Логические занятия с детьми
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Елена Васильевна Юрченко

сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_logike_v_podgotovitelnoy_gruppe_dou.docx145.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по логике в подготовительной группе

Тема: Деление на группы

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

- Мышонок очень любит машины. Недавно он был в большом гараже. А какие бывают машины? Какие транспортные средства вы можете назвать? (Ответы детей.)

2. Игра «На что похоже?»

Воспитатель показывает фигуры, расположенные на планшете.

- Сейчас я буду говорить, на что похожи фигуры, а вы угадывайте их и находите на планшете.

- У этой фигуры цвет, как у цыпленка, а форма, как у яблока. (Желтый круг.)

- У этой фигуры цвет, как у огурца, а форма, как у солнца. (Зеленый круг.)

3. Работа в тетради

Задание 1. Мышонок помогал красить отремонтированные грузовики. Используя синюю, красную и зеленую краски, покрасьте автомобили так, чтобы они были разными. Кабина и кузов каждого грузовика тоже должны быть разного цвета.

Задание 2. Мышонок вспомнил еще много видов транспорта. На какие группы можно разделить эти транспортные средства? Обведите каждую группу.

4. Физкультминутка

Мы машину ждали,

На дороге встали.

Мы помашем: стоп, стоп!

Ну-ка стой, машина!

А машина: би-би-би!

Проезжает мимо.

Щетки по стеклу шуршат,

Быстро руль крутится.

Ну постой же, погоди!

Дай же прокатиться!

5. Работа в тетради

Задание 3. Чем схожи и чем различаются: автобус, троллейбус, трамвай, электричка, поезд метро? Сравните их парами.

Задание 4. Объясните, для чего существуют эти машины. Задание 5. Мышонок едет на машине домой. Нарисуйте его путь: две клетки вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, а потом - пять клеток вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, шесть клеток вправо.

Задание 6. В гараже Мышонку загадали шуточную загадку. Он ее отгадал. А вы отгадаете?

Машина ехала по мосту. Какое колесо у нее не крутилось? (Запасное.)

Занятие по математике в детском саду.

Тема: «Преобразование геометрических фигур с использованием линейки»

Задачи:

1. Учить преобразовывать геометрические фигуры с использованием линейки.

2. Закрепить:

- умение составлять число из двух меньших чисел;

- умение ориентироваться в пространстве.

3. Уточнить знания детей о циферблате часов.

4. Продолжать упражнять в создании предметных изображений в тетрадях, используя прямые линии и технику штриховки.

Демонстрационный материал: игрушки Смешарики; цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера; план-схемы для 2-х команд.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера; линейки; листы бумаги; макеты часов; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Раздается голос (в записи): «Ой, где это я?

Куда я попала?». Появляется Нюша (свинка).

Воспитатель. Здравствуй, Нюша. Ты попала в детский сад, в подготовительную группу. И мы с детьми занимаемся математикой.

Нюша. А зачем вам эта математика? (Ответы детей.) Ну тогда и мне надо заняться математикой.

Воспитатель. Проходи, садись вместе с детьми. Нас уже заждался твой друг Крош (заяц). Он приготовил для вас игру с разноцветными палочками: вам нужно составить разноцветный коврик. Он должен начинаться с желтой палочки

Дети выкладывают коврик у себя на столе, а воспитатель — из полосок картона (заменяющих палочки Кюизенера) на магнитной доске.

— А какое число обозначает желтая палочка? (5.) Кладем желтую палочку. (Пишет на доске цифру 5.)

— Из каких двух палочек можно составить число 5? Кладем ниже палочки: красную и белую. (Пишет: 4 + 1 = 5.)

— Из каких палочек еще можно составить число 5? (3 + 2 = 5; 2 + 3 = 5; 1 + 4 = 5.)

— Вот какой замечательный коврик мы сделали Крошу. Из каких чисел состоит число 5?

— Ребята, Нюша говорит, что где-то у нас в группе спрятался Бараш. Она не знает где, но у нее есть план-схема, по которой можно его найти.

Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов. Дети делятся на 2 команды. Обеим командам дается план-схема, по которой они ищут Бараша: встают лицом к Нюше, 2 шага вправо, 3 шага вперед, шага вправо, 2 шага вперед.

Дети видят ведро, в котором находят Бараша с линейкой.

Нюша благодарит детей.

Нюша. Ой, ребята, я так рада, что вы отыскали Бараша. А с чем это он тут сидит? Для чего нужна линейка?

Воспитатель. Проходите за столы, я покажу вам, что еще принес Бараш. А у него здесь задания для вас:

- начертите с помощью линейки линию, равную 2 сантиметрам;

- начертите с помощью линейки любой прямоугольник;

- начертите с помощью линейки любой треугольник.

И т.п.

