занятие по кружку "Занимательная математика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гущина елена викторовна

Игры и игровые упражнения на развитие

навыков ориентировки в пространстве для старшей группы

Игра «Кто где стоит?»

Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д.

- Кто стоит между мишкой и лисой?

- Кто стоит посередине?

И т. д.

Цель: Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.

 

Игра «Кто внимательный?»

- А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

Цель: Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Игра «Найди меня»

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.

Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

 

Игра «Путешествие»

- Вы любите путешествовать?

- Вам когда – нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

- Хотите попробовать?

- Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графические диктанты:

- поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки, обведи в ней все стороны, отступи вправо на три клеточки, нарисуй в ней треугольник и т. д.

ИЛИ:

- поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну - вправо, четыре клеточки вниз, одну – влево, одну – вверх, одну – влево, одну – вниз, одну – влево.

- Что получилось?

- Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку – ответ.)

Педагог проводит 2-3 графических диктанта.

Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Кто за кем стоит?»

Задание.- Ваня, встань за … , между … , за … .

Цель: Закреплять пространственные отношения: «за», «между», и т. д.

 

Игра «Нарисуй». Работа на карточках (или в тетрадях).

- Нарисуйте 2 кружка сверху; под ними 3 треугольника; посередине прямоугольник, под ним 2 овала (можно дать задание, уточняя цвет фигуры).

Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа.

Игра «Что, где?»

Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игры.

- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади».

Учитель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» - и бросает мяч учи- телю.

- Дверь от тебя? (Слева.)

- Позади тебя?

- Большой стул?

- Лена стоит?

Учитель может называть слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;

Игра «Расскажи, что где находится»

На доске размещены геометрические фигуры, они могут быть разного цвета.

Дети рассказывают, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.)

Цель: Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости;

Игра на ковре «Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»

Например: -За мной большое окно.

Справа белая дверь.

Передо мной парты.

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов относительно себя.

 

Игра «Кто, где стоит?»

Педагог расставляет детей: около окна (стола, дверей); между партой и стулом; рядом с Юлей и т. п.

Спрашивает у детей: «Ты где стоишь?», «Кто стоит между партой и стулом?» и т. д.

Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между»;

Упражнение «Выполни задание»

- Положи мяч в… (под, на, за), возьми мяч.

- Куда положил мяч?

- Где взял мяч?

Цель: Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

 

Игра «Где зайчик?»

На ковре елочка, пенек и спрятанные игрушки.

Задание. -Принести зайчика. Где ты его взял? (Из-за елки; из-под стула; около пенька и т. д.)

Цель: Продолжать учить употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около»;

 

Игра «Где находится растение?»

На столе в ряд стоят комнатные растения (4-5 шт., можно использовать картинки).

- Сколько всего растений?

- Назовите их.

- Фиалка стоит на каком месте?

- На третьем месте какое растение?

- Между геранью и бальзамином какое растение?

- Справа от бегонии?

Цель: Расширять пространственное представление (справа, слева, между);

 

Игра «Где находится?»

Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами (или геометрические фигуры, разные по цвету, размещает на доске).

Дети по очереди рассказывают, где и какая фигура находится. Например: «Синий квадрат посередине». Другой ребенок продолжает: «Красный прямоугольник в верхнем правом углу». И т. д. Затем учитель предлагает детям закрыть глаза, а сама меняет местами фигуры.

Раз, два, три-

На доску посмотри!

Дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Цель: Продолжать учить определять положение геометрических фигур на таблице;

 

Игра «Загадки»

Дети составляют из геометрических фигур отгадки. Использовать математические наборы «Учимся считать».

- Перед вами наборы «учимся считать» с геометрическими фигурами. Я загадываю загадки, а вы, если отгадаете, не будете говорить вслух, что это, а ответ покажете из геометрических фигур.

Внимательно слушайте:

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом).

- Сделайте его из геометрических фигур, кто какой захочет.

После того как дети выложили из геометрических фигур дома, учитель продолжает.

Кто раз в году наряжается? (Елка.)

Зимой и летом одним цветом? (Елка.)

Дети выкладывают елку.

Один костер весь мир согревает. (Солнце.)

Дети выкладывают солнце.

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петушок.)

 

Перед детьми фигуры: дом, елка, солнце, петушок.

-Где растет елка?

 

- Где находится петушок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kruzhku.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения на развитие

навыков ориентировки в пространстве для старшей группы

Игра «Кто где стоит?»

Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д.

- Кто стоит между мишкой и лисой?

- Кто стоит посередине?

И т. д.

Цель: Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.

Игра «Кто внимательный?»

- А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

Цель: Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Игра «Найди меня»

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.

Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

Игра «Путешествие»

- Вы любите путешествовать?

- Вам когда – нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

- Хотите попробовать?

- Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графические диктанты:

- поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки, обведи в ней все стороны, отступи вправо на три клеточки, нарисуй в ней треугольник и т. д.

ИЛИ:

- поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну - вправо, четыре клеточки вниз, одну – влево, одну – вверх, одну – влево, одну – вниз, одну – влево.

- Что получилось?

- Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку – ответ.)

Педагог проводит 2-3 графических диктанта.

Цель: Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Игра «Кто за кем стоит?»

Задание.- Ваня, встань за … , между … , за … .

Цель: Закреплять пространственные отношения: «за», «между», и т. д.

Игра «Нарисуй». Работа на карточках (или в тетрадях).

- Нарисуйте 2 кружка сверху; под ними 3 треугольника; посередине прямоугольник, под ним 2 овала (можно дать задание, уточняя цвет фигуры).

Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа.

Игра «Что, где?»

Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игры.

- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади».

Учитель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» - и бросает мяч учи- телю.

- Дверь от тебя? (Слева.)

- Позади тебя?

- Большой стул?

- Лена стоит?

Учитель может называть слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;

Игра «Расскажи, что где находится»

На доске размещены геометрические фигуры, они могут быть разного цвета.

Дети рассказывают, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.)

Цель: Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости;

Игра на ковре «Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»

Например: -За мной большое окно.

Справа белая дверь.

Передо мной парты.

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов относительно себя.

Игра «Кто, где стоит?»

Педагог расставляет детей: около окна (стола, дверей); между партой и стулом; рядом с Юлей и т. п.

Спрашивает у детей: «Ты где стоишь?», «Кто стоит между партой и стулом?» и т. д.

Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между»;

Упражнение «Выполни задание»

- Положи мяч в… (под, на, за), возьми мяч.

- Куда положил мяч?

- Где взял мяч?

Цель: Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Игра «Где зайчик?»

На ковре елочка, пенек и спрятанные игрушки.

Задание. -Принести зайчика. Где ты его взял? (Из-за елки; из-под стула; около пенька и т. д.)

Цель: Продолжать учить употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около»;

Игра «Где находится растение?»

На столе в ряд стоят комнатные растения (4-5 шт., можно использовать картинки).

- Сколько всего растений?

- Назовите их.

- Фиалка стоит на каком месте?

- На третьем месте какое растение?

- Между геранью и бальзамином какое растение?

- Справа от бегонии?

Цель: Расширять пространственное представление (справа, слева, между);

Игра «Где находится?»

Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами (или геометрические фигуры, разные по цвету, размещает на доске).

Дети по очереди рассказывают, где и какая фигура находится. Например: «Синий квадрат посередине». Другой ребенок продолжает: «Красный прямоугольник в верхнем правом углу». И т. д. Затем учитель предлагает детям закрыть глаза, а сама меняет местами фигуры.

Раз, два, три-

На доску посмотри!

Дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Цель: Продолжать учить определять положение геометрических фигур на таблице;

Игра «Загадки»

Дети составляют из геометрических фигур отгадки. Использовать математические наборы «Учимся считать».

- Перед вами наборы «учимся считать» с геометрическими фигурами. Я загадываю загадки, а вы, если отгадаете, не будете говорить вслух, что это, а ответ покажете из геометрических фигур.

Внимательно слушайте:

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом).

- Сделайте его из геометрических фигур, кто какой захочет.

После того как дети выложили из геометрических фигур дома, учитель продолжает.

Кто раз в году наряжается? (Елка.)

Зимой и летом одним цветом? (Елка.)

Дети выкладывают елку.

Один костер весь мир согревает. (Солнце.)

Дети выкладывают солнце.

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петушок.)

Перед детьми фигуры: дом, елка, солнце, петушок.

-Где растет елка?

- Где находится петушок?

- Где расположено солнце?

Дети отвечают, используя слова «впереди», «сбоку», «за», «наверху».

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «рядом», «около»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Открытое занятие НОД по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну математики"

Цель:закрепление математических знаний , умений и навыков посредством путешествия в страну математики.Задачи:образовательные - продолжать учить составлять ирешать арифметические задачи на сложение и в...

Конспект занятия ООД по математике "Путешествие на планету "Математика" в подготовительной группе

Занятие для детей 6-7 лет по математике,с интересными заданиями,в счете до 10,работа с геометрическим материалом,включены логические задания,работа с счетным материалом,счетными палочками....

Конспект занятия ООД по математике "Путешествие на планету "Математика" в подготовительной группе

Занятие для детей 6-7 лет ,с логическими задачами,геометрическим материалом,счетными палочками....