Формирование навыков быстрого математического счета
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Блинова Елена Олеговна

Формирование навыков быстрого математического счета у старших дошкольников с использованием счет (абакуса)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков быстрого математического счета у старших дошкольников с использованием счет (абакуса)

Блинова Елена Олеговна,

воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 19 п. Разумное»

 «Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Прививая интерес к устному счету с детского возраста, мы развиваем познавательную активность ребенка в области изучения математики. Обучение математике является наиболее эффективным средством развития интеллекта. В научных исследованиях интеллект, чаще всего, определяется как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение) в их взаимосвязи.

Известно, что дошкольникам более понятны, интересны и увлекательны те познания, которые даются не чисто словесно-теоретически, а в ходе соответствующей предметной деятельности. Для формирования у детей понятия числа нужно, чтобы в раннем возрасте они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы. При этом знания и навыки в ходе урока-игры быстрее и лучше усваиваются, а занятия проходят заметно веселее.

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты – абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время.

Абакус - это китайское изобретение, которое еще называют первым деревянным компьютером. Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан».

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

Количество спиц может быть разным. Есть, например, семнадцатиразрядные – это когда спиц 17, а есть тринадцатиразрядные, в данном случае спиц всего 13, да и с другим количеством спиц тоже имеются. Слева от спицы единиц находится спица десятков, затем сотен, потом тысяч и т.д. Спицы, расположенные справа от спицы единиц нужны для вычисления долей и в самом начале изучения не используются.

Первоначально дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёт в уме, как картинку (образная память) и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительный, слуховой, тактильный.

Абакус дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа, являясь самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия. Это — прекрасная база для дальнейшего обучения математике. Абакус дает конкретное представление, что 1 — это 1 косточка, а 7 — это косточка 5 и ещё 2 косточки. Их даже можно потрогать!!! «Объемные числа»!!! Дети быстро «схватывают» принципы быстрого счета, а также, что одно число можно составить из разных чисел. Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

Устный счет необходим для активизации мыслительной деятельности ребенка. Он развивает память, речь, способность воспринимать сказанное на слух, повышает внимание и навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.

Главная цель – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, уверенность в себе).

Освоение устного счёта с помощью арифметических вычислений на абакусе может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, так как способствует:

  • развитию способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти;
  • развитию концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов;
  • развитию уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта.

Вывод:

  1. Манипуляции с счетами являются проявлением мелкой моторики, раздражаются нервные окончания на подушечках пальцев, что приводит к стимуляции соответствующей области мозга.
  2. Конкретная предметная деятельность, а не образное мышление: Эльконин Д.Б. утверждал, что ведущей и понятной деятельностью для ребенка дошкольного возраста является предметная деятельность (манипуляция с предметами, а не с образами), именно такой является обучение счета на абакусе. Через предмет счету научиться легче (поэтому используют счетные палочки), чем, если бы сразу считать в уме, используя образы.
  3. В дошкольном возрасте сохраняется определенная, достаточно высокая пластичность мозга, интенсивность роста головного мозга, наблюдается рост нервных клеток и установление нервных связей между левым и правым полушарием.
  4. Для счета ребенок использует обе руки, соответственно, использует два полушария, передвигая косточки абакуса обеими руками; задействование мелкой моторики способствует активизации деятельности головного мозга в целом, а не только одного из его полушарий; Использование картинок переключает работу мозга с левого на правое полушарие
  5. Много видов деятельности в одной. Сочетает тактильный (касается счетов) двигательный (передвигает бусины), вычислительный (счеты, образ) вид деятельности.
  1. В работу включается префронтальная кора головного мозга – это наиболее развитая часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует действия.

Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания

Материал из опыта работы по формированию навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Формирование навыков элементарного счета посредством пособия Кораблик Плюх-Плюх»

Данный мастер-класс позволит познакомить педагогов с пособием В. В. Воскобовича  «Кораблик Плюх – Плюх» и  применением его  при обучении детей навыкам элементарного сч...

«Формирование навыков сохранения и укрепление здоровья за счет использования специально подобранных упражнений для сохранения и укрепления зрения»

Профилактика зрительных наруений- актуальная тема в мире информационных технологий. Это создание условий предметно- развивющей среды в группе для укрепления и сохранения зрения у дошкольников....

Презентация "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)

Презентация  "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)...

Формирования навыков счета посредствами дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Важным условием успешной работы педагога со старшими дошкольниками с ТНР является гибкость в выборе форм обучения. Дидактическая игра является одним из способов формирования счетной деятельности. Она ...