                      Логические задачи

Продолжать учить: решать более сложные задачи на сравнение, установление закономерностей, последовательности событий, анализ, и синтез.

                          11.Формы контроля:

Мониторинг промежуточных результатов освоения детьми программного материала.

Цель диагностики: выявление знаний детей по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Эту диагностику можно применять в течение двух лет обучения. Диагностику можно использовать, как контрольную (в начале  и в конце года)

                                     Методика Новиковой В.П.

  1. Выявление навыков счета.

Инструкция к проведению: Педагог спрашивает ребенка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.

  1. Выявление знаний цифр

Материал: набор цифр до 10 в случайном порядке.

Инструкция к проведению: Сначала педагог предлагает ребенку назвать те цифры, какие  он знает, затем разложить их по порядку.

  1. Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой

Материал: набор цифр, две группы игрушек.

Инструкция к проведению: педагог предлагает отсчитать пять елочек, а потом четыре грибка  и обозначить эти количества цифрами.

  1. Выявление умения отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.

Материал: шесть грибков, шесть матрешек.

Инструкция к проведению: педагог предлагает отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем четыре грибка.

  1. Выявление умения сравнивать две группы предметов, по - разному расположенные.

Материал: три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, стоящие близко друг к другу.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.

  1. Выявление знаний порядковых чисел.

Материал: На столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.

Инструкция к проведению: педагог предлагает сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка.

  1. Выявление умения раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.

Материал: пять полосок разной длины и цвета.

Инструкция к проведению: педагог предлагает разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.

  1. Выявление знания геометрических фигур

Материал: по три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.

Инструкция к проведению: педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.

  1. Выявление умения ориентироваться в пространстве

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.

  1.  Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток

Материал: картинки, на которых изображены части суток.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Спрашивает: «Какое сейчас время суток?»

Оценка результатов

  •  1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечая на вопросы.
  •  0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
  •  0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

12.Организационно – педагогические условия реализации программы

Техническое оснащение:

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, доска магнитная, фланелеграф, раздаточный материал, демонстрационный материал, дидактический материал, цветные карандаши, фломастеры, настольно-печатные игры с математическим содержанием, карточки с заданиями, сюжетные игрушки, спортивный инвентарь (мячи, кегли), математические прописи.

                                       13.Литература

  • Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» Программа развития математических представлений у дошкольников «ТЦ Сфера» 2017
  • Е.В.Колесникова «Математика для детей 3-4 лет» методическое пособие «ТЦ Сфера» 2012
  • Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5лет» методическое пособие «ТЦ Сфера» 2015
  • Е.В.Колесникова «Я начинаю считать» математика для детей 3-4 лет. Рабочая тетрадь. «ТЦ Сфера» 2015
  • Е.В.Колесникова «Я считаю до пяти» рабочая тетрадь «ТЦ Сфера» 2014
  • Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 4-5 лет» «ТЦ Сфера» 2008
  • Е.В.Колесникова «Математика вокруг нас» Учебно-игровые задания для детей 3-4 лет. «ТЦ Сфера» 2018
  • Е.В.Колесникова «Математика вокруг нас» Учебно-игровые задания для детей 4-5 лет «ТЦ Сфера» 2016
  • З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» «Просвещение»2004
  • Н.А.Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений» 2016
  • Л.В.Воронина, Н.Д.Суворова «Знакомим дошкольников с математикой»

М., 2011

  • Л.Ю.Козина «Игры по математике для дошкольников» М., 2008
  • Т.З.Прописнова «Математика с увлечением. Веселые цифры и задачи.» М., 2010
  • Т.З.Прописнова «Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе» М., 2010
  • Т.А.Шорыгина «Путешествие в Цифроград. Первая математика.» М., 2012
  • В.П.Новикова «Математика в детском саду» «Мозаика-Синтез» 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...