Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры
статья по математике

Николаева Ирина Владимировна

Интеллектуальное развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Значит, игра, а самое главное, ее организация – ключ в организации обучения и воспитания ребенка.

Игра – это одно из воспитательных средств, это основной вид деятельности ребенка. Именно в игре проявляется и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. В игре у ребенка формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки ребенка к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка.

Развивающие игры – набор задач с постепенно возрастающими сложностями, направленные на развитие творческих и мыслительных способностей ребенка.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В своей работе с дошкольниками по развитию логического мышления через развивающие игры необходимо ставить следующие задачи:

развитие внимания, памяти, эмоционально-положительного настроения, мелкой моторики рук, интереса к развивающим играм;

• учить самостоятельно решать учебные и практические задачи;

способствовать формированию познавательных процессов, мыслительных операций, творческих способностей;

развивать способности к моделированию и конструированию, активизации словаря.

Педагогических технологийи;

1. Технология развивающего обучения (Занков П. В.):

развитие самостоятельной мыслительной деятельности;

• сотрудничество взрослого и ребенка;

• право выбора ребенка.

2. Технология проблемного обучения (Ильина Т. А.):

• создание проблемных ситуаций и выхода из нее через самостоятельную деятельность;

• познавательная деятельность, состоящая в поиске и решении вопроса.

3. Технология сотрудничества (Ушинский Н. Д.):

• отсутствие прямого принуждения;

• единство обучения и воспитания;

• гуманно-личностный подход к ребенку.

4. Технология индивидуализации обучения (Шадрикова В. Д.):

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки.

5. Личностно-ориентированная технология.

Особое внимание в своей работе я уделяю использованию интегративных методов развития детей – частично-поисковый, проблемный, исследовательский (по принципу «от простого к сложному»).

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме:

• в виде модулей;

• плоского рисунка;

• рисунка в изометрии;

• чертежа;

• письменной или устной инструкции; таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных, иногда 2-3 летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет.

5. Постепенное возрастание трудностей задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. Развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется, и где формируется только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач, и нельзя подсказывать ни словами, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решения практически, ребенок учиться все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или доже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание с решением» и самому проверять точность выполнения задания

9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и воспитателям составлять

новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры Воскобовича

Порограмма направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников через развивающие игры В.Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера....

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие технологии»

Развивающие технологии в жизни дошкольников способствуют развитию интеллектуальных способностей в жизни детей....