ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Семакина Татьяна Евгеньевна

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую направленность.

       Актуальность программы заключается в том, что программа  отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа по подготовке к обучению в школе как для детей посещающих ДОУ, так и для детей посещающих группы кратковременного пребывания и не охваченных дошкольным образованием. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Светловский городской округ» - детский сад №10 «Чайка» 238340, г. Светлый, Калининградская область, пер. Сосновый,12

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

МО «СГО»-д/с №10 «Чайка»

-------------------- С.В.Родионова

Приказ №76/3 от 28.08.2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Умники и умницы»

Возраст обучающих 5-6 лет

Срок реализации 9 месяцев

 

Составитель воспитатель :

 Семакина Татьяна Евгеньевна

г. Светлый 2020г

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую направленность.

       Актуальность программы заключается в том, что программа  отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации. Призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоёв населения, так как может быть использована как дополнительная программа по подготовке к обучению в школе как для детей посещающих ДОУ, так и для детей посещающих группы кратковременного пребывания и не охваченных дошкольным образованием. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.

        Отличительной   особенностью данной  программы является

использование деятельностного метода для знакомства детей с новым

материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.  

Адресат программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и Умницы»  предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет посещающих МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Расширяется мотивационная сфера дошкольников 5-6 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.

Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие -  даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей 5-6 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно  в этот период зарождается детская дружба.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их  разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.  

В 5-6 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Ребенок  начинает относительно успешно использовать новое средство - слово. Но, несмотря на возросшие возможности детей  5-6 лет  целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем  и устойчивость памяти.

В 5-6 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Овладение морфологической системой языка позволяет им  успешно образовывать  достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В 5-6 лет увеличивается словарный запас. Дети  точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или  рассказывать.  

Объем и срок освоения программы:

 Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы  - 9 месяцев, в объеме 72 часа. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется с  1 сентября по 31 мая.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: 

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 8-12 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Регулярность занятий: по 1 часу 2 раза в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 72 часа  продолжительность  занятий исчисляется в академических часах – 25 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность:

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и Умницы" позволяет приобщать детей к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника через развивающие игры. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения в более сложные формы игровой активности.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Практическая значимость:

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Ведущие теоретические идеи:

Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, логико-математического, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, качеств личности, получать новые образовательные результаты.

Цель дополнительной общеразвивающей программы:

- всестороннее развитие личности ребёнка его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

образовательные:

- формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности;

- увеличение объёма внимания и памяти;

- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

- учить отбирать и группировать предметы по их свойствам;

 развивающие:

- развивать предметную деятельность, ознакомить ребенка с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними;

- развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;

 - развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

 - содействовать развитию элементарного эстетического восприятия.

    воспитательные:

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- формирование у учащихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата.

- поддержка умения работать в команде.

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы:

В основу положен  метод деятельности. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как "открытие" закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. 

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.  Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала;  

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или подгрупповая:  самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;

 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Аналитической деятельности каждого обучающегося и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте и опыте друг друга. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению данного материала.

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других, обогащает представления, обучающихся по теме, упорядочивает и закрепляет знания.

Обучение проводится в занимательной, игровой форме. В ходе активного участия детей в дидактических играх и игровых упражнениях  происходит не только усвоение знаний, но общее развитие ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. В рамках занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.  Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на  основных идеях занятия.  Дети могут высказать своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным.

Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя их учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Планируемые  результаты:

К концу реализации программы предполагается, что ребёнок сможет самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность; выполнять сложение, вычитание и сравнение чисел в пределах 10 на основе предметных действий, использовать для записи знаки +, -, =, ; использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Сформируются умения непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму (вместимости), площади, практически измерять длину и объём различными мерками. Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Механизм оценивания образовательных результатов:

Участие детей в интеллектуальных играх, различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Формы подведения итогов реализации программы:

 Обучающиеся участвуют в ежегодной муниципальной интеллектуальной игре "Умники и умницы", различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей, статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:  конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.

Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей, на диагностических итоговых занятиях в конце учебного года.

Так как программа рассчитана на один год обучения, то возможно размещение прогнозируемых результатов и форм их проверки в пояснительной записке как ее завершение.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ МО "СГО" - д/с № 10 "Чайка", правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ МО "СГО" - д/с № 10 "Чайка", Положение о дополнительной общеразвивающей программе. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации общеразвивающей программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;

- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (мольберт, наглядные пособия).

Технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы, диски с занимательными историями.  

Демонстрационные наглядные пособия: плакаты,  картины, муляжи, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, игры Воскобовича, игры на воссоздания силуэтов, игры на развитие логического мышления, творческого воображения, речевых навыков.

Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по темам; карточки для выполнения заданий.

Оборудование для подвижных игр: мячи, куклы, обручи. Оборудование для театрализации:  ширма, бибабо, декорации, костюмы,   игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые) и др. реквизит.

Кадровые условия.

 Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-методические рекомендации к данной программе

- рабочие тетради;

- мультимедийные презентации для занятий;

- архив видео и фотоматериалов;

- методические разработки занятий.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

 

Учебный  план

Раздел 1 Математическое  развитие

                                   

Наименование темы

Количество занятий

Объём часов

Всего

Теория

Практика

      1-2

Количество и счет

2

2

0,5

1,5

      3-4

Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой.

2

2

0,5

1,5

       5-6

Числа и цифры 1,2,3,4,5; знаки +,=; Независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших

2

2

0.5

1.5

7

Число и цифра 6; знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших.

1

1

0.25

0.75

8-9

Числа и цифры 4,5,6; знаки< , >,=; независимость числа от расположения предметов.

2

2

0.5

1.5

10

Числа и цифры 0,4,5,6; решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,< , >.

1

1

0.25

0,75

11-12

Число и цифра 7. Знаки =,+, порядковый счет. Состав числа 7 из двух меньших.

2

2

0.5

1.5

13-14

Числа и цифры 1-8, знаки +, -.Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших.

2

2

0.5

1,5

15-16

Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки < ,>.

2

2

0.5

1,5

17-18

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет; сравнение смежных чисел.

2

2

0.5

1,5

19-20

Число 10. Цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших.

2

2

0.5

1,5

21-23

Решение задач, соотнесение числа и цифры, знаки +, -. Порядковый счет. Составление числа из двух меньших.

3

3

1

2

24

Установление соответствия между цифрой и количествам предметов, знаки <, >.

1

1

0.25

0.75

25-27

Решение задач на сложение и вычитание. Соответствие между числом и цифрой. Порядковый счет.

3

3

1

2

28-31

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших.

4

4

1.5

2.5

32-33

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших.

2

2

0.5

1.5

34-36

Повторение пройденного материала.

3

3

1

2

  Содержание программы

                                                              Раздел 1

Тема 1-2. Количество и счет.(2ч)

Теория:  Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно. 

Практика: Игровое упр. «Сосчитай и нарисуй». Учимся писать цифру. Игровое упр. «Раскрась правильно». Игра «На какую фигуру похож предмет?» Зрительный диктант.

Тема 3-4. Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой.(2ч)

Теория:   Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; решать логическую задачу на установление закономерностей.

Практика Заучивание стихотворения. Игровое упр. «Отгадай загадку». Учимся писать цифру. Игровое упр. «Нарисуй шарики». Ознакомление с пословицами. Физкультминутка. Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры». Работа со счетными палочками.

Тема 5-6 Числа и цифры 1,2,3,4,5; знаки +,=; Независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших (2 ч)

Теория:  Решать логическую задачу на установление несоответствия; понимать независимость числа от величины и пространственного расположения

Практика: Заучивание стихотворения. Игра «Отгадай и запиши». Письмо цифры 5. Игровое упр. «Посчитай и напиши». Ознакомление с названием месяца 0 октябрь. Физкультминутка. Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».

Тема 7 Число и цифра 6; знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших.(1ч)

Теория: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;  навыки самоконтроля и самооценки.

Практика : Игра «Отгадай загадку». Учить писать цифру 6. Физкультминутка . Игра «Исправь ошибку художника». Логическая задача «Дорисуй последний карандаш». Игровое упр. «Раскрась правильно».

Тема 8-9 Числа и цифры 4,5,6; знаки< , >,=; независимость числа от расположения предметов.(2ч)

 Теория: Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;  закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Практика: Игра «Отгадай и запиши». Игровое упр. «Напиши правильно».

Физкультминутка. Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика. Игра «Считай, сравнивай, записывай». Игра «Рисуем треугольники».

Тема  10 Числа и цифры 0,4,5,6; решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,< , >. ()

Теория: сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними; находить различие в двух похожих рисунках; умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе

Практика: Решение и запись задачи. Игра «Соедини правильно». Ознакомление с крылатыми выражениями. Физкультминутка. Игра «Считай, сравнивай, пиши». Игра «Ориентируемся в комнате». Игра «Кто внимательный?»

Тема 11-12 Число и цифра 7. Знаки =,+, порядковый счет. Состав числа 7 из двух меньших. (2ч)

Теория: Знакомить с цифрой 7. Понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части; решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Практика: Игра «Слушай и считай» .Игра «Сложи квадрат». Выкладывание из счетных палочек прямоугольника. Рисование прямоугольников.

Тема 13-14.  Числа и цифры 1-8, знаки +, -.Порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших. (2ч)

Теория Знакомить  с цифрой 8; с названием месяца - декабрь. писать цифру 8; правильно использовать и писать знаки + или  - ; решать логическую задачу.

Практика: Игра «Отгадай загадку». Ознакомление с цифрой Физкультминутка. Игра «Бусы». Ознакомление с пословицами, крылатыми выражениями. Ознакомление с первым зимним месяцем – декабрь. Игра «Соедини правильно».

