Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»
консультация по математике

Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx56.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов ДОУ

Дебирова Минара Такабудиновна

«Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Этого можно достичь, если включать здание  детям не в готовом виде, а постигалось ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.  

Группа

Программное содержание

Е.В Колесникова

Л.Г.. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Н.П. Холина

И.А. Помораева, В.А Позина

Младшая

Сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много.

Понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

Понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него.

Называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов.

Согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Знакомиться со стихами, загадками сказками, в которых присутствуют числа.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества.

Знакомство с понятиями «один», «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.  

Формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Формировать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше, поровну.

Средняя

Согласовывать в роде, числе, падеже числительное ко всей группе.

Знакомить с цифрами от 1-5; со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить писать числа по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах 5; отгадывать математические загадки; порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «кокой по счету?»; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

Сравнение групп предметов, содержащих до 10 предметов, по количеству на основе составления пар (равно – не равно, больше – меньше предметов).

Развитие представлений о сохранении количества.

Развитие представлений о понятиях «один» и «много».

Образование последующего числа из предыдущего путем прибавления единицы.

Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 6 - 10, формирование умения соотносить цифру с количеством.  

Сравнивать количество предметов на основе сопоставления пар, различать, где один предмет, где много.

Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.

Учить количественному и порядковому счету в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Старшая

Дать представление о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Учить:

 - воспроизводить количество движений по названному числу; писать цифры от 1 до 9 и число 10;

 - отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

 - составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале; из неравенства делать равенство;

 - различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

 - устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

 - решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года); математическими знаками +, -, =, <, >.

 Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, формировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; развивать умение соотносить число  с количеством предметов; формировать представления о сложении и вычитании совокупностей предметов, развивать умение использовать для записи сложения и вычитания знаки + и –; развивать умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 10; развивать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >. Формировать представление о равных и неравных группах предметов; развивать умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков =, ≠.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Формировать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел.

Формировать представление о порядковом значении чисел первого десятка.

Подготовительная

Учить:

 - считать по образцу и названному числу в пределах 10;

 - понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета;

 - определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

 - различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько?  Который? Какой по счету?;

- сравнивать группы разнородных предметов; отгадывать математические загадки;

 - записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр, чисел;

  - сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

 - устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

 - решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

 - решать логические задачи.

Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших (до 10); стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);

Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей – десятком; числами второго десятка и их записью.

Развивать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. Сравнивать рядом стоящие числа; совершенствовать умение сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого; формировать представление о составе чисел первого десятка из двух меньших; формировать умение обозначать числа от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, а также цифрами, печатая их в клетках; формировать начальное представление о числовом отрезке; формировать умение обозначать числа точками на отрезке прямой; совершенствовать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Закреплять умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; совершенствовать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов); пользоваться таблицей.

Формировать умения составлять  множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнения в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Закрепить умения составлять пары предметов или соединять предметы стрелками; называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число, понимать отношения между числами натурального ряда, умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
 Знакомить со счетом в пределах 20, числами второго десятка;

Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе); на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+),минус (—) и знаком отношения равно (=).
Знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

По программе «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова, я выделила такие общие задачи как:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  3. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  4. Увеличение объема внимания и памяти.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по программе «Игралочка» по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Часто, когда я затрудняюсь в подборе мотивации при разработке занятий, я использую методы и приемы Л.Г. Петерсона.

При сравнении групп предметов в младшей и средней группе я использую счетную линейку, вверху дети расставляют заданное количество предметов или геометрических фигур (в качестве заместителей предметов). Этот способ рекомендуется использовать в младшем и среднем дошкольном возрасте, т.к. ребенку легче таким способом освоить счет, последовательность, сравнивать предметы. При изучении с детьми цифр, «Игралочка предлагает загадки и стихи на каждую изучаемую цифру, а в свободной деятельности мы с детьми лепим изученную цифру. Так же можно предложить тактильное изучение цифр (вырезанные из наждачной бумаги цифры и наклеенные на карточку). По этой программе автор на занятиях по ознакомлению счетом,  рекомендует воспитателю задавать вопрос детям таким образом, чтоб дети на глаз могли сказать сколько предметов они видят, и только после этого посчитать их с детьми, оказавшимися в затруднении. При закреплении последовательности цифр, детям предлагаются карточки, на которых пустые клетки

  Они должны поставить в пустой клетке нужное число точек или выложить нужное число предметов. По завершении дети ходят по группе и проверяют правильность выполнения задания.

