Детская универсальная STEAM-лаборатория
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Воронежская Анастасия Максимовна

На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии программированного обучения. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. Современной и актуальной обучение очень ярко представлено в учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEАM-лаборатория» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_steam-laboratoriya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Детский потенциал практически безграничен, а в возрасте 6-7 лет – самый благоприятный для формирования базовых основ их дальнейшего успеха в жизни. Современные исследования в области нейропластичности мозга дошкольника утверждают, что вложение в ранее развитие и профориентацию детей будут прочным фундаментом для перспективного воспитания научно-технического развития ребенка. Для современного мира это очень важный аспект, так как мир сегодня меняется быстрее чем система образования. А ведь система образования готовит детей к жизни в этом мире.

На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технологии программированного обучения. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) познавательное развитие выделяется в качестве одного из основных направлений развития и образования детей. Это направление развития личности дошкольника включает в себя:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  •  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].

Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современной и актуальной обучение очень ярко представлено в учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEАM-лаборатория» - это абсолютно новая программа, основанная на базе педагогического института им. А.П.Чехова.

Все занятия пособия максимально интерактивны, содержат большое количество уникальных образовательных игр, междисциплинарных и творческих проектов, максимально вовлекая детей в процесс познания, творческо-инженерной самореализации.

Все программы в пособии и сама последовательность их реализации построены по принципу «от простого – к сложному». У всех программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Построение на основе математической логики,
  • Реализация серии междисциплинарных проектов,
  • Сюжетно-ролевые формы изучения материала.

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений [2].

На занятиях в рамках пособия многое отдается на выбор детей, на их самостоятельность решения. На пример, в разделе «Основы программирования» перед ребятами стоит цель накормить Микибота для этого необходимо добыть сырную гайку, который спрятан в лабиринте. Дошкольники самостоятельно делают лабиринт из сборного синего поля с препятствиями, самостоятельно выстраивают препятствия и самостоятельно прячут сырную гайку. После того, как весь лабиринт готов к использованию, ребята приступают к его прохождению. Для того, чтобы успешно пройти все дистанции, необходимо правильно запрограммировать Микибота:

  • установить робота в выбранной точке;
  • изучить варианты движения робота к сыру;
  • продумать все шаги Микибота от места, где он стоит, до сыра;
  • составить последовательность движений робота, чтобы он достал сыр, на карточках-стрелках;
  • проверить, что память робота очищена – нажать желтую круглую кнопку;
  • запрограммировать робота согласно составленной последовательности;
  • запустить робота – нажать зеленую круглую кнопку;
  • внести изменения в последовательность действий (при необходимости) [3].

Все занятия максимально интерактивны, содержат большое количество уникальных образовательных игр, междисциплинарных и творческих проектов, максимально вовлекая детей в процесс познания.

STEАM-образование – это инновационная образовательная программа, которая позволяет на профессиональном уровне подготовить детей с самого раннего возраста к технически развитому современному миру: научиться быстро ориентироваться в огромном потоке информации и эффективно реализовывать полученные знания на практике.

Страшная на первый взгляд аббревиатура на самом деле очень просто расшифровывается: S (естественные науки), T (технологии), Е (инженерия), A (искусство), M (математика). STEАM-лаборатория – это проекты инженерно-научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

В своих занятиях я использую не только технологию программированного обучения, но и геймофицированные технологии, так же приучаю детей к социальной адаптации в обществе. На пример, в разделе «Основы математики и теории вероятности» мы в виде игры знакомим детей с понятиями: выбор, голосование и формируем основы демократических подходов. Задача ребят выбрать из нескольких предложеных игрушек одну, для знакомства с Микиботом, а выбрать нам поможет голосование.

  • Подготовка голосования

Воспитатель с детьми выбирает 10 игрушек, относительно которых будет проводится голосование. Игрушки ставят в ряд на стол перед детьми. Это будет стол для голосования. Перед каждой игрушкой оставляется небольшое пространство для «голосов» - сигнальные карточки.

Воспитатель раздает каждому ребенку по 1 сигнальной карточке и объясняет, что это их «голос», который они будут отдавать за одну из выбранных кукол.

Воспитатель объясняет правила голосования: каждый ребенок по очереди подходит к столу с игрушками (стол голосования) и кладет свою сигнальную карточку перед игрушкой, которую выбирает (отдает свой голос).

  • Проведение голосования

Воспитатель проводит голосование: приглашает детей по одному к столу с выбранными игрушками, и каждый ребенок оставляет свою карточку перед любой игрушкой.

По окончании голосования воспитатель объявляет, что голосование закончено, подсчитывает голоса каждой куклы и записывает их на листе бумаги.

  • Объявление результатов голосования

Воспитатель объявляет результаты голосования: называет игрушку и количество голосов, которые она собрала.

  • Объявление победителя голосования

Воспитатель с детьми определяет, какая игрушка набрала больше всего голосов и объявляет ее победителем [3].

Самое главное никогда не ограничивать полет фантазии детей: даже, когда они будут придумывать летающие города или создавать собственные планеты. Конечно, мы знаем, какое решение можно найти для многих задач, но ребята все равно предложат еще пару нестандартных вариантов. Пусть эти идеи могут показаться нам фантастическими, но вполне возможно в будущем их идеи будут самыми конструктивными. На пример, в разделе «Основы картографии и астрономии» у детей будет возможность создать проект «Летающий робот».

Цель проекта: реализация творческой деятельности детей.

Порядок выполнения:

  • Создать из детей пары для работы.
  • Заранее распечатать и вырезать макеты роботов для каждой пары детей.
  • Дети разрисовывают макет робота по своему желанию.
  • Дети продевают нитки в соломинки: по 2 на 1 робота.
  • С обратной стороны воспитатель скотчем прикрепляет по 2 кусочка соломинки параллельно высоте робота [3].

Действия робота. Дети становятся парами друг напротив друга и по очереди разводят нити в разные стороны. Робот движется в сторону того, кто не разводит нитки.

«Главное – не переставать задавать вопросы» так говорил Альберт Эйнштейн. Во время занятий нужно постоянно обращаться к вопросам, например, «почему», «а как вы думаете», «какое ваше мнение», «почему так получилось» и т.д. Эти вопросы помогут ребятам развить логическое мышление, будет повышать самооценку детей и уверенность в своих силах.

Благодаря применению данной технологии я повышаю результативность овладения детьми основ программирования и робототехники. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Ссылки на источники:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г.
  2. Беляк Е.А. Руководство для воспитателей к учебно-методическому пособию «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
  3. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская универсальная STEAM лаборатория и её составляющие.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовате...

Конкурсное задание. Реализация программы "Детская универсальная STEAM-лаборатория" в группе "Росинка"

Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей д...

Конкурсное задание. Конспект занятия по ОО Познавательное развитие "Венера сестра Земли" в детской универсальной STEAM-лаборатории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"

Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по...

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для педагогов: "Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет"

Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет...