Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Ходченкова Надежда Николаевна

Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umka.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Умка»

(стартовый уровень)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Ходченкова Надежда Николаевна

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности.

Программа кружка «Умка», социально-педагогической направленности, обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ключевой формой работы с детьми в филиале «Радуга» МБДОУ Новоникольского детского сада является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику.

Одна из важных задач этого кружка, воспитание маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.

Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития каждого ребенка.

Дети занимаются 2 раз в неделю в игровой форме. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Новизна программы.

Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода в формировании интеллектуального развития детей, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения.

 

Актуальность и практическая значимость. 

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» - игру (Ф. Фребель) . Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико – математических представлений и умений, основанная на использовании игр .

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она усиливает содержательную составляющую основной образовательной программы дошкольного образования и способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в дошкольном образовательном учреждении. Она не сводится только к обучению их счету, но и стимулирует их познавательную мотивацию, воспитывает в них такие качества, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое, развивает навыки адаптации к современному обществу.

Сотрудничество – совместный поиск, при котором ребенок напрягает свой ум. Даже при минимальном участии в совместной деятельности ребенок чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз от разу накапливая умения и развивая способности к самостоятельной деятельности. Именно такой подход помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в себя, в свои силы. Особая доверительная атмосфера занятий, которая устанавливается между педагогом и детьми, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием продвижения детей в развитии.
Большое внимание педагог отводит наблюдениям за ребятами, уделяет особое внимание проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечает даже самый незначительный успех, вселяя в детей уверенность в собственных силах. Такая атмосфера снижает внутренне напряжение детей.

Адресат программы

Программа адресована детям от 5 до 7 лет.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. По своим характеристикам головной мозг детей старшего дошкольного возраста приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Педагогическая целесообразность.

Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, потребности общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь и развить интеллектуальные способности дошкольников.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Общее количество часов – 36 часов.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Наполняемость группы – 25 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Форма обучения: очная.

Формы организации деятельности

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Физкультминутки, гимнастика для глаз

Работа с дидактическими пособиями

Методы и приемы работы

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Информационно - компьютерные технологии (презентации)

Практические (упражнения)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

В результате занятий в кружку дети подготавливаются к более успешному обучению в школе.

Цель программы: 

Удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей Создание возможностей для всестороннего гармоничного развития личности детей через активизацию мыслительной деятельности, развитие интеллектуальной активности.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы) .

3. Развитие мышления.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие зрительной и слуховой памяти.

6. Развитие начал логического мышления.

7. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1. Совершенствование навыков общения.

2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Воспитание морально-волевых и нравственных качеств.

                                     Учебный план программы

Наименование тематических разделов и тем

        Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Страна Умки»

4

1

3

1.1

Введение в программу.

Начальная диагностика.

1

-

1

Диагностика

1.2

Логика

3

1

2

2

«Озорные игры»

28

7

21

2.1

Анализ-синтез

4

1

3

2.2

Сравнение

4

1

3

2.3

Ограничение

4

1

3

2.4

Обобщение

4

1

3

2.5

Систематизация

4

1

3

2.6

Классификация

4

1

3

2.7

Умозаключения

4

1

3

3

«Маленький гений»

4

1

3

3.1

Интеллектуальные игры

3

1

2

3.2

Итоговое занятие

1

-

1

Диагностика

Итого

36

9

27

Содержание учебного плана

  1. «Страна Умки»

1.1  Вводное занятие. Начальная диагностика. Проведение игр, проверка знаний.

Ожидаемый результат: знакомство с программой.

Формы контроля: диагностика

1.2  Логика.

Теория: Что такое логика, значение логики для различных профессий. Знакомство с заданиями на логику.  Выявление представлений у детей в решении простых логических задач.

Практика: Знакомство со способами решения различных логических упражнений. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти. Учить выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий; решать логические и числовые задачи.

      2. «Озорные игры»

2.1  Анализ-синтез.

Теория: развивать умение делить целое на части, устанавливать между ними связь, мысленно соединять в единое целое части предметов.

Практика: Нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – щенок). Дополнение картинка (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2.2 Сравнение.

Теория: Формировать умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Практика: Закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше- ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различия на 2-х похожих картинках.

2.3 Ограничение

Теория:  Развивать умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Практика:  «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

2.4 Обобщение.

Теория: Формировать умение мысленно объединять предметы в группы по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Практика:  Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.

2.5 Систематизация.

Теория: Выявлять закономерности, расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Практика: Магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

2.6 Классификация.

Теория: Распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Практика: Игры и упражнения на умение объединять предметы по определенному признаку, выявлять лишний. («Четвертый лишний», «Кто заблудился» и т.п.)

2.7 Умозаключение

Теория: Формировать умение при помощи суждений делать заключения. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Практика: Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются. Верно?») Решение логических задач.

3. «Маленький гений».

3.1 Интеллектуальные игры

Теория: Развитие познавательной активности, мотивации, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности.

Практика: Совокупность игр и упражнений, направленных на закрепление полученных знаний.

3.2 Итоговое  занятие. Конечная  диагностика. Проведение игр, повторение пройденного материала.

Ожидаемый результат: анализ знаний, умений и навыков.

Формы контроля: диагностика (проводится 2 раза в год).

Формы подведения итогов

Открытое занятие, участие в мероприятиях различного уровня, педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика).

Планируемые результаты:

1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти

5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;

6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата. Проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, может договариваться о предстоящей работе.

Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сенрябрь

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Вводное занятие

ул. Садовая д.20

Наблюдение

2

Сенрябрь

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Логика

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

3

Сенрябрь

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Логика

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

4

Сенрябрь

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Логика

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

5

Октябрь

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Анализ-синтез

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

6

Октябрь

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Анализ-синтез

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

7

Октябрь

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Анализ-синтез

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

8

Октябрь

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Анализ-синтез

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

9

Ноябрь

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Сравнение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

10

Ноябрь

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Сравнение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

11

Ноябрь

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Сравнение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

12

Ноябрь

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Сравнение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

13

Декабрь

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Ограничение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

14

Декабрь

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Ограничение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

15

Декабрь

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Ограничение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

16

Декабрь

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Ограничение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

17

Январь

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Обобщение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

18

Январь

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Обобщение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

19

Январь

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Обобщение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

20

Январь

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Обобщение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

21

Февраль

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Систематизация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

22

Февраль

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Систематизация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

23

Февраль

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Систематизация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

24

Февраль

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Систематизация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

25

Март

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Классификация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

26

Март

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Классификация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

27

Март

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Классификация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

28

Март

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Классификация

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

29

Апрель

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Умозаключение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

30

Апрель

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Умозаключение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

31

Апрель

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Умозаключение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

32

Апрель

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Умозаключение

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

33

Май

1 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Интеллектуальные игры

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

34

Май

2 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Интеллектуальные игры

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

35

Май

3 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Интеллектуальные игры

ул. Садовая д.20

Наблюдение

Практическое задание

36

Май

4 неделя

17:30-18:00

групповая

1

Итоговое занятие

ул. Садовая д.20

Наблюдение Игра

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Помещение: Занятия проводятся в специально оборудованном помещении–комнате (старше-подготовительной группе). Столы и стулья соответствуют росту детей.

Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступном для детей месте.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации кружковой деятельности.

Технические средства: ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитофон.  

Методическое обеспечение

Методическое сопровождение

– консультации для родителей «Занимательная математика дома»,

– конспекты занятий, игры, видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • «Танграм»;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • цифры от 1 до 9;
  • мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики, головоломки и ребусы;
  • занимательные книги по математике;
  • задания на печатной основе для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • счетный материал;                                
  • наборы цифр;
  • плакаты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия будут проводиться в помещении, которое  соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности и санитарным нормам. В помещении обеспечена хорошая освещенность, нормальная температура и влажность воздуха, проводится периодическое проветривание. Имеется аптечка с медикаментами для оказания первой помощи.

