Консультация для родителей: "... Добрым молодцам урок.Математические сказки"
консультация по математике (средняя группа)

Челдаева Ирина Степановна

Рассказывая  детям  математические сказки мы имеем возможность в увлекательной форме знакомить детей с математическими понятиями.Слушая сказку, они хотят повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_-konsultatsiya_dlya_rod_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«…Добрым молодцам урок. Математические сказки.»

Автор: Челдаева И.С.

воспитатель первой квалификационной категории.

Светлый, 2020

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В сказке много привлекательного для дошкольников: и сюжет,  персонажи, и поразительные превращения, которые происходят с героями, и счастливый конец, чему ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Когда слова автора обращены к маленькому слушателю, предложение быстро принимается, он вовлекается в воображаемые действия персонажей, становится сам героем происходящего. Слушая истории о приключениях героев, которые попадают в самые невероятные ситуации и нуждаются в помощи, дошкольник вовлекается в решение ряда задач на сообразительность, где необходимо применить математические знания. Он учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Ход сказочного сюжета располагает к спокойному совместному обсуждению, доброжелательному общению, в процессе которого происходит эмоциональное сближение  взрослых и детей.

Читая ребенку сказку, не следует торопить события и давать готовить ответ. Необходимо сделать паузу, повторить задание, схематично изобразить то, о чем рассказывается в сказке. Целесообразно по ходу чтения предоставить ребенку возможность опытным путем находить решение. Родители должны направлять поисковую деятельность детей подсказками, поощрением, вопросами, помогают приблизиться к ответу, обсуждают с детьми прочитанное, анализируют предложенные варианты так, чтобы «последнее слово» в выборе ответа оставалось за ребенком. Дошкольник сам выбирает или отвергает способ решения.

Примеры математических сказок:

«Когда это бывает?»

Поспорили однажды четыре времени суток: утро, день, ветер и ночь.

- Я самое красивое  время суток, - говорило молоденькое утро. – Я бужу солнышко, и оно окрашивает меня сиренево – малиновым светом. Все постепенно оживает, набирается сил. На траве блестят капли росы.

- Нет, - возражал ему  деловитый день, - это я самое красивое время суток. Солнце уже в самом разгаре. Оно дает энергию. Все бодры и радостны, заняты своим делом. А небо какое голубое!

- Вечером небо самое красивое – бордово – синее, заявляет вдруг вечер.

- Солнце постепенно садится. Все заканчивают свои дела. Ветер затихает, птицы смолкают. Приятная усталость касается всех, и приходит время для отдыха. На землю опускаются сумерки.

    Тут раздается хрипловатый голос мудрой ночи:

- Самое замечательное небо – ночью. Как много звезд можно увидеть на нем  и сколько интересного и поучительного! Вот Большая Медведица, а вот Полярная звезда. Тишина ласкает слух. Только сверчок где – нибудь поет колыбельную для тех, кто набегался, напрыгался за целый день и сейчас видит сладкие сны. Сны – такая таинственность! Они завораживают и уносят в свою далекую страну.

    Так сидели, пили чай и хвастались друг перед другом времена суток.

    Но вдруг раздался звонок в дверь, и вошла мама мальчика Саши. Времена суток узнали ее сразу же. Они все время сопровождали ее и сына. Женщина всегда была веселой и жизнерадостной. Но сейчас ее лицо было грустным, а в глазах блестели слезы.

    Сашина мама рассказала, что с мальчиком приключилась беда. Злой волшебник заколдовал ее сына, и теперь он все делает наоборот: днем спит, утром, когда все встают, готовится ко сну, вечером, когда уже все заканчивают работать, он только собирается вставать, а ночью, когда все спят, играет со своими игрушками.

    Чего только не пробовала мама, чтобы расколдовать сына. Но ничего не помогает. Посоветовала ей одна добрая старушка обратиться к временам суток. Так она и сделала.

    Думали, думали времена суток и решили обратиться к вам, ребята. Чтобы снять заклятие, нужно ответить на вопросы. Давайте поможем Саше.

    . Солнце встает, все оживает, птички радостно щебечут, цветы открывают свои головки навстречу солнечным лучикам. Как называется это время суток?

   . Солнце в самом зените, жара небо синее – синее. Звери и птицы прячутся в тень деревьев. Когда это бывает?

