Логико-математические игры
консультация по математике (старшая группа)

Cуханова Наталья Владимировна

Логико-математические игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskie_igry.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

ТРИЗ

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций. Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности. Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов. Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

 Примеры триз

Где живет?»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3?

Дети: В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель: Где живет цифра 5?

Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.

- Молодцы вы правильно ответили на вопросы.

- Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры, но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.

Игра «Да – нет - ка»

(с цифрами)

Цель: обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры:

- Сначала в игре я использую числовую ленту, для зрительного представления цифрового ряда, в дальнейшем для усложнения без нее.

- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Например: загадана цифра.

Вопросы к ведущему:

Дети: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Нет.

Дети: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Да.

Дети: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Да.

Дети: Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель: Да.

«Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

- Данный вид игр может разворачиваться на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной – доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости существуют единые правила:

- загадывается объект, расположенный на плоскости, который необходимо найти;

- задавать вопросы, не перечисляя объекты, а использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.

Например:

Дети: Эта фигура расположена в верхнем углу?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в центре?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура круглой формы?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура треугольной формы?

Воспитатель: Да.

- Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игрыявляется отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

Игры на определение линии развития объекта.

- Следующая игра, в которую я хочу с вами поиграть, это

«Чем был - чем стал»

Цель: упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.

Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

С помощью цифр и знаков из математического набора выложите перед собой решение данного примера.

Дети: 4+1=5

Воспитатель: Было число 5, а стало3.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Так же перед собой выложите решение этого примера.

Дети: 5-2=3

«Раньше – позже»

Цель: закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

- При первом знакомстве детей с этой игрой её можно сопровождать показом.

Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А послезавтра?

Дети: Четверг.

 А сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим пособием «Кольца Луллия»Цель: учить детей составлять задачи на сложение и вычитание; классифицировать и устанавливать взаимосвязи между объектом, его количеством и формой; расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов; развивать логическое мышление, воображение.

Содержание: приспособление представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На сектора прикрепляются картинки или знаки. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Дети седьмого года жизни используются три или четыре круга с 8 или 9 секторами на каждом. Игра может проводиться вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).

Игра может состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание); 2) упражнения на развитие воображения («фантастическое» задание).

Дидактическая игра «Сочиняем задачи»(6-7 лет)

Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Воспитатель: На нижнем кольце размещены предметные картинки. Назовите, что на них изображено. Дети: Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик. Воспитатель: На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?». Дети: У Маши стало 7 шариков.

Воспитатель: дети, составьте задачу самостоятельно.

Дидактическая игра «Кто соседи»

Цель: учить называть последующее и предыдущее числа.

- На трёх кольцах размещены цифры от 1 до 9. Вам необходимо стрелкой выбрать число на среднем кольце и с помощью цифр на верхнем и нижнем кольце найти «соседей» этого числа. Например, число 5, а его соседи 4 и 6. Воспитатель: Число 7. Дети«Соседи» числа 7, 6 и 8.

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Цельразвивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

- На нижнем кольце размещены изображения предметов (дом, снеговик, машина, неваляшка, тележка, пирамидка, шарики, ведёрко, которые состоят из геометрических фигур. А на среднем и верхнем кольце – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираете изображение предмета, затем совмещаете с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых состоит данный предмет. Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит дом? Дети: Дом состоит из квадрата и треугольника.

Игра"Мои друзья" (проводится с 4-х лет).

         Правила игры: 
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подбегают к ведущему. Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты геометрические фигуры

Воспитатель: Я – квадрат. Мои друзья те, у кого четыре угла (любой четырехугольник)

Воспитатель: Я – круг. Мои друзья те, кто может катиться (овал)

Игра"На что похоже" (с 3-летнего возраста).

         Цель: 
Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. 

         
Правила игры: 
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. 

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. 

Ход игры: 

В: На что похожа цифра 8? 
Д: На снеговика без головы, на матрешку… 

В: А если перевернуть 8 в горизонтальное положение?

Д: на очки…
В: На что похож ромб? 
Д: На воздушный змей.

Игра"Теремок" (с 4-х лет).

         Правила игры: 

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?"

(при закреплении геометрических фигур). 
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. 
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. 
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. 
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. 
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). 
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. 
Примечание: Игра может усложняться. Можно взять  объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. 
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. 

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие. 
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. 

.Игра"Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

         Правила игры: 
Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. 
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию. 
Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта. 

     
Ход игры: 
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логико – математические дидактические игры используемые в работе со старшими дошкольниками» ( презентация)

«Научные понятия не усваиваются и  не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.»      ...

"Логико-математические дидактические игры в работе со старшими дошкольниками"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих с...

Развитие логико-математического мышления. Игры с блоками Дьенеша

Формальная логика – это не обязательно совокупность рутинных процедур. В ней всегда есть место «игре ума». Но это относится к развитому логическому мышлению взрослого человека. Осваи...

Консультация: логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике

Данный материал будет полезен воспитателям при работе с родителями....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...