Тема 15-16.  Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки < ,>. (2ч)

Теория : Решать примеры на сложение и вычитание; умение правильно пользоваться знаками < , > . понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Практика: Игра «А теперь ты сам считай…». Игра «Рисуем овалы». Физкультминутка. Чтение стихотворения. Игра «Раскрась правильно шарик». Игра «Сколько котят в корзине».

Тема 17-18. Числа и цифры 1-9. Порядковый счет; сравнение смежных чисел.(2ч)

Теория: Знакомство с цифрой 9; писать цифру 9; записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.); решение с помощью цифр и математических знаков.

Практика: Игра «Отгадай загадку». Ознакомление с цифрой 9. Ознакомление с крылатыми выражениями. Физкультминутка. Ознакомление с названием месяца – январь. Игра «Дорисуй правильно».  Игра «Дни недели».

Тема 19-20. Число 10. Цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших. (2 ч)

Теория: Знакомство  с цифрой 10; геометрической фигурой - трапецией. писать цифру 10; выкладывать из счетных палочек трапецию.

Практика: Игра «Отгадай загадку». Ознакомление с цифрой 10. Физкультминутка. Трапеция из счетных палочек. Рисование трапеции. Игра «Будь внимательным».

Тема 21-23. Решение задач, соотнесение числа и цифры, знаки +, -. Порядковый счет. Составление числа из двух меньших.(3ч)

Теория: Соотносить число и цифру; пользоваться знаками + , -  ; Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел; различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях.

Практика: Игра «Отгадай загадку». Физкульт минутка с пальчиками. Игра «Считай раскрашивай». Задания со счетными палочками. Игра «Закрась правильно».

Тема24. Установление соответствия между цифрой и количествам предметов, знаки <, >. (1ч)

Теория: Устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; пользоваться знаками < , >; решать логическую загадку на установление закономерностей.

Практика: Игра «Считай и рисуй». Игра «Помоги написать знаки». Физкультминутка. Игра «Узнай, какой день недели». Игра «Кто в каком домике живет?».

Тема25-27. Решение задач на сложение и вычитание. Соответствие между числом и цифрой. Порядковый счет.(3ч)

Теория: Составлять задачи на сложение и вычитание;  решать логическую задачу на сходство и различие;  понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Практика: Игра «Составь задачу». Игра «Составь задачу». Физкультминутка. Ознакомление с названием месяца – март. Игра «Раскрась лишнюю фигуру».

Тема28-31. Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших.(4ч)

Теория: Составлять задачи, записывать  и читать запись; решать логическую задачу на установление соответствия;  понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Практика: Игра «Составь и реши задачу». Игра «Дорисуй правильно». Физкультминутка. Ознакомление с названием месяца – апрель. Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

Тема 32-33. Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших.(2ч)

Теория: Упражнять в различии количественного и порядкового счета. Умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; умение ориентироваться относительно себя, другого  лица.

Практика: Игра «Что растет на нашей грядке». Игра «Отгадай загадку». Физкультминутка. Игра «Нарисуй правильно». Игра «Рисуем лягушку».

Тема34-36. Повторение пройденного материала.(3ч)

Теория:  Навыки порядкового и количественного счета; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?. Составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; выкладывать из счетных палочек.

Практика: Игра «Кто за кем» Игра «Дорисуй цветок» Физкультминутка. Игра «Закрась правильно». Работа со счетными палочками. Самоконтроль и  самооценка выполненной работы.

 

 

1.Продолжительность учебного года в МАДОУ МО «СГО»-д/с  д/с № 10 «Чайка»

Начало учебного года –  с 1 сентября 2020 года

Окончание учебного года – 31 мая  2021 года

Продолжительность учебного года (аудиторные занятия)- 37 недель

 2. Календарь аудиторных  занятий

1 полугодие

18 недель

зимние каникулы

.

2     полугодие

19 недель

Всего

аудиторных

недель

с 01.09.20 г.- 31.12.20 г.

31.12.20 г. - 08.01.21 г

09.01.21-31.05.21

37 недель

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 

Интернет-ресурсы:

1.http://www.youtube.com/watch?v=zh_wtBfvCMs - Занимательные уроки Р. Саакаянца Арифметика для малышей

2. https://www.youtube.com/playlist?list=PL31C9EA509351F009 - Азбука Малышка тетушки Совы

3. https://www.youtube.com/watch?v=qdDKdekqE44 -  Арифметика Малышка тетушки Совы

Рабочие тетради

1.Колесникова Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет»

Для педагога:        

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Наши прописи к рабочим тетрадям.
  2. В.Б. Воскобович «Лабиринты игры»
  3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» Методические рекомендации. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2007
  4. Б. Никитин «Развивающие игры»
  5. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина  Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: «Ювента», 2008.
  6. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»

Программа «Умники и умницы»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Социально педагогической направленности «Умницы и умники»

СОДЕРЖАНИЕ   1.Пояснительная записка  …………………………………........................3  2. Содержан...

Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....