Конспект занятия по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Голубева Марина Владимировна

Конспект занятия и самоанализ к конспекту по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Цель: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
  • Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»).
  • Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
  • Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей. 
  • Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).

Развивающие:

  • Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
  • Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Материал и оборудование:

  • Сюжетная картина для задания 2 и 5.
  • Раздаточный материал для задания 4, 5, 6 (для каждого ребенка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?

Воспитатель читает стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог. 

Где право, где лево – понять он не мог. 

Но вдруг ученик в голове почесал 

Той самой рукою, которой писал, 

И мячик кидал, и страницы листал, 

И ложку держал, и полы подметал. 

«Победа!» - раздался ликующий крик. 

Где право, где лево узнал ученик. 

Воспитатель: - Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой) 

- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал) 

- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая) 

- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал. 

«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».

Воспитатель: - Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться. 

2. Основной этап

Задание 1. «Смотри, не ошибись» (проверка усвоения схемы тела) 

Воспитатель: - Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки. 

- Молодцы, с первым заданием вы справились. 

Задание 2. «Что и где?» (работа по картине) 

Воспитатель: - Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней. 

- Что изображено в центре этой картины? (Домик) 

- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок) 

- Правильно, вы очень внимательные. 

Задание 3. «Укрась ковер» (действия с конкретными предметами) 

Воспитатель: - А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображен ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: 

- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. 

- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра. 

- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра. 

- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра. 

- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра. 

- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился. 

Задание 4. «Будь внимательным»

У каждого ребенка на столе лежит листок с нарисованными фигурами.

Воспитатель: Ребята, вам надо раскрасить все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов - в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый. 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. 

- Давайте с вами немного отдохнем. 

Эй, ребята, становитесь. 

Справа – друг, и слева – друг, 

Вместе все в веселый круг! 

 Топни правою ногой, 

Топни левою ногой, 

Вправо, влево головой. 

Шаг – вперед, два – назад, 

Отвернемся, повернемся, 

Снова за руки возьмемся! 

Три шага вперед дружок – 

Станет тесным наш кружок. 

Покружились, потолкались, 

Отвернулись, разбежались. 

Задание 5. «На, Над, Под» (работа с раздаточным материалом) 

Воспитатель: - Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке). 

- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака) 

- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка) 

- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака) 

- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы) 

- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево) 

 - Очень хорошо, и с этим заданием вы справились. 

Задание 6. «Раскрась узор» (работа на листе бумаги) 

Воспитатель: - Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор. 

- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки. 

- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми. 

3. Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).


Самоанализ конспекта НОД математическому развитию в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 16 детей. Длительность 30 минут.

Интеграция: НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Учитывая все это, я определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Мною были поставлены цель и следующие задачи:

Цель: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
  • Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»).
  • Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
  • Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей. 
  • Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).

Развивающие:

  • Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
  • Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
  • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующие демонстрационные материалы:

  • Сюжетная картина для задания № 2 и № 5.
  • Раздаточный материал для задания № 4, № 5, № 6 (для каждого ребенка).

 Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию « Вовка из Тридевятого царства собрался в школу, в первый класс, но для этого ему необходимо выполнить сложные задания. Он просит нашей помощи».

В работе применяла следующие методы:

Словесный — был использован в течение всей образовательной деятельности (при создании игровой мотивации, при выполнении заданий);

Практический - при выполнении проблемной ситуации (помогали Вовке из Тридевятого царства выполнять сложные задания);

Метод контроля и стимулирования — в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Предложенные задания давались детям в игровой форме, что способствовало решению поставленных задач на развитие: памяти, воображения, внимания, мышления.

Выполнение различных игровых заданий создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей и сохраняли интерес на протяжении всей образовательной деятельности.

На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник к выпускному в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Действующие лица: Вовка, Василиса Премудрая, Царь, Баба-Яга   Ведущая: Уважаемые мамы и папы, дорогие бабушки и дедушки! Сегодня мы все  немного грустим, потому что настало время ...

сценарий выпускного бала в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве" 2014 год

интересный, насыщенный сценарий выпускного бала для подготовительной группы....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Программное содержание: обогатить знания детей о сказках, продолжать учить отвечать полными предложениями,  учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, называть слова с ...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе: « Вовка в тридевятом царстве»

Познакомить с образованием числа 15. Упражняться в счете от 10 до 15. Продолжить учить решать арифметические примеры. Упражняется в рисовании прямых линий с завязанными глазами, находить в нарисованны...

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Закрепить в самостоятельной деятельности навыки решения примеров. Актуализировать знания детей о способах составления и решения простых арифметических задач. Совершенствовать умение формировать свои о...

Открытое логопедическое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Тема: «Вовка в тридевятом царстве».Образовательные области:  речевое развитиеУчастники: логопед и дети подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет.Цель: создать...