Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Авьерино Анна Михайловна

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:

1. Познакомить детей с историей появления цифр.

2. Познакомить детей с разными видами написания цифр.

3. Предложить детям самим придумать цифры.

ОО ФГОС ДО, речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: символы - рисованные кар-тинки или знаки, повод – в данном случае необходимость, дельта Нила – конец течения реки Нил, древний Рим и древняя Русь – очень давно, ин-дейцы Майя – народ в Америке.

ОО ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстни-ками.

ОО ФГОС ДО, физическое развитие, задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации национальных костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_istoria_poyavlenia_tsifr.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,

формирование элементарных математических представлений.

Конспект познавательной беседы

 «История появления цифр.»

для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:

1. Познакомить детей с историей появления цифр.

2. Познакомить детей с разными видами написания цифр.

3. Предложить детям самим придумать цифры.

 

ОО ФГОС ДО, речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: символы - рисованные картинки или знаки, повод – в данном случае необходимость, дельта Нила – конец течения реки Нил, древний Рим и древняя Русь – очень давно, индейцы Майя – народ в Америке.

ОО ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

ОО ФГОС ДО, физическое развитие, задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации национальных костюмов.

2. Карточки с пиктограммами.

3. Набор современных цифр.

4. Тетради.

5. Простые карандаши.

6. Ластики.

Предварительная совместная деятельность:

Заучивание наизусть стихов с движениями (физкультминутка «Кот Антипка»)

Ход познавательной беседы:

1. Организационная часть.  

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да!)

- Мы сегодня с вами отправимся в разные древние страны, что бы узнать как появились цифры.

- Чтобы туда отправиться вам надо сесть на стульчики полукругом. И я вам покажу на экране небольшую историю. 

2. Основная часть.

Ребята, История возникновения чисел очень давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел. (Слайд №2)

Представьте, ведь давным-давно во времена, когда у людей не было цифр, и они не умели считать как мы сейчас, у них возникало огромное количество поводов для счета. Правда, в те времена им не нужно было применять огромные числа. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног.

Индейцы Майя (Слайд №3)

В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майя использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры.

Древние Египтяне (Слайд №4)

В Древнем Египте использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня - пальмовым листом, а сто тысяч - лягушкой, так как  в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая мысль: сто тысяч - очень много, как лягушек в Ниле.

Древний Рим (Слайд №5)

Римская система счисления была очень распространена в Европе и считалась на то время, пока не придумали арабские цифры, идеальной.

С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что даёт большое количество ошибок.

Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.

Древняя Русь (Слайд №6)

На Руси использовался алфавит для обозначения количества. Например: А-1, I-10, AI-11

Сейчас вам немного трудно это усвоить, но я думаю, что-то вы поняли.

Древняя Индия (Слайд №7)

Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Однако Индия была оторвана от других стран - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу.

Древние Арабы (Слайд №8)

Позже арабы упростили эти значки. Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра».

(Слайд №9)

Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2,3,4,5,6,7,8,9.

- Вот как интересно. Ребята, а мы с вами можем придумать свои цифры?

- Да.

Физкультминутка «Кот Антипка».

Кот Антипка.

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте)

- Я вам раздам тетради и карандаши. Вы должны вспомнить мой рассказ и попробовать изобразить цифры. Вы нарисуете свои цифры, а потом мы будем отгадывать, что обозначают эти цифры.

Дети рисуют.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети выбирают интересные начертания, и отгадывают какая это цифра.

3. Заключительная часть.  

- Ребята, вы возьмёте свои цифры домой, и покажете родителям, только не забудьте рассказать о том, что вы узнали. Может быть, вашим родителям это будет интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект познавательной беседы «ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» для детей подготовительной группы детского сада.

Конспект  познавательной беседы  на тему :"ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ" с этементами ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Интересное путешествие по нашему любимогу городу...

Конспект познавательной беседы По социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности) для детей подготовительной группы детского сада «В гостях у светофора»

Конспект познавательной беседыПо социально-коммуникативному развитию(формирование основ безопасности жизнедеятельности)для детей подготовительной группы детского сада«В гостях у светофора»...

Конспект познавательной беседы «Путешествие в космос» для детей средней группы детского сада (4-5 лет)

Конспект познавательной беседы «Путешествие в космос» для детей средней группы детского сада (4-5 лет)...

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада Цель: развивать творчество детей; формировать умения передавать форму основной части и других частей, их пр...

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада Цель: развивать творчество детей; формировать умения передавать форму основной части и других частей, их пр...

Конспект новогоднего сценария "Магазин новогодних игрушек" для детей подготовительной группы детского сада

Сценарий содержит подробное описание новогоднего праздника, включая тексты рекомендованных песен....