План по самообразованию воспитателя
методическая разработка (старшая группа)

Видевич Надежда Викторовна

План  самообразования  воспитателя по теме: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

                                                     Воспитатель МБДОУ «Детский

                                                           сад комбинированного вида № 39»

                         Н.В. Видевич

                                                                 

г. Ачинск

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

                                                                             пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский                   

Актуальность.

ФГОС  дошкольного образования, очерчивает ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.    Полученные знания и умения закрепляются  в играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, названии множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая игра несёт конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Следует отметить, что не всегда дошкольники понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

-  повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы, вебинары);

- создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по формированию элементарных математических представлений;  

- создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

- организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- обобщить педагогический опыт работы по теме «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям: В НООД, в режимных моментах, индивидуальная работа;                                                                   - работа с родителями – консультации, мастер-классы.

Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 учебный год

  1. Изучение методической литературы

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

             

            2. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг знаний о геометрических фигурах

Д/и «Геометрическая мозаика»,

«Почини коврик»

«Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,

«Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.)

«Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине)

Формирование представлений об ориентировке во времени

Д/и «Части суток»,

«Вчера, сегодня, завтра»

октябрь

Изучение порядковых и количественных числительных

Д/и «Назови скорей»

«Покажи столько же»

«Какой цифры не стало»

«Соедини цифру с нужным количеством» и др.

Формирование понятия о порядковом счёте и количественных числительных, упражнения в порядковом счёте до 10

Прямой счёт (1,2,3; первый, второй и т. д.)

Обратный счёт (10,9.8; десятый, девятый, восьмой и т.д.) «Следопыты»,

«Строители», «Магазин игрушек».

Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности

Посчитай через 1 цифру вперёд. назад (1,3,5; 2,4,6; 10,8,6; 9,7,5 и т. д.)

ноябрь

Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете

Д/и «Какие цифры поменялись местами»,

«Назови соседей» и др.

Знакомство с математическими знаками «+»,  «-», «=»

Решение элементарных арифметических задач и примеров

декабрь

Формирование представлений об ориентировке в пространстве (на бумаге)

Графические диктанты

Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха

Д/и «Откуда позвали»,

«Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.)

январь

Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно предмета

Д/и «Поставь чайник справа от чашки»( спереди. слева и т. д.)

«Что находится слева от…» (за. над и т. д.)

Расскажи, где стоит стол, стул,  шкаф и т. д.»

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и «Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом,боком.

февраль

Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно себя

Д/и «Найди игрушки»,

«Куда пойдёшь, что найдёшь»,«Покажи флажком впереднаправо и т. д.»

«Назови игрушки, стояшие перед тобой. сзади, справа, слева»

Формирование элементарных представлений об анализе и синтезе

Решение элементарных арифметических задач на анализ и синтез

март

Ориентировка во времени

Д/и «Разложи правильно»,

«Когда это бывает»

Беседа с детьми «Наш день»

Обогащение  словаря по теме

Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год»

Составление рассказа по плакату «Режим дня»

апрель

Ориентировка во времени

Заучивание стихотворения

Е. Стеквашова «Неделя»

Словесная  Д/и «Дни недели»

Отмечаем в уголке природы дни недели разноцветными карандашами,

Д/и «Времена года»

май

Исследование знаний о геометрических фигурах

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:

Исследование умения ориентироваться в пространстве

Д/и на расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,

«Магазин игрушек».

«Геометрическая мозаика»

«Почини коврик»

Исследование ориентировки во времени

Д/и «Когда это бывает»

«Времена года»

Исследование знаний об умении соотносить цифры с количеством предметов

Д/и «Дорисуй, сколько не хватает»

«Какая цифра соответствует количеству»

«Что не так»

«Найди ошибку»

3.  Работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Обучение дошкольников математике дома»

Ноябрь

2. Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве относительно предмета?

Январь

3. Рекомендации: «Формируем пространственные

представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Март

4. Выставка детских работ «Шаг в математику»

Апрель

5. Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребёнок  к 6 годам»

Май

4. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста  (в течение года).

5. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) (в течении года).

6. Отчёт воспитателя о проделанной работе за год (май, 2021 г.)

Литература.

1. Программа    «От рождения до школы» по всем образовательным областям.

2. Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». СПб.: Детство-пресс, 2004.

3. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г.

4. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

5. Мурченко Н.А «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Издательство: Учитель, 2016 г.

6. Метлина А. С. «Математика в детском саду». « Просвещение», 2006.

7. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. -  М.: ВАКО, 2005 г.

9. А. А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»  

7. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное  воспитание».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год

План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....