"Четырехугольники"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сульдина Елена Николаевна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четырехугольники.

Цель: Формирование и закрепление понятия «Четырёхугольники».

Задачи: Обучающие:

  • Расширить, углубить и систематизировать знания о геометрических фигурах в старшей группе;
  • Уточнить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, параллелограмм;
  • Познакомить детей с понятием «четырёхугольник» и его признаками: вершины, стороны, углы;
  • Способствовать формированию умения обобщать геометрические фигуры  «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция», «параллелограмм» под понятие - «четырёхугольник».                                

Развивающие: 

  • Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;
  • Развивать вариативное мышления, фантазию.

            Воспитывающие:

  • Воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь;

Материалы и оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, проектор, компьютер, презентация к ООД.

Ход ООД:

Воспитатель обращается к детям: Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз! Воспитатель: 

-  Назовите  какие фигуры вы видите на доске? 

-  Чем одна фигура  отличается от другой?  ( У прямоугольника  равны верхняя и нижняя стороны, а у квадрата все стороны равны) 

- Что одинакового в этих фигурах?  Чем они похожи?  ( четыре угла, четыре стороны) 

- Как вы думаете,  как их можно назвать одним словом? ( Четырехугольники) 

-Послушайте, какое есть стихотворение о четырехугольниках: 

Один квадрат в жару и стужу 

Весь день с утра смотрелся в лужу 

Ему хотелось сосчитать  

Свои углы - три или пять? 

Один, два, три, а дальше –стоп! 

Он больше трех считать не мог. 

Ему пришел на помощь брат. 

Такой же,  как и он квадрат. 

Ты улыбнись братишка шире, 

У нас с тобой угла четыре! 

Мы все отличная семья четырехугольники – друзья 

- Так сколько углов,  у четырехугольников? ( Четыре) 

Жили-были в одной далёкой геометрической стране….

Воспитатель: Ребята, я вам буду загадывать загадки о жителях этой страны, а вы будете отгадывать их! Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Первая загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его …..

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь у меня для вас ещё одно задание. У вас на столе лежат счётные палочки. Давайте каждый перед собой выложит квадрат. И отгадки на следующие загадки вы будете изображать графически при помощи счётных палочек. Теперь слушайте вторую загадку:

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат  ….    

 Дети: Прямоугольник!

Воспитатель: Отлично! А теперь выложите на своём столе рядом с квадратом прямоугольник. Справились?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь слушайте третью загадку:

Треугольник подпилили

И фигуру получили:

Два тупых угла внутри

 И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник

И похож на многоугольник.

Дети: Трапеция.

Дети выкладывают третью фигуру на столе.

Воспитатель: Вот вам и четвёртая загадка:

Все четыре стороны

Тоже у него равны.

Но углы в нем не прямые —

Острые и тупые.

Удивляется квадрат:

«Кто-то сплюснул тебя, брат!» 

Дети: Ромб.

Дети выкладывают четвёртую фигуру на столе.

Воспитатель: А про последнюю фигуру я вам расскажу, потому что вы с ней не знакомы. Разрешите вам представить: ПАРАЛЛЕЛОГРАММ - фигура, у которой противолежащие стороны параллелограм

Дети выкладывают пятую фигуру на столе.

Воспитатель: Вы отлично справились с этим заданием. Теперь посмотрите на фигуры, которые выложили вы на столе и скажите, что же у них общего?

Если дети затрудняются ответить, дать им наводящую информацию, что у каждой перечисленной геометрической фигуры есть углы, стороны и вершины. Попросить детей посчитать количество сторон, углов и вершин у каждой фигуры.

Дети: У всех фигур 4 стороны, 4 вершины и 4 угла

Воспитатель: Вы верно заметили, что все перечисленные геометрические фигуры имеют 4 стороны, 4 вершины и 4 угла. Именно наличие 4х углов дало им название четырёхугольники, то есть фигуры, имеющие 4 угла.

Воспитатель: Четырёхугольники могут ещё называть многоугольником

Воспитатель: Солнце глянуло в окно,                                                                                   Время отдохнуть пришло.                                                                                                        Надо всем нам дружно встать.                                                                                                 Раз присесть, достать до пятки.                                                                                          И плечами покачать.                                                                                                     А затем, как на зарядке,                                                                                                    Прямо и красиво встать.                                                                                                         Руки вытянуть по шире                                                                                                             И на месте поскакать.                                                                                                                   На носок, потом на пятку.                                                                                                                   Физкультминутка, как зарядка.                                                              (Дети выполняют движения за воспитателем по содержанию текста.)

Много ль надо нам, ребята,                                                                                 Для умелых наших рук?                                                                              Нарисуем два квадрата,                                                                                       А на них огромный круг,                                                                                         А потом еще кружочек,                                                                                       Треугольный колпачок.                                                                                          Вот и вышел очень, очень                                                                    Развесёлый чудачек.                                                                             (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?». Вам нужно на картинке найти лишнюю геометрическую фигуру и объяснить почему она лишняя.

Воспитатель: Вы, молодцы, и отлично справились с заданиями! Давайте ещё с вами поиграем!

Воспитатель: На картинке изображены несколько геометрических фигур, но они разрезаны на части и, если их правильно сложить, то у вас получатся разные четырёхугольники. Подумайте и назовите их.

Дети: Трапеция, ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Замечательно! Хочу предложить вам ещё одно задание на внимани

Воспитатель: На картинке нарисована красивая картинка, но она составлена вся из геометрических фигур. Найдите на ней все четырёхугольники и сосчитайте их. Сколько у вас получится трапеций, прямоугольников, ромбов? И какие ещё геометрические фигуры вы найдёте на картинке?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы всё верно посчитали и назвали все геометрические фигуры правильно. На этом мы с вами закончим. Что нового сегодня вы узнали? Какая игра вам больше понравилась?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите руки вверх, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда опустите руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по теме "Четырехугольник"

Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с математическим планшетом и тканевыми играми....

Закреплять представление о треугольниках и четырехугольниках

Закреплять представления о четырехугольниках и треугольниках , их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Закрепить названия дней недели....

Закрепление представлений о треугольниках и четырехугольниках

Закреплять представления о четырехугольниках и треугольниках , их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Закрепить названия дней недели....

Занятие по ФЭМП по теме "Четырехугольники"

Знакомство с понятием четырехугольник, признаками четырехугольника, видами четырехугольников (квадрат, прямоугольник)...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы. Тема "Четырехугольник. Ориентировка в пространстве"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. ФЭМП, старшая группа." Треугольник и четырехугольник".

Конспект непосредственно образовательной деятельности. ФЭМП, старшая группа." Треугольник и четырехугольник"....

Непостредственно образовательная деятльность, старшая группа ФЭМП "Треугольник и четырехугольник"

Представлен конспект непостредственно образовательной  деятльности, старшая группа ФЭМП "Треугольник и четырехугольник"...