— Спасибо Барашу за эти задания, а вам спасибо за старания. Вот Нюша опять что-то хочет сказать или спросить.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат макеты часов. Нюша показывает на них.

Нюша. Что это за механизм такой: какие-то стрелки, цифры? Никак не пойму.

Дети отвечают Нюше, что это часы с циферблатом. Воспитатель двигает стрелки на макете часов, дети повторяют эти действия со своими макетами.

Воспитатель. Нюша, ты, наверное, тоже хотела бы узнать что-нибудь о часах? Это часы, а это что? (Часовая стрелка.) Она за один час проходит расстояние от одной цифры до другой. (Показывает.) А это какая стрелка? (Минутная.) Она показывает минуты и движется быстрее часовой стрелки. За один час минутная стрелка проходит целый круг. Чтобы узнать, сколько минут показывает минутная стрелка, надо считать от цифры 12. Обведите минутной стрелкой целый круг. Если минутная стрелка стоит на цифре 12, а часовая на цифре 1, то часы показывают один час. Поставьте часы на один час. А как поставить стрелки, чтобы часы показывали 2 часа?

— Нюша осталась очень довольна тем, что мы ей рассказали о часах. Наши гости Смешарики приготовили вам веселое задание в тетрадях, которое нужно выполнить.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задание: рисуют паровоз с вагоном.

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой везет всех за собой.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада

Тема: «Измерение объема условной меркой»

Задачи:

1. Учить:

- измерять объем с помощью условной мерки;

- определять место числа среди других чисел ряда;

- ориентироваться на листе бумаги.

2. Закрепить умения:

- классифицировать предметы и объединять их в множества по трем признакам;

- решать арифметические задачи-драматизации.

Демонстрационный материал: игрушка повар; 2 банки; мерные стаканчики; кастрюля; картина с изображенными на ней предметами в разных углах; деревянная ложка; блоки Дьенеша; 3 обруча; игрушки: крот, грибы.

Раздаточный материал: геометрические фигуры; числовые карточки.

Ход занятия

Дети подходят к столу, где стоят 2 банки с водой, мерные стаканчики, кастрюля. Появляется повар-игрушка.

— Здравствуйте, дети! Помогите мне правильно сварить кашу. В эту кастрюлю в первую очередь нужно налить точное количество воды — 5 стаканов. Вылью-ка я воду из этой банки, здесь, наверное, 5 стаканов. А может, из этой... Ой, что-то я запутался, помогите мне. Как определить, сколько в какой банке воды? (Воду нужно измерить мерными стаканчиками.)

Повар предлагает двум детям измерить объем воды в одной банке, двум детям — в другой. Остальные дети у себя за столами откладывают геометрическими фигурами количество мерных стаканчиков и сравнивают результаты: 4 и 5.

— Так в какой банке больше воды? Почему? На сколько стаканчиков больше в одной банке, чем в другой? Молодцы, ребята! Спасибо за помощь.

— А сейчас проходите за столы, я хочу с вами поиграть в игру «Найди соседей». У вас на столе карточка, в середине которой разное количество кругов. Посчитайте, сколько кругов на карточке; слева и справа положите числовые карточки соседей этого числа.

— Вы очень хорошо справились с этим заданием. Подойдите к доске. Посмотрите на этот разнос. Здесь изображены продукты, которые мне нужны для приготовления салатов. Назовите, что изображено посередине разноса, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, в нижнем левом, в нижнем правом? (Отвечает тот, кому повар дает деревянную ложку.)

— Молодцы, вы справились и с этим заданием! А сейчас я предлагаю вам разделиться на три команды (по считалке). Каждая команда пусть присядет на коврик к своему обручу (рядом коробка с блоками Дьенеша). Задание такое: положите в обруч фигуры:

- все круглые, желтые, толстые;

- все красные, большие, не прямоугольные;

- все треугольные, не синие, маленькие;

- все маленькие, не квадратные, не красные.

Повар благодарит детей и предлагает им решить задачу в стихах, иллюстрируя ее игрушками (крот, грибы).

— Сегодня крот решил мне помочь сварить грибной суп и пошел за грибами.

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Повар благодарит детей за решение задачи.

Если позволяет время, дети составляют еще несколько задач и решают их сами. Повар прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал для занятий с детьми с ЗПР "Развиваем логическое мышление"

Презентация создана для работы социального педагога с детьми с ЗПР. Цель: Развитие у ребенка с ЗПР пространственного представления, воображения, наблюдательности, памяти и внимания....

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Подвижные и логические игры с детьми

Игротека (подвижных, развивающих и логических игр для дошкольников)...

Использование логических упражнений на занятиях с детьми дошкольного возраста».

)  Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема челов...

Логические блоки Дьенеша. Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста по блокам Дьенеша....