Дидактические игры на развитие качеств величины
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Губанова Марина Владимировна

 

 Угостим зайчпат морковкой

   Цель: упражнятьещ детей в сравнении рыеазмеров прелдметов, отличающихдся длиной, шириэхной, высотолрй, воспитывать внимоюание.

   Оборудованлие: игрушкащ зайца и маленьких зайнчат, два подляноса: один пугстой, а на другдком крупные и мелкибге морковки (сделанныезх из глины) по количесзтву играющих дуетей.

   

   Ход игры: воспитатель ужпредлагает угпюостить зайчацт морковкой. Вот как многлшо морковок мы собрдлали с огородаы. Воспитатель пряведлагает одндому ребенку найтиж самую длиннудею и толстую морковьдэ, а другому оребенку – самую короткшбую и тонкуюо. Затем раздаетпй всем детям пско морковке. Дети, сидящиие рядом, сравнивають свои мослрковки: у кого длиннэее, у кого корочде (толще и тгьоньше). Воспитатеяхль предлагает угоститьюя зайчиху длишгнной и толстосй морковкой, а заогйчат – короткой зи тонкой. Дети кладуаот свои морковки ныа подносы. Обобщая отвеяты детей, востдпитатель подчеркиваещт, что моркошэвки разных ражзмеров – и большие, и мгаленькиеь. Дети самостфюоятельно продолчлжают играть свъ зайцами.

  Найди такую же

   Цель: упражнять детевй в нахожъждении на глаз и ппутем приложения преидметов, рравных по длинед, ширине, расширение бысловарного запагхса детей: «длина», «ширина», «равные по дощлине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

   Оборудованюие: у каждого ребещнка по 4 ленточкиг одинакового цйвета, разного размерева, среди кототзрых 2 ленточки равняшы по длине ив ширине.

 

   Ход игры: воспитагтель говорит детям, что их бнв гости пригласилае Мальвина: «Вы хотите навесщтить ее? Давайте пригоптовим ей помндарок. Как вы думаетбце, что больше всмбего любит Мальвина?» Дети перечисмвляют свои догацэдки. «У Мальвины офычень красивые длиснные волосы – давайте подаритпм ей ленточшски, чтобы она залпплетала косичкизн, завязывала кюхрасивые бантикчйи». Воспитатель разшхдает детям по ючетыре ленточки иеъ говорит, чйсто из них нужно вцыыбрать две одинакцэовые по длщине и ширине ленточдеки. Дети сравницивают ленточки и выжбирают одимлнаковые. Воспитатеяль следит за тем, чфтобы действияв детей сопровошзждались словами оиз активного слноваря данной игрыкв.

   Кто быстрее

   Цель: упражнярть детей в сравхюнении предметов по дэлине, ширине,фщ высоте и объеваму в целом. Воспитывають внимание, желание поэбедить, учкить правильно согеласовывать сущооествительные с прилшагательными.

   Оборудование: большие и малешфнькие кубы,ч длинные и короткиек полоскит, высокие и низмкие пирамидки, тдширокие и узкие ждощечки, толстые ид тонкие карандашщи – по 5 штук каждых прпедметов.

.

   Ход игры: в группбэу входит Буратино и предуелагает детям игсеру «Кто быстреце выполнит задание». Дети соглашщчаются. Воспитателхаь предлагает сначалад рассмотреть, зччто Буратино прицготовил для игры. ьСначала рассяматривают кубы, отмъечают то, чтобь они разные по рьяазмеру – большие и мфналенькие. Таким же оъбразом рассматривиают пирамидки, еполоски, дощечкъуи, карандаши. чДети выяскнняют, что эти предлдметы различаются наи по длине,зб ширине, высотче. После этохго воспитатель пхаредлагает детям нщрайти и принелсти Буратино высокийе пирамиддки, тонкие карандаши, хширокие доещечки и т. д. Буратино отвмечает тех дечатей, кто ни разуеи не ошибся. После выпголнения задания воспитмгатель предлагаент детям познакоэмить Буратино спч другими игрушкхами в группе.

 

 Угостим метдведя медом

   Цель: упражнять здетей в сортироьювке по толщинес, расширить словарныйдч запас детейчч: «самый толстыйв (тонкий)», «толще», «тоньше».

   Оборудование: 3 коробочкид с нарисованными бйочонками медан разной толщинаы, у каждого ребенкабз по 3 бочонка (силуэт) одинаковоглто размера, но раздные по толщиоъне.

   

   Ход игры: воспитаттмель спрашивает деитей, помнят вли они сказку про трехд медведесуй. Предлагает вспомюнить, как их зговут. Дети назыфвают имена медведейьр. Воспитателеь спрашивает, очто больше всегахо любят медведи, и зпредлагает отолслать мед меюгдведям: «Вот в эти коршеобочки мы соберем ибочонки с мледом». Дети рассматривайют картинки нща коробках и покреазывают точнок такие же. Затем они расклаыдывают пйо коробкам бочоунки, соответствпующие рисунку. Если детиюе ошибаются, они могут чпроверитьл правильность выптолнения заданияэя путем приложерния к оригинаълу. Работа выпьолнена, посылки буядут отправлены медуведям в лес. сМихаил Потапович ыполучит мед в самийом толстом бощчонке, Настасья Петровна – в бочонке щпотоньше, а Мишутка – в самом етоненьком бочонке, тмак как и салйм он еще маленькийш.

 

  Посади цветы вуц клумбу

   Цель: развивать глаювзомер, закрелыпить умение разлирчать предмеюты по высоте.

   Оборудоваруние: на фланелегрьафе расположхены цветы, разныежж по высоте (и высокие, ис низкие) по количеству киграющих детгбей, напротив чьна полу изображмлены клумбы – 2 штуки.

   

   Ход игры: воспитатель пыдриглашаетфч детей поигратьи и объясняет, ччто на полянке вжгыросло много рарзных цветов. Дети рассматюривают, отмечцают, что они все разейные по высоте, кэпоказываютт высокие и низкие цвьжеты. Затем воспицтатель предлагает пекересадить цветы фв клумбу рядъмом с домом, чтобы цэможно былло любоваться этбъими цветами, ухаживатть за ними.мш Но пересадитъль их нужно оченль быстро. Иначе цветы мгаогут погибнуть.к Воспитатесиль парами вызывчуает детей и предлаяигает одному ребенкух посадитьм в клумбу все виысокие цветы. А другому вць другую клумбуу – низкие. Кто быстрее это фсделает, не дзаопустив ошибкитп, получает фишку. эИгру продоржлжают другие дети. Побеждает тот, кото больше блнабрал фишек.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_did.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

   

Дидактические игры  на развитие качеств величины

(Средняя группа)

   

   

 Угостим зайчат морковкой

   Цель: упражнять детей в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной, высотой, воспитывать внимание.

   Оборудование: игрушка зайца и маленьких зайчат, два подноса: один пустой, а на другом крупные и мелкие морковки (сделанные из глины) по количеству играющих детей.

   

   Ход игры: воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой. Вот как много морковок мы собрали с огорода. Воспитатель предлагает одному ребенку найти самую длинную и толстую морковь, а другому ребенку – самую короткую и тонкую. Затем раздает всем детям по морковке. Дети, сидящие рядом, сравнивают свои морковки: у кого длиннее, у кого короче (толще и тоньше). Воспитатель предлагает угостить зайчиху длинной и толстой морковкой, а зайчат – короткой и тонкой. Дети кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, воспитатель подчеркивает, что морковки разных размеров – и большие, и маленькие. Дети самостоятельно продолжают играть с зайцами.

   

Найди такую же

   Цель: упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине, расширение словарного запаса детей: «длина», «ширина», «равные по длине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

   Оборудование: у каждого ребенка по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

   

   Ход игры: воспитатель говорит детям, что их в гости пригласила Мальвина: «Вы хотите навестить ее? Давайте приготовим ей подарок. Как вы думаете, что больше всего любит Мальвина?» Дети перечисляют свои догадки. «У Мальвины очень красивые длинные волосы – давайте подарим ей ленточки, чтобы она заплетала косички, завязывала красивые бантики». Воспитатель раздает детям по четыре ленточки и говорит, что из них нужно выбрать две одинаковые по длине и ширине ленточки. Дети сравнивают ленточки и выбирают одинаковые. Воспитатель следит за тем, чтобы действия детей сопровождались словами из активного словаря данной игры.

  

   Кто быстрее

   Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Воспитывать внимание, желание победить, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными.

   Оборудование: большие и маленькие кубы, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие карандаши – по 5 штук каждых предметов.

.

   Ход игры: в группу входит Буратино и предлагает детям игру «Кто быстрее выполнит задание». Дети соглашаются. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть, что Буратино приготовил для игры. Сначала рассматривают кубы, отмечают то, что они разные по размеру – большие и маленькие. Таким же образом рассматривают пирамидки, полоски, дощечки, карандаши. Дети выясняют, что эти предметы различаются и по длине, ширине, высоте. После этого воспитатель предлагает детям найти и принести Буратино высокие пирамидки, тонкие карандаши, широкие дощечки и т. д. Буратино отмечает тех детей, кто ни разу не ошибся. После выполнения задания воспитатель предлагает детям познакомить Буратино с другими игрушками в группе.

  

 Угостим медведя медом

   Цель: упражнять детей в сортировке по толщине, расширить словарный запас детей: «самый толстый (тонкий)», «толще», «тоньше».

   Оборудование: 3 коробочки с нарисованными бочонками меда разной толщины, у каждого ребенка по 3 бочонка (силуэт) одинакового размера, но разные по толщине.

   

   Ход игры: воспитатель спрашивает детей, помнят ли они сказку про трех медведей. Предлагает вспомнить, как их зовут. Дети называют имена медведей. Воспитатель спрашивает, что больше всего любят медведи, и предлагает отослать мед медведям: «Вот в эти коробочки мы соберем бочонки с медом». Дети рассматривают картинки на коробках и показывают точно такие же. Затем они раскладывают по коробкам бочонки, соответствующие рисунку. Если дети ошибаются, они могут проверить правильность выполнения задания путем приложения к оригиналу. Работа выполнена, посылки будут отправлены медведям в лес. Михаил Потапович получит мед в самом толстом бочонке, Настасья Петровна – в бочонке потоньше, а Мишутка – в самом тоненьком бочонке, так как и сам он еще маленький.

 

 

   В лес за елочкой

   Цель: научить детей сравнивать предметы по высоте с заданным образцом и друг с другом, расширить словарный запас: высокий, самый высокий, пониже, низкий, самый низкий.

   Оборудование: фланелеграф, на котором расположен лес – елочки, разные по высоте (по 5 штук каждого размера), полоски бумаги (5 штук), соответствующие размерам елочек.

   Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас они пойдут в лес за елочкой. А в лесу растут ели разной высоты. Среди них есть очень высокие, пониже, еще ниже и совсем низенькие. Надо будет найти в лесу елочку такой же высоты, как длина вот этой полоски. По вызову воспитателя дети выбирают елки заданной высоты, проверяя свой выбор путем приложения полоски к елочке. Каждый ребенок принес из леса елку, а теперь их нужно посадить в другое место. В первом ряду посадим самые низкие елочки, во втором – чуть выше, в третьем – елочки еще выше, и дальше – самые высокие елки. С заданием справились, воспитатель отмечает самых активных детей, тех, кто не ошибался.

  

 

  Посади цветы в клумбу

   Цель: развивать глазомер, закрепить умение различать предметы по высоте.

   Оборудование: на фланелеграфе расположены цветы, разные по высоте (и высокие, и низкие) по количеству играющих детей, напротив на полу изображены клумбы – 2 штуки.

   

   Ход игры: воспитатель приглашает детей поиграть и объясняет, что на полянке выросло много разных цветов. Дети рассматривают, отмечают, что они все разные по высоте, показывают высокие и низкие цветы. Затем воспитатель предлагает пересадить цветы в клумбу рядом с домом, чтобы можно было любоваться этими цветами, ухаживать за ними. Но пересадить их нужно очень быстро. Иначе цветы могут погибнуть. Воспитатель парами вызывает детей и предлагает одному ребенку посадить в клумбу все высокие цветы. А другому в другую клумбу – низкие. Кто быстрее это сделает, не допустив ошибки, получает фишку. Игру продолжают другие дети. Побеждает тот, кто больше набрал фишек.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для дошкольников на восприятие качеств величины

Игры для дошкольников на восприятие качеств величины...

Электронное дидактическое пособие "Сравнение по величине"( для средней группы).

Данное электронное дидактическое пособие предназначено для детей среднего дошкольного возраста. Пособие представляет собой игру- путешествие. Детям предлагается помочь Пятачку попасть к своему другу В...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины предметов»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Сборник дидактических игр на восприятие величины

Сборник дидактических игр на восприятие величины...

Конспект дидактической игры по разделу «Величина»

Конспект дидактической игры  по разделу «Величина» в старшей группе...

Конспект дидактической игры по разделу «Величина» в старшей группе

Название игры: «Сломанная лестница»Цель: способствовать формированию представления о величине предмета посредством игры «Сломанная лестница»Задачи:закреплять умение замечать на...