Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.

Чтобы правильно организовать деятельность  детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.

Чтобы правильно организовать деятельность  детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем  дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра  имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А  воспитатель привлекает ребенка на этом этапе  в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому,  она  является  наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.

Цель способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Задачи развивающие: расширять кругозор на базе ближайшего окружения; развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.

образовательные: обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина); учить устанавливать связь между словом и свойством предмета; развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.); формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе  соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым; учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия; учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления; обучать счёту в пределах пяти.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы,   наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей 2 младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.

Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической  игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т.д.

Интересны детям  для закрепления пространственных представлений дидактические игры,  созданные по мотивам  знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок»  , «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети  вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т.п.

С целью  ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры: «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец (здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма); «Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание; «Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для усложнения восприятия детьми данной задачи  создала наборы плоскостных  предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков,  черепашек – ниндзя, человек-паук и др.; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей,  и помогла закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).

Например: Где живёт желтый круг? (В желтом кармашке, посередине). Где живёт  оранжевый квадрат? (В оранжевом кармашке, наверху).

Для ознакомления детей с ситуацией  убавления и  добавления, изменения количества была придумана игра с использованием  зарифмованных  игровых задач.  В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:«Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску  столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями  изменения количества (добавления и убавления); «Каждой Нюше по груше»;  «Каждой козочке по розочке», «Каждому комарику по шарику»; «Каждой бабочке по шляпочке»  и т.п.

Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю созданное в группе полифункциональное дидактическое пособие «Математическая полянка» (Приложение 2). С помощью этой игры можно решаются все задачи данного раздела 2 младшей группы. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.

Работа с панно основана на совместном рассказывании математических сказок, которые я сочинила.  Математические сказки  с игровыми проблемными ситуациями, которые можно разыгрывать на этой «математической полянке».

Например  «Чудо дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет,

Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.

Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.

Выросли на нём не листочки, не цветочки,

а очень интересные  геометрические фигуры.

Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве? (Ответы детей).

Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).

Тут бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? (Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме? (Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много). Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.

«Теремок»

Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат). На что похожа крыша теремка? (Ответы детей: на треугольник). На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много).

Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.

Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.

Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? (Ответы детей: один). У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.

Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? (Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.

Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит? (Ответы детей: один). У дверей остановился  и стучит, позвала лисичка волка в теремок.

Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? (Ответы детей: один). У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.

Сколько животных оказалось в теремке? (Ответы детей: много). А как получилось их много? (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).

Стали они дружно жить в теремке.

Своим опытом работы по данному направлению поделилась с коллегами своего дошкольного учреждения. Через выставку дидактических игр познакомила с содержанием развивающей среды 2 младшей группы.

Всех заинтересовало универсальное  дидактическое пособие «Математическая полянка». Провела мастер-класс и познакомила с методикой работы с данным пособием.

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и  без  перспективы на развитие. В основном  это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить  развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по другому, как можно сделать математику интересной для детей  для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.

Затем провела родительское собрание по теме «Как познать мир математики?» в форме деловой игры (Приложение 3). Где родители учились играть в дидактические игры.  Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.

Выяснили, что существует проблема, т.к. у детей еще в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, решили создать в группе «Библиотеку дидактических игр», где каждый может на один вечер взять домой понравившуюся дидактическую игру, а утром её вернуть обратно в детский сад. Так решили проблему по приобретению новых дидактических игр.

В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»-В. А. Сухомлинский

Актуальность: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления и развитие ФЭМП закладываются в дошкольном детстве.

Ни для кого не секрет, что познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребёнка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично.

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

Заинтересовавшись этим вопросом, я взяла тему «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру». На основе наблюдений за ребенком в совместных с педагогом организованных видах деятельности и самостоятельных играх; на основе оценки результатов выполнения ребенком различных действий в специально разработанных игровых упражнениях, были сделаны следующие выводы:

- в начале года дети не различали предметы по размеру;

- затруднялись в определении цвета и формы;

- в дидактических играх математического содержания дети не соблюдали последовательность игровых действий, не проявляли инициативы, предлагая свой ход развития событий в игре;

- игровые действия детей не проявлялись в речи (дети не могли пояснить, что сделали, что получилось и почему).