   . Солнышко близится к закату, небо постепенно окрашивается в синевато – красные оттенки, все смолкает, лишь слышится шелест деревьев, когда пролетает ветерок да в траве поют цикады и сверчки. Когда такое случается!

  . Небо постепенно становится темно – фиолетовым, почти черным, солнца уже нет, на небе появляется луна, становится свежо и прохладно. Когда такое происходит?

   Вы правильно ответили на вопросы о частях суток, а теперь вопросы сложнее.

  . Как связано изменение частей суток с положением солнца на небе?

  . Почему почти все засыпают ночью?

  . Случайна ли последовательность наступления различных частей суток или это взаимосвязано между собой?

  . Связана ли жизнь и деятельность людей с наступлением различных частей суток и природными явлениями, каким образом? А какое время суток больше всего нравится вам, ребята? Почему?

         « Приключения Маши и Вани в стране Геометрии.»

За синими морями, высокими горами в стране Геометрии жила – была девочка Маша, был у нее братишка Ваня.

   Как – то раз отпустили родители Ванюшу на поляну в лес погулять, а Маше строго – настрого приказали беречь братца. Девочка за ним следила – следила, да заснула на травке.

   А тем временем над поляной пролетали Двойки – лебеди. Опустились они на поляну, посадили Ванюшу себе на спину, захлопали крыльями. Да и были таковы.

   Проснулась Маша, а Вани и след простыл. Погоревала Маша, но делать нечего, пошла просить помощи у царицы Геометрии. Та внимательно выслушала ее, покачала головой и молвила: «Жаль мне тебя, Маша, ведь брата твоего похитили слуги графа Циркуля – начальника всех геометрических фигур. Но помочь тебе я не в силах, потому что, если я налажу Циркуль, он разозлится, и из моей страны исчезнут все геометрические фигуры, которые чертит Циркуль.

     . Ребята какие это фигуры?

     Поэтому тебе самой придется разбираться с Циркулем, а помогут тебе мои подданные, которых ты встретишь на пути».

   Надела Маша деревянные башмаки, взяла железный посох и тронулась в неблизкий путь. Прошла три леса, три моря, три горы, а куда идти дальше, не знает. Вдруг, откуда ни возьмись, катится Круг по тропинке.

   . А другие геометрические фигуры могут катиться? Почему? 

   Круг и говорит: «Знаю я, Маша, твою беду, а прислала меня наша добрая царица Геометрия. Поспеши за мной, и я укажу тебе путь к замку графа Циркуля».

   Поблагодарила Маша Круг побежала за ним. Они привел ее к стеклянному дворцу Циркуля. Смотрит Маша через прозрачную стену и видит: ее брат стучит по стеклянным стенам кулачками и плачет.

  Стала Маша думать, как вызволить братца из беды. Вокруг ничего нет, стекло толстое, разбить нельзя, а дверь на ключ закрыта. Как Маше ключ достать? Тут опять ей помог Круг. Он позвал своего брата Треугольника. Тот подпрыгнул, воткнул свой острый угол в замочную скважину, повернул два раза, дверь и открылась.

  . Ребята, а какие еще углы бывают у треугольника, кроме острого? Почему эти углы так называются?

  Маша схватила Ваню за руку и бежать! А тем временем Циркуль возвращался с объезда своих владений. Вошел он во дворец и обнаружил пропажу. Приказал лебедям лететь за беглецами и вернуть их. Маша с Ваней бегут, из сил выбиваются, а Двойки – лебеди летят быстро и вот – вот их нагонят. Что делать?

Хорошо, что друзья вовремя подоспели: Прямоугольник с Треугольником. Поставила Маша Треугольник на Прямоугольник.

  Получился домик, там дети и спрятались. Двойки – лебеди потеряли их из виду.

   . Нарисуйте такой домик у себя на листе бумаги и посчитайте, сколько углов получилось у такого многоугольника?

   Лебеди полетели в другую сторону. Дети отдышались и побежали дальше. Через некоторое время Маша услышала, что лебеди опять их нагоняют. Овал быстро взлетел на небо, надулся и закрыл собой солнышко. Стало совсем темно.

   . На что еще похож Овал?

