Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в город геометрических фигур" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Курданова Анжела Геннадьевна

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в город геометрических фигур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие в город геометрических фигур» с  использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи: 

  • закрепить счет в пределах 10;
  • умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
  • упражнять в порядковом счете.
  •  развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;
  •  упражнять в соотнесении цифры с определенной палочкой Кюизенера;
  • упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;
  •  развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Оборудование: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, 3 подноса, символы-свойства фигур, «числовые билетики», стулья пронумерованные, столы.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, откуда берутся города? (ответы детей).

Воспитатель. Сегодня я вам предлагаю построить улицу в одном сказочном городе.

Воспитатель. Нас уже ждет автобус. А что нужно чтобы ехать на автобусе?

Дети. Оплатить проезд.

Воспитатель. Чем можно заплатить за проезд? (выход на то, что вместо денег люди использовали разные предметы: ракушки, камушки, палочки и пр.)

Воспитатель. А сегодня вместо денег мы возьмем цветные палочки (предлагает неполный набор палочек Кюизенера).  Проезд стоит 8 рублей. Какая палочка соответствует числу 8? (бордовая). Но в наборах ее нет (подводит детей к выводу, что билет надо оплатить двумя или несколькими монетами-палочками).

Воспитатель: Из каких палочек можно составить число 8? Из каких чисел можно составить число 8?

Дети предлагают варианты из имеющихся у них палочек:

- из восьми белых;

- из 1 белой и 1 черной,

- из 1 розовой и 1 фиолетовой.

- 2 белые и 1 фиолетовая,

- 3 белые и 1 желтая

- 1 голубая и 1 желтая,

- 2 красные и т.д.

Воспитатель предлагает выбрать двух кассиров, которые проверяют правильность «набранной суммы» и выдают «билеты».

Воспитатель. Пора отправляться, занимайте свои места в соответствии с цветом и номером, указанным в билете. Уважаемые кассиры, мы вас приглашаем с собой.

Дети рассаживаются.

А чтобы нам было не скучно ехать, у меня для вас есть задачки:

  • Назовите времена года? (зима, весна, лето, осень)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Сколько пальцев на одной руке? (5)
  • Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
  • Сколько пальцев на двух руках? (10)
  • Сколько в неделе выходных дней? Назовите их (2)
  • Какой день недели идёт после среды?
  • Какое число больше 8, но меньше 10?

Воспитатель. Вот мы и приехали в город геометрических фигур. Я вам про них немножко расскажу.

Живут они дружно и весело в маленьких домиках. Приближается Новый год. Фигурки решили отметить этот праздник и пригласили друзей. Только домики их маленькие и разместить гостей негде.

Как помочь фигурам? (построить гостинцы, дома)

Чтобы построить дом, сначала надо сделать чертеж, схему. Давайте придумаем вместе как будут выглядеть наши дома. Согласны?

Дети предлагают варианты составления частей дома из элементов блоков Дьенеша, воспитатель зарисовывает схематично.

Воспитатель. Схема готова, можно приступать к строительству дома! (Дети выполняют задание).

Молодцы! Дома построили. Ребята, а строители, когда дома строят, где находятся? (на улице) Вы наверное замёрзли пока строили, ведь на улице зима. Предлагаю немножко согреться и разучить с гостями веселую игру! (проговаривают текст и сопровождают движениями, первый раз медленно, второй раз - быстрее).

Холодно зимой, но мы пойдём гулять с тобой!

Я надену шапку, я надену шубку,

Я надену шарфик и потуже завяжу.

А потом красивые, белые, пушистые

Чудо – рукавички на ручки натяну.

И хотя я маленький у меня есть валенки!

Возьму с собой я саночки и в лес пойду

На горку поднимусь и с горки ух – скачусь!

Воспитатель. Согрелись немножко? Ребята, фигуры хотели украсить свой город праздничной гирляндой. Купили в магазине лампочки, но чтобы они загорелись, нужно собрать гирлянду так, как написано в инструкции. Посмотрели фигуры в инструкцию, но ничего понять не смогли. Расстроились и загрустили. Давайте поможем собрать красивую гирлянду. Согласны? На какой признак вы будете смотреть, чтобы правильно выполнить работу?

Дети. на цвет, размер.

Воспитатель. Ребята, а есть ли символ, который нам указывает какой формы и толщины должны быть лампочки?

Дети. Нет. (фигуры могут быть любой формы и толщины)

Дети раскладывают блоки в таблицах, ориентируясь на указанные основания классификации (карточки - символы)

Воспитатель разбирает с детьми таблицу и условные обозначения, дети называют признаки, по которым подбирают блоки.

Воспитатель. Вот и загорелись наши гирлянды. К празднику почти всё готово. Осталось подготовить угощение для гостей (дети раскладывают блоки по подносам, внутри которых по 2 карточки – символа подсказки).

Ребята, мы должны разложить угощения по подносам с помощью карточек – символов.

Дети выполняют задание, а затем проверяют друг у друга правильность его выполнения.

Воспитатель. Вы большие молодцы, справились со всеми трудностями, помогли друзьям. А вот и они! (показывает плоскостных человечков из геометрических форм). Помогите им найти свой дом. (дети размещают человечков на столах около домиков). Друзья говорят вам большое спасибо и ждут обязательно снова в гости. Пусть человечки заселяются, а нам пора возвращаться в группу. Не забудьте свои билеты и занимайте снова свои места в автобусе. А пока мы едем, сыграем с вами в игру.

Игра «угадай какую фигуру я загадала» (дети задают по одному вопросу)

Дети - она желтая? (синяя, красная)

- она квадратной формы? (Да)

- она толстая? (4 угла)

- она маленькая? (Нет)

- Это толстый, маленький квадрат жёлтого цвета? (Да)

Воспитатель. Молодцы, отгадали! Ну вот мы и добрались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Сказочное путешествие» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Сказочное путешествие» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Конспект по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера _Полет в космос_ Подготовительная группа

Цель - Развитие логического мышления и психических функций,формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе«Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работ...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Мастер класс "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ФЭМП детей старшего дошкольного возраста".

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения....