«Использование занимательного математического материала с дошкольниками» на 2018 – 2019 учебный год.
методическая разработка по математике

Дорошенко Юлия Валерьевна

         В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

        Я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 5 – 6 лет, отвечающее современным требованиям. 

        Современное дошкольное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно – образовательном процессе. Игровые занятия – это умение воспитателя показать своё мастерство, искусство, артистизм. Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.

         Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroshenko_samoobrazovanie_2018-2019_god.docx498.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 3

Муниципальное образование Каневской район

План

самообразования воспитателя      

     на тему: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками».

на 2018 – 2019 учебный год.

Дорошенко Юлия Валерьевна

Тема самообразования: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками».

 Цель: повышение профессионального уровня; развитие познавательной активности детей через занимательный математический материал.

Задачи:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень, через подборку и изучение методической литературы;

- разработать консультации для родителей и воспитателей;

- разработать план работы;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

План работы на 2018 – 2019 учебный год:

Сентябрь 2018 г.

 Изучить методическую литературу по проблеме исследования.

Октябрь 2018 г.

Провести родительское собрание на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр».

Ноябрь 2018 г.

Разработать сборник консультаций для родителей.

Декабрь 2018 г. – январь 2019 г.

Разработать сборник стихов, задач и загадок «Занимательная математика».

Февраль – март 2019 г.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Апрель 2019 г.

Открытый показ образовательной ситуации «Замок дружбы».

Май 2019 г.

Провести анализ проделанной работы.

Актуальность выбранной темы

       В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

        Я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 5 – 6 лет, отвечающее современным требованиям.  

        Современное дошкольное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно – образовательном процессе. Игровые занятия – это умение воспитателя показать своё мастерство, искусство, артистизм. Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.

         Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

Приложение 1

Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр

        Составила:

Дорошенко Ю.В.

        

Цель  повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.

Повестка дня:

1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших дошкольников».

2.Рубрика «В родительскую копилку».

3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.

4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое дерево».

5.Работа в творческой мастерской «Придумай и нарисуй страну Весёлой Математики». 6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

 Ход собрания:

1.Выступление воспитателя.

В старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-образное мышление, и закладываются начала логического мышления. Для успешного интеллектуального и полноценного развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с дидактическими играми и демонстрирует их).

Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.

Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т.д.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям), меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

«Цветные палочки Кюизенера» по-другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

IMG_5535

IMG_5539

 

3.Викторина «Умники и умницы».

В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.

Вопросы викторины:

1.Какой день недели перед субботой?

2.Если стул ниже стола, то стол…

3.Чем отличается гайка от винта?

4.Утром мы завтракаем, а днём …

5.У каких геометрических фигур нет углов?

6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)

7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

9.Если брат старше сестры, то сестра…

10.Что общего между вентилятором и холодильником?

11.Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

12.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)

4.Игра «Геометрическое дерево»

Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.

        

Задачи-шутки для «чудо-дерева»:

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?

- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это число.

- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

- Может ли дождь идти два дня подряд?

  • Много рук, а одна нога. Что это?  (дерево)

  • У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

  • Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто там и сколько их?

  • 4 ноги, а ходить не может. (стол, стул)

  • Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).

IMG_5540

IMG_5544

5.Творческая мастерская.

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми с помощью различных изобразительных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей) создать изображение страны Весёлой математики. По окончании работы семьи рассказывают о получившихся изображениях.

6.Подведение итогов собрания. 

Обмен мнениями.

Приложение 2

 

Консультация для родителей

«Логические математические игры».

                                                               Составила:

                                                               Дорошенко Ю.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит важнейшие задачи по созданию благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей дошкольников. Их решение связано с созданием условий для творческой активности, стимулирования воображения, желание включаться в деятельность творческой направленности.

Среди материалов предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития, и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

  

1. Палочки Кюизенера

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счётными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см.

Эти палочки представляют следующие классы чисел:

- Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.

- Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), вишнёвого (8) цветов.

- Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов.

- Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

- Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызываю живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Первый этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образцы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

Второй этап. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребёнок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе проводятся игры:

- на соответствие между цветом, длиной и числом;

- на значение чисел и их цветовых изображений;

- на элементы комбинаторики;

- на действия сложения, вычитания, умножения и деления.

С помощью игры по составлению коврика (салфетки, флажка) углубляются знания по составу чисел, определяется зависимость между длиной стороны и площадью, изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа при построении вертикальных, горизонтальных и симметричных цветных лесенок.

  

2. Логические блоки Дьенеша (ЛБД)

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно – дидактическое средство, которое является наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, жёлтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой, маленький) и толщины (тонкий, толстый). ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству; разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие), цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение). Освоить их помогают высказывания с использованием специальных слов: «и, или», «не», «все», «любой», «каждый» и др. Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блокам дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т.д. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.

В процессе разнообразных действий с блоками в одном упражнении можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы не было одинаковых по форме, цвету, размеру блоков (3 свойства).

Первый этап. Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно; группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чаще художественные композиции (узоры, сюжеты). Однако уже на этом этапе поможем ребёнку выделять и обозначать свойства (кодовые карточки), а также воссоздать (моделировать) блок не только по его отдельному свойству, но и по целому объёму свойств. Детям предлагаются игры типа «Угадай цвет», «Давайте познакомимся», «Найди блок», «дружат – не дружат» и др.

Второй этап. На втором этапе дети играют на преобразование, группируют и классифицируют блоки, а также реальные предметы. В играх на группирование, играющие разбивают множества по какому – либо одному признаку (по размеру или толщине, цвету или форме) на несколько групп. Например, по толщине и по размеру блоки можно разбить только на 2 группы (тонкие и толстые, большие и маленькие), по цвету – уже на 3 группы (красные, синие и жёлтые), а по форме – на 4 группы (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные). Игры на классификацию сложны, но всё же доступны для детей. Так, классифицируя по двум свойствам толщине и размеру, - получают 4 класса блоков: большие и толстые; маленькие и толстые; большие и тонкие; маленькие и тонкие. Выделить и охарактеризовать получившиеся классы помогает приём, в котором круги Эйлера - Венна, уже известные по играм с обручами, моделируются с помощью шнуров.

Знакомить детей с играми надо постепенно, важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтов используется весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу. Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями. Первый путь предполагает составление фигур-силуэтов из частей по расчленённому образцу. Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинаются с рассматривания образца.

        

Приложение 3

Консультация для родителей

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

Составила:

Дорошенко Ю.В.

Половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, - взрослых. В первую очередь – от его родителей. Как это сделать? Да очень просто – через игру!  

          Игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать. С этой целью предлагаем вам рекомендации и интеллектуальные игры на развитие логического мышления вашего ребенка.

Игра «Исследователь»

Вы и ребенок – «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударит по нему, подбросить и т. д.

Игра «Чем похожи и чем отличаются"

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Например:
• платье и кроссовки;
• роза и тюльпан;
• заяц и волк;
• сосна и каштан;
• холодильник и пылесос;
• тетрадь и книга;
• клюшка и ракетка;
• рыбы и птицы;
• море и океан;
• человек и обезьяна.

           Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства.

       

Игра «Универсальный магазин"

          Игра на классификацию, умение осуществлять опережающее обобщение, а также умение использовать понятия третьей степени обобщенности (абстрактные родовые понятия).

           Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы).
Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать, одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать, одним словом.

         Второе задание – более сложное. Оно требует осуществления обобщенности третьей степени (когда обобщенное слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объема). В данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце игры важно, чтобы малыш объяснил свои действия и ответы.
Так же можно использовать в игре и другие группы объектов.

Игра «Кто самый-самый"

Игра позволяет научить малыша мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты (вербальная сериация). Совершенствуется и оперативная память.

Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

1. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

2. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

      Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких- широких, длинных- коротких).

             Наши полезные советы по развитию логического мышления рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет и играют особо важную роль в дошкольной подготовке. Данный тренинг должен проводиться системно, в игровой форме. Обязательное условие игры: увлекательность, доступность, соревновательность.
         Итак, не бойтесь играть со своим малышом, и тогда с вашей помощью он вырастет действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным человеком.

Приложение 4

Консультация для родителей

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

                                     

 Составила:                

                                                                                 Дорошенко Ю.В.


            Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

             Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.  Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.                              

           Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

           Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочется напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».  Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбуждён и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное.

           Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д

           Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите детей, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

         Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

          По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей.  Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

         Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

        Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

        Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

         Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку».      

         Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается, убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.                                                                                      

         Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

         В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Измерить условной меркой сыпучие продукты.

       Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.  

 

Приложение 5

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

(Сборник стихов, задач и загадок)

Составила воспитатель:

Дорошенко Ю.В.

Ст. Каневская

2019 год

Числа и цифры в художественных текстах.

Ёжик по лесу шёл.

На обед грибы нашёл,

Два – под берёзой,

Один – у осины.

Сколько их будет

В плетёной корзине?

***

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире:

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре.

Начал младший брат считать:

- Один, два, три, четыре, пять.

- Не реви! – сказал малыш,

Ведь на пятом ты сидишь!

***  

Четыре брата

И не сходятся,

И не расходятся,

И не отстают,

И не догоняют.

