Семинар-практикум «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»
материал по математике (старшая группа)

Арефьева Елена Александровна

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Арефьева Е.А.

 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

 

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. Домик для грамоты – буквами

3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. Игрушка – здесь можно играть

5. Сказочный домик – где живут сказки

Воспитатель спрашивает ребенка:

Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

 

1.Начнем с первого игрового задания «Вылепи цифру»

Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ее в ответ^

1)Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (4)

2)Эта циферка с секретом

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова (8).

3)Цифру эту угадайка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру (3).

 

2.Тренажер «Бусинки»

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

 

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

 

3.Тренажер «Цветные ладошки»

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

 

4.А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки»-эта игра может служить динамической паузой.

Задания:

а) Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (2)

б) Ножкой топни столько раз, сколько ежиков у нас (7)

в) Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков (3)

 

г) Мы присядем столько раз. Сколько бабочек у нас (4)

д) Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (5)

 

5.Играем дальше: «Ориентировка во времени»

«Кто знает- тот отвечает!

-Четверг-какой по счету?

-Какой день недели будет после вторника?

-Сегодня пятница-какой день завтра?

-Какой день недели 1? 2? 5? (по счету)

Очень хорошо.

«Количество и счет»

-Игра «Кто знает тот отвечает

-«Назови числа до 6» (5,4,0,3,2,1)

-«Назови числа после 7» (8,9,10)

-Сколько углов у треугольника? А у квадрата?

-Сколько дней в недели?

-Сколько пальцев на одной руке? А на двух?

-Сколько сигналов светофора?

-Сколько рук у человека?

-сколько ног у жука? А у паука?

-Сколько ножек у стола?

-Сколько жирафов живет у нас в квартире?

-МОЛОДЦЫ!

Спасибо за внимание и активное участие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар-практикум «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Арефьева Е.А.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. Домик для грамоты – буквами

3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. Игрушка – здесь можно играть

5. Сказочный домик – где живут сказки

Воспитатель спрашивает ребенка:

Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

1.Начнем с первого игрового задания «Вылепи цифру»

Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ее в ответ^

1)Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (4)

2)Эта циферка с секретом

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова (8).

3)Цифру эту угадайка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру (3).

2.Тренажер «Бусинки»

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

3.Тренажер «Цветные ладошки»

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

4.А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки»-эта игра может служить динамической паузой.

Задания:

а) Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (2)

б) Ножкой топни столько раз, сколько ежиков у нас (7)

в) Сколько покажу кружков, столько выполни прыжков (3)

г) Мы присядем столько раз. Сколько бабочек у нас (4)

д) Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (5)

5.Играем дальше: «Ориентировка во времени»

«Кто знает- тот отвечает!

-Четверг-какой по счету?

-Какой день недели будет после вторника?

-Сегодня пятница-какой день завтра?

-Какой день недели 1? 2? 5? (по счету)

Очень хорошо.

«Количество и счет»

-Игра «Кто знает тот отвечает

-«Назови числа до 6» (5,4,0,3,2,1)

-«Назови числа после 7» (8,9,10)

-Сколько углов у треугольника? А у квадрата?

-Сколько дней в недели?

-Сколько пальцев на одной руке? А на двух?

-Сколько сигналов светофора?

-Сколько рук у человека?

-сколько ног у жука? А у паука?

-Сколько ножек у стола?

-Сколько жирафов живет у нас в квартире?

-МОЛОДЦЫ!

Спасибо за внимание и активное участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)

МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Формирование математических способностей дошкольников с помощью развивающих игр"

В рамках работы над годовой методической задачей:  "Современные требования к формированию элементарных математических представлений у дошкольников"...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Цель:Повысить уровень знаний педагогов по методике формиро...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Подготовила воспитатель Первой младшей группы: Федосеева А.А.

Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Подготовила воспитательПервой младшей группы: Федосеева А.А...