Развитие комбинаторных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Калугина Ольга Валентиновна

В данной статье описаны способы  развития комбинаторных способностей у детей дошкольного возраста, а также роль взрослого в овладении комбинаторными способностями ребёнком дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinatornye_sposobnosti.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство представляет собой короткий, но наиболее важный период становления личности человека, а важнейшей составляющей личности ребенка является его интеллект и интеллектуально-творческие способности.  Издавна известно, что математика является мощным толчком в развитии интеллекта ребенка, формирование его творческих и познавательных способностей.

Ребенок- дошкольник в первую очередь деятель, он инициативен и активен в познание окружающего мира, самостоятелен в проявлении творчества в доступных для него видах деятельности. Важными показателями умственного развития современного ребенка к концу дошкольного возраста являются: овладение умениями анализировать, сравнивать, обобщать, сериацировать, классифицировать, сравнивать предметы и явления, выяснять закономерность, обобщать, конкретизировать и упорядочивать. [3] Перечисленные способности ребенка составляют его логико-математический опыт. Формирование комбинаторных способностей- важнейшее условие развития логического и творческого мышления дошкольника.

На сегодняшний день мир не стоит на месте- он движется вперед огромными шагами. Большое количество информации ставит человека в ситуацию постоянного поиска оптимального решения для сложившихся обстоятельств, а также прогнозирование последствий принятия решений. И задача взрослого подготовить и помочь развить в ребенке все важные качества личности, развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума, научить ребенка умениям, которые будут позволять ему быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. Поэтому так важно развивать комбинаторные способности, которые являются основным компонентом гибкости мышления и воображения.

Роль взрослого в овладении комбинаторными способностями ребенком дошкольного возраста.

Взрослый должен понимать, что ребенка в дошкольном возрасте  нужно не только учить вычислять и измерять, но самое важное ребенка нужно научить рассуждать. Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста в деятельности. Важно заинтересовать ребенка в выполнение в меру сложных действий. Взрослый должен способствовать достижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности. Важно использовать для ребенка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Деятельность в игре совершенствуется и преобразуется. Игра строится таким образом, что ребенок должен осознать цель, осуществить практическое действие и получить результат, ответить на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации и т.д.  В работе с детьми используется проблемно-игровая технология логико-математического развития, помогающая ребенку искать решение задачи с помощью практических действий, экспериментирования, противоречий и ошибок. Ребенок может проявлять радость и огорчение, а также другие интеллектуальные эмоции.

Е.И.Тихеева предложила в своей методике «естественный» путь развития детей в области математики. Такой путь развития, по мнению Е.И.Тихеевой, ведет к нормальному развитию числовых и в целом математических представлений у детей, соответствует возрастным и индивидуальным возможностям, запросам каждого ребенка. «Естественный» путь развития протекает в самодеятельности, которая понималась как активное участие ребенка во всем, что его интересует.

С.А. Шмаков обозначил принципы организации игр:

  • Отсутствие принуждения
  • Развитие игровой динамики ( от малых успехов к большим)
  • Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
  • Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
  • Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Главной задачей для взрослого по развитию гибкости мышления у дошкольников является не передача готовых схем решения задач , а правильная организация деятельности, по средствам которой может обеспечиваться формирование творческого, продуктивного мышления, а также способствует решению нестандартных задач. Вовлекая ребенка в новую игру нужно побуждать его активность и одновременно наблюдать за тем, как он воспринимает сущность игры, владеет ли действиями сравнения, обобщения, сосчитывания, измерения, классификации и другими; умеет ли устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Обучение детей решению комбинаторных задач, как уже говорилось в предыдущей главе, проводится в три этапа: подготовительный, основной и закрепляющий. В старшем дошкольном возрасте ( старшая и подготовительная группы) основное внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. Все задачи даются в игровой форме, начиная с простого варианта и постепенно переходя к более сложному. В исключительных случаях допускается использование взрослым элементов объяснения, показа, как приема обучения. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию умения классифицировать предметы: выделять их существенные признаки, основание классификации, прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации. Например, раскладывали столбики по высоте, затем по толщине, по цвету, по весу и т.д. Дети проявляют самостоятельность в выделении разнообразных свойств объектов. Также в работу с детьми можно включить такие игровые упражнения как поиск лишнего, недостающего, следующего в ряду объекта.          При правильно построенном взаимодействии взрослого и ребенка у детей возникает живой интерес к возникающим перед ним ситуациям, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Немаловажную роль играет и специально организованная развивающая среда для самостоятельной деятельности детей. В свободном доступе у детей должны находиться занимательные игры, игровые материалы и пособия, такие как « Уникуб», «Кубики для всех», « Палочки Кюизенера», « Блоки Дьенеша» и другое, что безусловно стимулирует их познавательную активность.

Очень интересно мнение Ю.Г.Тамберга, который верно отмечает, что существуют определенные трудности в выборе задач для детей. Если задача не соответствует возрасту ребенка, то ему станет скучно и ребенок откажется ее решать. Исходя из этого,  задачи разделили на несколько уровней: первый, на котором ребенок может решить задачу самостоятельно. Второй- самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решение появляется. Третий- решить ребенок такую задачу не может, но может понять ход решения и ответ. И четвертый-  не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ. Взрослому следует давать ребенку задачи первых трех уровней, причем третий уровень решать совместно с ребенком. Такой подход позволяет ребенку чувствовать уверенность в своих силах, доставляет удовольствие, учит правильному достижению поставленного результата.