                  (Колеса телеги)

                       

                                                                   

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок,

Помогите вы Танюшке

Сосчитать её игрушки!

***

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,

Семь драчливых петухов,

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

                    (А. Стройло)

***

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шёлком круг,

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте мухи шёлк!

                                   (Паук)                                                  

Ступеньки.

                                             Н. Носов

     Однажды Петя возвращался домой из детского сада. В этот день он научился считать до 10. Идёт Петя и считает: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.»

      Дошёл до своего дома, а его младшая сестра Валя дожидается у подъезда. – А я считать умею, - похвастался Петя – В детском саду научился. Слушай.

      Стали они по ступенькам подниматься, а Петя громко считает: один, два, три, четыре, пять…

- Ну, что же ты остановился? – спрашивает Валя.

- Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Лучше начнём сначала.

        Стали они наверх подниматься – один, два, три, четыре, пять, - Давай еще раз попробуем!  

- Не хочу, - говорит Валя – Надоело! И пошла домой. А дома маме говорит:

- Там Петя на лестнице ступеньки считает – один, два, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

- Дальше шесть, - сказала мама. Валя побежала обратно к Пете, а тот всё ступеньки считает:

- Один, два, три, четыре, пять…

- Шесть! – подсказала Валя.

- Шесть! – обрадовался Петя – семь, восемь, девять, десять! Тут и лестница кончилась.

Все куда-нибудь идут.

В. Голявкин

После лета все во дворе собрались.

Я сказал: - Я иду в первый класс!

Петя сказал: - Я во второй класс иду.

- а я в третий, - сказала Маша.

- а я? – спросил маленький Миша – Почему я никуда не иду? – и заплакал.

Но тут Мишу позвала мама. И он перестал плакать.

- Я к маме иду! – сказал Миша. И он пошёл к маме.

Звонки.

А. Барто

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой

- Раздаётся три звонка.

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон

-Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаётся два коротких

Нерешительных звонка.

Ну, а если единица

- Он тихонько в дверь стучится.  

Игра «Цифры поссорились».

Случай странный! Случай редкий!

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой не желает ни одна!

Труд нелёгкий! Труд немалый!

Сделай так, чтобы опять

Цифра каждая с соседкой

Захотела бы стоять!

Задание: расставить цифры в прямом и обратном порядке.

Художественные тексты о фигурах.

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Все в нашем городе – друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы треугольников семья

Нас каждый должен знать!

***

Вот фигура перед вами,

Назовите её сами.

Пальчик движется легко,

Не встречает уголков.

Прокати её, мой друг.

Катится? Что это? (Круг)

***

Это круга родный брат,

А зовут его – квадрат.

Пальчиком ведёшь, и вот

Он упёрся в уголок.

Прокати его, мой друг

Он не катится как круг.

Что квадрату не даёт

Прокатиться чуть вперёд? (Углы)

***

Узнаёт очень просто

Меня любой дошкольник:

Я тупо-прямо-остро

Угольный треугольник!

***

Без конца и края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней идти -  

Не найдёшь конца пути. ( Прямая)

***

 

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его? Квадрат.

Семь весёлых дней недели.

Неделя

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду.

А в четверг и пятницу –

Дрожки к дому катятся.

За субботой– воскресенье,

В этот день пекут печенье!

***

В понедельник мы дудели,

А во вторник мы трубили

И про среду не забыли.

Весь четверг прохохотали,

Только в пятницу устали.

Всю субботу отдыхали,

В воскресенье рано встали,

Туфли новые надели.

И плясали всю неделю.

***

Говорил в четверг мне кто-то

Что за пятницей – суббота,

За субботой выходной.

Понедельник за спиной.

Дальше – вторник и среда.

Ты запомнишь это? Да!

Задачи, шутки, задания на сообразительность.