Кадровое обеспечение.

 Педагог, имеющий  высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

Формы аттестации:

Вводная аттестация - это оценка качества знаний и умений детей в начале обучения, проводится педагогом на занятиях.

Итоговая аттестация – это оценка овладения дошкольниками уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершении обучения.

Формы подведения итогов

Участие в итоговом мероприятии, диагностика.

Диагностика.

Проводится 2 раза в год: в начале (сентябрь) и в конце обучения (май) .

Диагностика результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

  ФИО ребенка

Память

Внимание

Мышление

Речевое развитие

Ориентация в пространстве и на листе бумаги

Мелкая моторика рук

Итог

Степень выраженности оцениваемого качества:

Н (низкая) – минимальный уровень, ребенок овладел менее, чем 50% объема знаний и умений. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т.к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

С (средняя) – средний уровень, ребенок освоил примерно 75% объема знаний и умений. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

В (высокая) – максимальный уровень, ребенок освоил практически 100% знаний и умений, предусмотренных программой за конкретный период. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связи. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Оценочные материалы

Тесты: Четвертый лишний, чего не хватает?, классификация, 10 слов, оставление описательного рассказа по картинке.

Тест "Найди отличия".

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о
 найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Тест "Десять слов".

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов. Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов,после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

Тест "Чего не хватает?"

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

Тест "Четвертый – лишний".

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

Тест "Классификация".

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

Тест "Составление рассказа по картинкам".

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску. Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
 

Тест «Графический диктант»

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с точкой. «Начинаем рисовать  узор. Поставь карандаш на точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора педагог помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

Оформление методического обеспечения.

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1.

Развитие речи

Наглядные пособия, плакаты, дидактические карточки, фотографии, детская литература.  

Групповая.

Беседа,   наблюдение, демонстрация презентаций,   рассказы педагога.

Практическое задание, диагностика.

2.

Развитие памяти, мышления, внимания.

Наглядные пособия, плакаты,   дидактический материал, раздаточный материал.

Групповая.

Игровой метод,  упражнения, беседа, практический метод, элементарные опыты. Метод сравнения предметов, сопоставления предметов,  смыслового соотнесения. Рассуждение, умозаключение.

Практическое задание, диагностика.

3.

Графические навыки, развитие моторики.

Раздаточный материал, лист бумаги в крупную клетку, дидактический материал, карандаши.

Упражнения на координацию движений, пальчиковая гимнастика. Игры с мячом, карандашом, бусинами, скрепками.

Практическое задание, диагностика.

4.

Математические навыки.

Наглядные пособия, доска, плакаты,   дидактический материал, раздаточный материал, счетный материал, наборы цифр, геометрических фигур, Танграм, сюжетные картинки.

Игровой метод,  упражнения, беседа, практический метод.

Практическое задание, диагностика.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

2. Н. Гордиенко, С. Гордиенко «Большая книга логических игр и головоломок». М.: АСТ: Астрель, 2011.

3. Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычева А. И. «Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей» Москва Мозаика-Синтез, 2008 г

4. О.Н.Земцова Грамотейка. – М.: «Махаон», 2009.

5. Л.Кузьмина «Играем в буквы и цифры». ЗАО Компания «Махаон», 2007.

6. Ю.Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» М.: Эксмо, 2010.

7. Ю.Соколова «Игры и задания на готовность к школе» М.: Эксмо, 2010.

8. Шалаева Г.П. «Большая книга логических игр» М.:АСТ:СЛОВО.2011.

9. Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)». – Волгоград: ИТП «Корифей».

10. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику». М.: Эксмо, 2010.

11. Соколова Ю. «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет» - М.: Эксмо, 2007.

12. Ильина М.П. «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения». – СПб.: Питер, 2004.

Список интернет-ресурсов:

http://dohcolonoc.ru

http://nsportal.ru

http://www.moi-detsad.ru

https://infourok.ru

http://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста  пр...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...