Теоретическое обоснование опыта. В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. Разработкой видов дидактическихигр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

С. Л.Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. … В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками.

Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание и такие авторы, как З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Е. В. Сербина, А. А. Столяр. Данные авторы предлагают идею развития у дошкольников логико-математических представлений на основе использования серии обучающих игр.

Изучив литературу, опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, поставила перед собой.

Цель: Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру.

В соответствии с поставленной целью выделила задачи (свои действия по реализации цели).

Задачи: создать условия, способствующие освоению детьми свойств предметов, отношений идентичности, порядка, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности, в процессе игр и практических действий; развивать самостоятельность познания, поощрять проявление детской инициативы; поощрять детей в освоении и применении познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в процессе игрового сотрудничества; организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.

Ведущая идея опыта: Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста.

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей, как в групповой, так и в индивидуальной работе. Дидактические игры пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Система работы.

Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является познавательное развитие. Зная о том, что игра является основным видом деятельности дошкольников, решала использовать дидактические игры в развитии познавательных способностей дошкольников.

Полученные в результате мониторинга данные помогли мне проанализировать как созданную в группе предметно-игровую развивающую среду, так и используемые технологии развития и обучения, взаимодействия с родителями воспитанников.

Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно- развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм и были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы. Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету шарфик снеговику», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики» - на закрепление цвета. «Сбор фруктов», «Три медведя» - на закрепление величины предмета.

После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей.

Так в группе появился уголок «Занимательная математика». В нем я разместила и разнообразный занимательный материал. Игры в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в уголке занимательной математики, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использовала дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о шести цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх с пирамидками и башенками, закрепляла у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его. Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов. Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяла формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовала логические блоки Дьенеша. Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств предмета.

Когда дети научились находить предметы по одному свойству,задания стала усложнять: учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»). Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Незнайке все красные фигуры, а Лисенку – все синие». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы.

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.

Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, составила перспективный план дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. План составлен в соответствии с рекомендациями авторов. Игры были распределены в порядке усложнения заданий - от простого к сложному.

Все игры распределила по группам.

1.Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: «Посади бабочку на свой цветочек» «Разноцветные бусы», «Подбери по цвету», «Воздушные шарики», "Найди пару" и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг и квадрат», «Заплатки для коврика», «Найди предмет по форме» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Найди такое же колечко», «Какой мяч больше», «Три медведя» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

2. На ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы». Эти игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивать у них образное мышление.

3.Игры с палочками: «Собери по образцу»

С помощью счетных палочек можно с успехом:- закрепить название геометрических фигур;-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый и др;- закреплять счет; - развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук;- воспитывать отзывчивость, желание помогать другу.

4. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку». Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Перед ребенком всегда ставится задача умственная задача. Он старается добиться результата - собрать бусы, башенку и т. д.

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (кубиками, башенки). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Следующим шагом продумала возможность использования игр в непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

Включаю дидактические игры непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Если в ходе непосредственно образовательной деятельности использую дидактическую игру, то ее место в структуре непосредственно образовательной деятельности определяю в соответствии с целью, назначением и содержанием образовательной деятельности.

Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Незнайка и Лисенок приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.

Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляю, углубляю, расширяю представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.

Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей постоянно размещаю информацию о развитии элементарных математических представлений и о роли дидактических игр в данном процессе.

Результативность.

Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста дала свои результаты. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей показала, что в целом наблюдается динамика в развитие познавательных способностей детей младшей группы. Увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития познавательных способностей, и, соответственно, уменьшилась доля детей с низким уровнем развития познавательных способностей.

Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода дидактических игр.

Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру, толщине); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; научились обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; в процессе игры дети умеют последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.

Некоторые могут предложить свой ход развития событий в игре, не соглашаясь с чем-либо; могут пояснить, что значит «не такой, как», «такой же».

Дети используют дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности.

Перспектива. Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр является долгосрочной. Поэтому продолжить работу по данной теме нужно дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья "Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен практический материал по использованию игр математического содержания в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...