  1. Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой)
  2. Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Оля – 1 часть, осталось ещё 3 части. На сколько частей разделили шоколад?
  3. Дети измеряли длину грядки шагами. Костя решил, что длина грядки 8 шагов, Таня измерила шагами и у неё получилось 10 шагов, а у Андрея – 7 шагов. Кто из детей измерил правильно?
  4. Сколько орехов в пустом стакане?
  5. Один ослик нёс 10кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?
  6. Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
  7. Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле?
  8. На столе стоял полный стакан кефира, а рядом – стакан, наполненный только до половины. Как разделить кефир между тремя детьми?
  9. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
  10. В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?
  11. Папа, мама и Вова всегда садятся за стол так: справа от окна – папа, слева – Вова, спиной к окну – мама. Как можно сесть по-другому?
  12. Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько – ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи?
  13. Неожиданно пошёл дождь, однако Таня, Саша, Лена не промокли. Почему?
  14. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?
  15. Шёл Кондрат в Ленинград, а на встречу – 12 ребят. У каждого по три лукошка, в каждом лукошке кошка, у каждой кошки – 12 котят, у каждого котёнка в зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?» (Глупый, старый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград! А ребята с лукошками, с мышами и кошками шли навстречу ему в Кострому!)
  16. Шли три поросёнка, один – впереди двух, один – между двух, а один позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом).
  17. Если курица стоит на правой ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на левой ноге? А на 2 ногах? (2 кг.)
  18. Вода в чайнике закипает через 10 минут. Алёша поставил чайник в восемь часов. Когда он может пить чай?
  19. Ведёрко со снегом принесли в комнату в 5 часов. В 6 часов снег растаял и превратился в воду. За сколько времени растаял снег?
  20. В 10 часов малыш проснулся. Когда он лёг спать, если проспал 2 часа?
  21. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
  22. В 12 часов ночи шёл снег. Может ли быть в это время солнечная погода?
  23. Назови три дня подряд, не перечисляя дни недели.
  24. В каком месяце меньше всего едят?
  25. Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей неделе. Через сколько дней вернулся Вова?
  26. Света уехала в лагерь отдыха в субботу. Мама обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама?
  27. 3 человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый человек?
  28. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, ночь разделяет дни).

Приложение 6

Конспект образовательной ситуации по математике для детей старшей группы

«Замок дружбы»

Составила воспитатель

Дорошенко Юлия Валерьевна

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов.

Задачи:

-создание условий для совершенствования умения соотносить цифру с количеством;

-поддержание инициативы к способности ребенка принимать собственные решения, опираясь на свои собственные знания и умения в различных видах деятельности;

-формирование положительного отношения к миру; способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Демонстрационный материал:

-конверт с письмом;

-набор геометрических фигур (куб, шар, треугольная призма, цилиндр).

Раздаточный материал:

-схемы, обозначающие признаки блоков Дьенеша;

-наборы блоков Дьенеша;

-листы с изображением пронумерованных точек;

-карточки – билеты;

-карточки с изображением разного количества фигур для определения номера билета (от 1 до 10 по количеству детей).

Формы взаимодействия с детьми:

  1. Организационный блок.

Мотивационная деятельность. Игровая ситуация: дети нашли среди игрушек конверт с письмом о помощи от королевы математической страны. В котором королева Гера просила достроить замок «Дружбы».

  1. Игровая ситуация: путешествие в математическую страну.

- Детям раздаются листы с изображением пронумерованных точек (от 1 до 5), сидя за столами, дети выполняют задание, в результате которого на листе появляется изображение кораблика (или другое изображение).

-Детям раздаются карточки с определенным количеством изображенных на них предметов (собачки), необходимо определить номер билета, посчитав количество собачек на карточке – это количество и соответствует номеру билета. Номера от 1 до 10.

  1. Динамическая пауза: игра на внимание (если утверждение верно – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами).

У квадрата 4 угла?

У треугольника тоже 4 угла?

Понедельник – первый день недели?

Взрослый выше ребёнка?

Три больше чем пять?

Карандаш длиннее руки?

У светофора три огонька?

А у машины три колеса?

У радуги 7 цветов?

Вы умные дети?

  1. Игровая ситуация: дети выкладывают дорожку так, чтобы каждый следующий блок был чем-то похож на предыдущий (имел один общий признак: цвет, форма, размер, толщина).

  1. Актуализация знаний о свойствах фигур.

- Что вы видите?

-Чем отличается шар от куба?

-Можно ли поставить шар на треугольную призму? Почему?

-Сколько граней в треугольной призме?

-Можно ли поставить шар на цилиндр? Почему?

-Сколько оснований у цилиндра?

  1. Конструктивная деятельность. (Самостоятельная работа детей).

  1. Рефлексия.

-Что мы с вами сегодня делали?

-Зачем мы это делали?

-Получилось ли помочь королеве Гере?

      8.Словесное поощрение.

Использованные ресурсы:

Программа Т. Г. Кудряшовой «Школа королевы Геры».  https://gera-school.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.

Цель данной работы заключается в обозрении использования занимательного математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.Задачи:1.На основании изученной литера...

Индивидуальный план по самообразованию " Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год.

Индивидуальный план по самообразованию "Использование дидактических игр для обогащения сенсорного опыта младших дошкольников" на 2018-2019 учебный год...

План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками 3 -4 лет»

План самообразования воспитателя «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2018 – 2019 учебный год.

Тема самообразования:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».Цель: развивать познавательную активность детей, любознатель...

Самообразование "Использование занимательного математического материала с дошкольниками"

quot;Использование занимательного математического материала с дошкольниками"...