По этой программе дети учатся измерять длину, объем с помощью условных мер. Им дается проблемная ситуация, например: Доктору Айболиту надо добраться до домика больного Зайчика. От домика доктора до домика зайчика ведут две дороги. Одна дорога через домик Лисы, другая – через домик Медведя. Детям дается задача: как узнать, какая дорога короче. Условная мерка – шаг. Можно предложить другие условные мерки: линейку, ленту, кубики и т.д. Здесь можно предложить детям разделиться на две группы. При измерении объема воспитатель просит детей помочь: как насыпать пшена в две кормушки поровну?  На столе выставляются различные мерки: ложки, стаканы, чашки. Дети выбирают что то одно для измерения. Высыпав стакан крупы в кормушку, ребенок ставит фишку, и так до тех пор пока не закончится крупа. Фишки пересчитываются и ставится цифра. Дальше проводится рефлексия. Воспитатель спрашивает, как сделать, чтобы во 2-ой кормушке пшена было столько же? Можно ли отмерять пшено для второй кормушки другой меркой? Что будет если взять мерку поменьше, например ложку? Что будет если, взять мерку побольше, например чашку?

В конце года в старшей группе дети знакомятся с числовым отрезком. Здесь можно предложить детям послушать рассказ о путешествии лягушонка. Лягушонок прыгнул через озеро (выкладывают синюю полоску, в конце ставится цифра 1) и оказался на лужайке, прыгает снова (выкладывается зеленая полоска и в конце цифра 2). Лягушонок оказался рядом с маком, мак не мог путешествовать с ним. Лягушонок снова прыгнут (выкладывается красная полоска и цифра 3) и оказался рядом с золотым одуванчиком. Одуванчик не смог путешествовать с ним и лягушонок прыгнул дальше (выкладывается желтая полоска и цифра 4). Лягушонок устал и решил отдохнуть на пенечке. Оглянулся назад и что же он увидел? Дети высказываются. Дети сами могут продолжить рассказ о том как лягушонок вернулся домой. Во время рефлексии дети приходят к мысли:

  1. Из маленьких отрезков получился большой – числовой.
  2. На числовом отрезке отложены равные (единичные) отрезки.
  3. Каждое число показывает, сколько таких отрезков отложено.
  4. При движении по числовому отрезку вправо число увеличивается на 1 – «прибавляем один шаг».
  5. При движении влево каждое число уменьшается на 1 – «вычитаем один шаг» (одну за другой убираем полоски).

Познакомившись с числовым отрезком, дети по нему учатся считать.

Круги Эйлера. Прочитав некоторую, литературу я натолкнулась на то, что детям для облегчения решения задач учителя предлагают использовать круги Эйлера. Оказывается с их помощью легко разобраться во взаимосвязях множеств. Круги Эйлера -  это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.  Так, в программе «Одаренный ребенок», представляющей собой вариацию программы «Развитие», большое внимание уделяется работе с круговой моделью Эйлера. Создатели программы полагают, что построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность. Знакомить детей с кругами Эйлера лучше начать со старшей группы. Вот пример, как можно использовать их при сравнении множеств:

1. Назовите числа ....<4,....>8,....<1.

2. Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8).

3.Назовите числа ....>3, но ....<6 (4, 5).

4. Назовите числа ....<7, но ....>2 (3, 4, 5, 6).

1:

В скобках указаны цифры, которые выкладываются детьми в круг.

Остальные задания можете попробовать сами.

ИКТ-технологии. В настоящее время не представляется возможным обучение детей без использования компьютерных технологий. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Технология проектной деятельности. С недавних пор изменились образовательные стандарты в школах и дошкольных учреждениях. Сейчас для того чтобы развить в ребенке свободную творческую личность недостаточно обучать и развивать теми методами, к которым мы привыкли.  Здесь педагогам поможет технология проектной деятельности. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...

«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте» (Консультации для воспитателей и родителей)

Кто  с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)...

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Консультация для воспитателей  «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»...

Консультация для воспитателей: «Использование современных технологий в формировании у дошкольников представлений о себе и ЗОЖ»

laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, позна...