 Помимо этого важно осознать тот факт, что темпы развития каждого отдельного ребенка глубоко индивидуальны, и задачей взрослого здесь будет – не пытаться «вытягивать» всех детей на определенный заданный уровень сформированности интеллектуальных способностей, а предоставить возможность каждому ребенку развиваться сообразно его программе.

Предоставляя ребенку свободу выбора деятельности, педагог тем самым

предоставляет ему право на реализацию его субъективной позиции, т.е. реализации замысла, мотивированного самим ребенком, а не предложенного

кем-нибудь извне.

Развитие комбинаторных способностей в дошкольном возрасте, основанное на активном поиске способов действий,  может стать интересным путем познания, который будет способствовать самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Немаловажную роль в этом процессе будут играть усилия взрослых, которые помогут воспитать у ребенка эти качества посредствам правильно подобранных игр на развития комбинаторных способностей и грамотно - организованного процесса познания.

Рекомендации по проведению занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию комбинаторных способностей.

Актуальность проведения развивающей работы в области познавательной сферы дошкольника сегодня очевидна. Чтобы структурировать работу взрослого с ребенком по овладению комбинаторными качествами можно разделить эту работу на этапы :

Первый этап- подготовительный. На данном этапе важно предлагать детям игры и упражнения, рассчитанные на подготовку ребенка к решению комбинаторных задач. Эти игры направлены на развитие образного мышления и воображения у дошкольника. Актуальными играми на данном этапе будут игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста и игры- головоломки, или так называемые геометрические конструкторы.

Основные игры-головоломки это: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино». Каждая игра включается в себя геометрические фигуры, которые получаются в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Чтобы занятия были наиболее плодотворны для детей нужно иметь несколько комплектов одной игры. Построение занятия имеет поэтапную структуру с постепенным усложнением. Взрослый сам регулирует этот процесса, исходя из индивидуальных особенностей освоения ребенком представленного материала. Изначально взрослый предлагает детям составить несложные изображения (домик, кораблик, снеговик и т.д.) из комплектов геометрических фигур. Ребенок по своему представлению составляет изображения, отбирая для этого необходимые геометрические фигуры. Если ребенок не может самостоятельно составить какую-либо фигуру, то можно предложить картинку, но попытаться, чтобы ребенок ее не копировал. После освоения представленного этапа можно перейти к более сложной игре « Составь картинку». Материалом для игры служат одинаковые по форме фигуры, которые раскладываются в конверты по 15-20 штук в каждый. Задача детей: составить картинку (домик, квадрат, орнамент и т.п.) только из одинаковых треугольников, затем из одинаковых трапеций и так далее. Таким образом, каждая игра выступает в роли очередной ступени для подготовки и развитии в ребенке комбинаторных способностей.

Примером игр на воображение может случить игра « Волшебные кляксы» дети учатся находить сходство неясного изображения «кляксы» с реальными образами и объектами. Оценивается качество( оригинальность) и количество образов. Если детям нравится придуманный образ, то они дружно хлопают в ладоши. Упражнение «Волшебные картинки» поможет детям создать в своем воображении предметы, основываясь на схематическом изображении этих предметов. Используются наборы карточек со схематическим изображением некоторых деталей и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигуру, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку, какую захотят, пририсовать к фигуре все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по картинкам. Непременным условием работы с детьми является создание положительной мотивации к интеллектуальной деятельности, предоставление ребенку достаточного времени и максимума внимания, ограждение от воздействий, отвлекающих его от сосредоточения на продуктивной интеллектуальной деятельности.

Таким образом, на подготовительном этапе формируется положительная мотивация и эмоциональная подготовка детей к решению комбинаторных задач.

Задачи основного этапа заключаются в непосредственном развитии мыслительных операций и гибкости мышления на основе интеллектуальных игр. На данном этапе важно подбирать игры и упражнения, которые учат детей выделять различные признаки предметов, классифицировать предметы по этим признакам, тем самым формируя навыки решения комбинаторных задач.

При решении комбинаторных задач ребенок осуществляет перебор всех возможных вариантов решения задачи. Поскольку перебор осуществляется по какому- либо признаку, то важным моментом в готовности детей к решению является умение выделять различные признаки предметов (цвет, форма, размер, принадлежность к группе других предметов). Например, решая комбинаторную задачу « Коврик», детям предлагают три квадрата разных цветов: синий, красный и желтый. Задание: сколько ковриков с различными узорами можно составить   из предложенных квадратов. Детей нужно подвести к тому, что при составлении различных комбинаций лучше пользоваться определенным правилом, которое можно составить совместно с ребенком. Например, берем один квадрат и, не меняя его положение, меняем местами второй и третий. То же проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего зарисовать с помощью цветных карандашей и фломастеров.

Игра- это основной виде деятельности ребенка и все образовательные ситуации должны быть построены непосредственно в игровой форме. Хорошим подспорьем для развития комбинаторных качеств являются интеллектуальные игры, с помощью которых у дошкольника развивается память, логическое мышление, внимательность, целеустремленность, умение длительно концентрироваться на одном виде деятельности.  Примером логической игры может служить игра « Логический поезд». В данной игре картинки, на которых изображены предметы, являются вагончиками и чтобы скрепить каждый вагончик со следующим необходимо использовать общий признак (смысловую связку) и объяснить его. Так, например, «яблоко» соединяем с «вишней», так как это фрукты. «Вишня» созревает летом, когда цветут « Ромашки». «Ромашки» стоят в «Вазе» и т.д. В подобных играх у ребенка формируется гибкость мышления, которая помогает формировать у ребенка комбинаторные навыки. Взрослый во время занятий должен подводить дошкольника к самостоятельному решению, а не давать готовых схем решения поставленной задачи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...