Кружок "Математический планшет"
статья по математике (подготовительная группа)

Педагогика традиционно использует дидактические (обучающие) игры для развития у детей сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей.

Среди них достойное место занимает математических планшет. Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.
Планшеты могут прочно соединяться между собой, их можно использовать как демонстрационное поле. Объединённые планшеты удобны для совместных игр детей, а также для игр в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_planshet.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика традиционно использует дидактические (обучающие) игры для развития у детей сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей.

Среди них достойное место занимает математических планшет. Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.
Планшеты могут прочно соединяться между собой, их можно использовать как демонстрационное поле. Объединённые планшеты удобны для совместных игр детей, а также для игр в семье.

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

Для начала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.

С детьми 3-5 лет:  

Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).  «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами. · Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь. Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

С детьми 6-8 лет: ·

Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком. · Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее. · Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось? Это лишь примеры возможных заданий. Самостоятельно, вместе с детьми, можно придумать еще больше занимательных игр.

Математический планшет становится полем для исследований ребенка, реализации его собственных идей. Кратко возможности планшета можно разделить по трем направлениям:

•  Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения. Форма работы: зрительные и слуховые диктанты; задания на дорисовку.

•  Развитие интеллектуально-творческих способностей. Моделирование математических свойств и отношений; моделирование пословиц и поговорок, загадок, стихотворений, сказок; составление узоров.

•  Развитие коммуникативных качеств. Выполнение коллективных работ (на основе объединения планшетов). Развитие навыков сотрудничества.

Перспективный план

работы кружка «Математический планшет» на 2017-2018 уч. год

Цель: развивать пространственное, логическое, образное и творческое мышление. Мелкую моторику пальцев, координацию обей рук, их ловкость. Умение моделировать на плоскости, создавать изображения по образцу, по схеме.

Задачи
С помощью математического планшета освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы.
Развивать  исследовательскую деятельность ребенка, содействовать его психосенсомоторному когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей.
Развивать тонкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторную память, усвоить обобщенные знания и способы действия. Развивать  воображение, которое  будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.
Дать возможность в играх осваивать систему координат.
Проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Воспитывать коммуникативные навыки, инициативу, настойчивость в достижении цели.

05.09.17

«Математический планшет»

Познакомить детей с математическим планшетом. Упражнять в умении натягивать резиночки между штырьками.

12.09.17

«Математический планшет»

Продолжаем знакомить детей с математическим планшетом. Упражняем в умении натягивать резиночки между штырьками, создавая геометрические фигуры.

19.09.17

«Математический планшет»

Познакомить детей с математическим планшетом. Упражнять в умении натягивать резиночки между штырьками, создавая фигуры по образцу.

26.09.17

«Математический планшет»

Закрепление. Упражнять в умении натягивать резиночки между штырьками, создавая фигуры по образцу.

03.10.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению.

10.10.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению. Закрепление материала.

17.10.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению. Закрепление материала.

24.10.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению. Играем в игру «Оживи геометрическую фигуру набором цветных геометрических фигур»

31.10.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению. Играем в игру «Оживи геометрическую фигуру набором цветных геометрических фигур»

07.11.17

«Математический планшет»

Создаём геометрические фигуры по схемам и по воображению. Играем в игру «Оживи геометрическую фигуру набором цветных геометрических фигур»

14.11.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к сказке «Репка»

21.11.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к сказке «Репка»

28.11.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к сказке «Репка»

05.12.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихотворению Г. Сапфира «Висело яблоко в саду»

12.12.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихотворению Г. Сапфира «Висело яблоко в саду»

19.12.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихотворению Г. Сапфира «Висело яблоко в саду»

26.12.17

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихотворению Г. Сапфира «Висело яблоко в саду»

09.01.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихам «Повстречал улитку жук»

16.01.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихам «Повстречал улитку жук»

23.01.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам к стихам «Повстречал улитку жук»

30.01.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам «Транспорт»

06.02.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам «Транспорт»

13.02.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам «Узоры»

20.02.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по схемам «Узоры»

27.02.18

«Математический планшет»

Создаём фигуры по замыслу

06.03.18

«Математический планшет»

Ориентировка на планшете

13.03.18

«Математический планшет»

Ориентировка на планшете. Большой- маленький.

20.03.18

«Математический планшет»

Ориентировка на планшете. Четырёхугольники.

27.03.18

«Математический планшет»

Освоение системы координат

03.04.18

«Математический планшет»

Освоение системы координат

10.04.18

«Математический планшет»

Освоение системы координат

17.04.18

«Математический планшет»

Освоение системы координат

24.04.18

«Математический планшет»

Симметрия

08.05.18

«Математический планшет»

Симметрия. Дорисуй рисунки

15.05.18

«Математический планшет»

По замыслу

Литература

Учебно-игровое пособие «Математический планшет» для детей 2-8 лет




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи "Умные планшеты"

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции....

Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

Конспект совместной деятельности взрослого и детей на математическом планшете по сказке "Три медведя"

Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с математическим планшетом....

Математический планшет Геометрик

Развивающая игра своими руками...

Планшет и ребенок - вред или польза?

В настоящее время плашет стал для детей и игрушкой, и обучающей программой и няней. Родители стремятся купить новейший гаджет для своего ребенка, считаю это большим благом для него. Конечно проще усад...

Планшет математический планшет

Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...

Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету «НЕТ»!

По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам....