Кружок "Занимательная логика" (логические блоки Дьенеша)
статья по математике (младшая группа)

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Развитию памяти, внимания, воображения, речи. Классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_bloki.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Развитию памяти, внимания, воображения, речи. Классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

 В документе перечисляются следующие виды деятельности, наиболее полно отвечающие потребностям детей дошкольного возраста:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещение и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями).

Эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольника – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В дошкольной педагогике существуют множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование).
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  4. Развивать пространственные представления
  5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в преодолении трудностей.
  6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  7. Развивать творческие способности, воображение. Фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  8. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, организовываем работу с учётом трёх уровней развития детей.

Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект состоит из:

  • Четырёх форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • Трёх цветов (красный, синий, жёлтый)
  • Двух размеров (большой и маленький)
  • Двух видов толщины (толстый и тонкий)

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырёх форм, одним из четырёх цветов, одним из двух размеров и одним из двух видов толщины.

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множество на непересекающиеся подмножества.

Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их используют в работе с детьми с раннего возраста. Возможность познакомиться с блоками представилась во второй младшей группе. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей начинаем с формы и затем с цветом. Когда дети хорошо усвоят свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий эти свойства. Это позволит развивать способности к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.

Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не».

Перспективный план

работы кружка «Занимательная логика» на 2018-2019 уч. год

Цель: интеллектуальное развитие дошкольников при использовании «Логических блоков Дьенеша».

Задачи

Образовательные:

Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.

Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам. Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать информацию.

Развивающие:

Развивать умение выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.

Развивать умение находить общий признак группы (цвет, размер, форма). Развивать конструктивное мышление, воображение.

Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Дата

Тема

Цель

Литература

1.

05.09.18

«Геометрические фигуры»

Познакомить детей с блоками круглой формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет.

стр.29

2.

12.09.18

«Геометрические фигуры»

Познакомить детей с блоками квадратной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет.

стр.30

3.

19.09.18

«Геометрические фигуры»

Познакомить детей с блоками треугольной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет.

стр.26

4.

26.09.18

«Геометрические фигуры»

Познакомить детей с блоками прямоугольной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет.

стр.40

5.

03.10.18

«Геометрические фигуры»

Закрепить с детьми знания о блоках прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет.

стр.29 - 40

6.

10.10.18

«Геометрические фигуры»

Познакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет.

стр.29 - 40

7.

17.10.18

«Геометрические фигуры»

Продолжать знакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет.

стр.29 - 40

8.

24.10.18

«Геометрические фигуры»

Продолжать знакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет.

стр.29 - 40

9.

31.10.18

«Поезд»

Учить классифицировать геометрические блоки по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, размеру и форме.

стр.37

10.

07.11.18

«Поезд»

Учить классифицировать геометрические блоки по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, размеру и форме.

стр.37

11.

14.11.18

«Поможем Мальвине»

Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, размер) с учётом наличия или отсутствия каждого.

стр.41

12.

21.11.18

«Поможем Мальвине»

Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, размер) с учётом наличия или отсутствия каждого.

стр.41

13.

28.11.18

«Микки Маус в зоопарке»

Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по трём признакам – форма, цвет. Размер. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек-свойств. Закрепить понятия «большой-маленький».

стр.51

14.

05.12.18

«Микки Маус в зоопарке»

Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по трём признакам – форма, цвет. Размер. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек-свойств. Закрепить понятия «большой-маленький».

стр.51

15.

12.12.18

«Чудесный мешочек»

Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет-форма, размер-форма); развивать умение находить и на ощупь определять геометрические фигуры, называть их. Развивать комбинаторные способности, мыслительные операции, умение обосновать правильность суждений.

стр.57 - 59

16.

19.12.18

«Чудесный мешочек»

Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет-форма, размер-форма); развивать умение находить и на ощупь определять геометрические фигуры, называть их. Развивать комбинаторные способности, мыслительные операции, умение обосновать правильность суждений.

стр.57 - 59

17.

26.12.18

«Секретики»

Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. Упражнять в применении кодовых карточек. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Мышление, внимание. Воображение. Учить ориентироваться на листе бумаги.

стр.67

18

09.01.19

«Секретики»

Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. Упражнять в применении кодовых карточек. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Мышление, внимание. Воображение. Учить ориентироваться на листе бумаги.

стр.67

19.

16.01.19

«Цирк»

Развивать наблюдательность, логическое мышление, упражнять в классификации геометрических фигур с использование блоков Дьенеша.

стр.53

20.

23.01.19

«В гостях у сказки»

Формировать представление о множестве, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости.

стр.55

21.

16.01.19

«В гостях у сказки»

Формировать представление о множестве, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости.

стр.55

22.

30.01.19

«Новые приключения колобка»

Закрепить знание детей о геометрических фигурах, умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек-символов. Развивать внимание, пространственное мышление.

стр.59

23.

06.02.19

«Кто ты, малыш?»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их основных признаках. Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение.

стр.61

24.

13.02.19

«Кто ты, малыш?»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их основных признаках. Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение.

стр.61

25.

20.02.19

«Учимся играя»

Развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции; закрепить понятие «много-один», развивать внимание.

стр.63

26.

27.02.19

«Учимся играя»

Развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции; закрепить понятие «много-один», развивать внимание..

стр.63

27.

06.03.19

«Новые приключения колобка»

Закрепить знание детей о геометрических фигурах, умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек-символов. Развивать внимание, пространственное мышление.

стр.59

28.

13.03.19

«Город цветных человечков»

Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление.

стр.66

29.

20.03.19

«Город цветных человечков»

Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление.

стр.66

30.

27.03.19

«Город цветных человечков»

Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление.

стр.66

31.

03.04.19

«Город цветных человечков»

Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление.

стр.66

32.

10.04.19

«Мы едем, едем, едем»

Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание

стр.72

33.

17.04.19

«Мы едем, едем, едем»

Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание

стр.72

34.

24.04.19

«Мы едем, едем, едем»

Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание

стр.72

35.

08.05.19

«Весёлый паровозик»

Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур; развивать логическое мышление, творческое воображение. Умение группировать предметы по признакам сходства.

стр.74

36.

15.05.19

«Весёлый паровозик»

Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур; развивать логическое мышление, творческое воображение. Умение группировать предметы по признакам сходства.

стр.74

Литература

.   Е. Н. Панова     «Дидактические игры – занятия в ДОУ младший возраст» (блоки Дьенеша)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...