   Лебеди опустились на землю. Долго они ждали, когда солнце выглянет, снова светло станет. Тем временем Маша и Ваня добрались до дома. То – то было радости и веселья.

«Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход.»

     Пошли однажды Круг и Квадрат в поход. Взяли с собой рюкзаки, положили в них еду и отправились. Шли они лесом, полем, прошли луг и оказались на пригорке. Говорит Круг Квадрату: «Посмотри, Квадрат, какое чудесное место для отдыха внизу. Давай поскорее доберемся туда и отдохнем!»

     Согласился Квадрат, стали они спускаться. Квадрат медленно шагает, с одной стороны на другую ему нелегко переваливаться. А Круг катится с пригорочка быстро, обогнал он Квадрата и стоит внизу, поджидает друга и думает: «Почему Квадрат не катится так же быстро, как и я?»

    • Ребята, почему Квадрат не может катиться?

Спустился наконец Квадрат вниз, запыхался и говорит: «Давай, Круг, немного отдохнем, перекусим». Достали они из рюкзаков еду: у Круга фрукты и овощи: яблоки, апельсины, помидоры, а у Квадрата бутерброды.

    • Ребята, какой формы была еда у Квадрата? Какой у Круга? Нарисуйте ее.

    Верно, у Круга – все круглое, а у Квадрата еда была квадратной формы. Оказывается, даже еду каждый из них предпочитал по своему вкусу. Поделились они, пообедали, потом пить захотели. А воды с собой не взяли. Но тут увидели: вдалеке какой-то водоем блестит.

    - Ура! Это ручей, - закричал Квадрат.

    - Да нет, это лужа, - возразил Круг.

   - А может быть, речка? – сказал Квадрат.

   - А, по-моему, это озеро, из него можно пить, - ответил Круг.

  • Ребята, угадайте, какой это был водоем, если я вам скажу, что он был овальной формы?

   Да, это было чистое лесное озерцо. Напились друзья и пошли дальше. Шли-шли, солнце уже высоко стоит, стало жарко, решили сделать привал, отдохнуть. Квадрат прилег на одну сторону, лежит, отдыхает. А Круг крутится, как волчок, никак улечься не может. Тогда Квадрат предложил ему прислониться к нему, чтобы остановиться. Передохнули друзья и пошли дальше.

    Идут, уже стало совсем темно, надо искать место для ночлега. Видят: чья-то нора. Круг предложил: «Давай заберемся в нору и переночуем». Квадрат согласился. Круг быстро закатился в норку, устроился там удобнее и уже собрался спать, а друга-то нет рядом.

   • Ребята, как вы думаете, почему Квадрат не мог попасть в нору?    

Да, она была круглая, как все норки. Пришлось Кругу вылезть, и стали друзья вместе думать: как же сделать так, чтобы им обоим было удобно? Тут они вспомнили, что у них в рюкзаке лопата припасена. Вынули они ее и выкопали Квадрату ямку квадратной формы, постелили туда листьев и легли спать каждый на своем месте.

    • Какое еще решение проблемы можно было им предложить?

Утром Круг и Квадрат встали в хорошем настроении и отправились домой.

Литература:

  1. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.: илл.
  2. Попова Г.П., В.И. Усачева Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. М.Шпагин. Досуг в кругу семьи. Интеллектуальные игры и задачи.- М.: Профиздат, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг с участием родителей "Добры молодцы"

Представлен досуг "Добры молодцы" для старшей и подготовительной групп с участием родителей...

Консультация для родителей: "... Добрым молодцам урок.Математические сказки"

Рассказывая  детям  математические сказки мы имеем возможность в увлекательной форме знакомить детей с математическими понятиями.Слушая сказку, они хотят повлиять на события, помочь героям п...

Консультация для родителей «Добрые сказки которые помогают воспитывать нравственность»

Какие первые представления получает ребенок знакомясь со сказками? Что такое добро и зло, дружба и предательство, отвага и трусость. Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хор...

Консультация для родителей "Добрая сказка"

В данной консультации рассказывается родителям почему сказка для ребенка это важно, а также рассказывается как првильно их читать....

Консультация для родителей "Добро несет добро"

Консультация для родителей о доброте....

Консультация для родителей."Добрые сказки на ночь"

Консультация  для родителей .           «Добрые сказки на ночь»Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы л...